Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:52, реферат
Разнообразие окружающего нас мира обусловлено существованием множества отдельных материальных предметов, обладающих различными свойствами и находящихся между собой в определенных связях. Познание природы этих предметов, выявление их сущности и оперирование полученными знаниями требует мыслительных образов, которые заменяли бы эти предметы объективного мира и служили средством развития мышления и преобразования действительности. Однако из таких средств – понятия. Понятия не существуют в объективном мире, возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и язык наук информационно более емкими, насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знакомых средств.
Стр.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2Понятие как форма мышления………………………………………………….5
3. Процесс образования понятия ………………………………………………..6
4.Виды понятий…………………………………………………………………..8.
5. Деление понятий………………………………………………………………12
5.1 Сущность деления…………………………………………………………...12
5.2 Виды деления………………………………………………………………...12
5.3 правила деления……………………………………………………………...13
5.4Классификация……………………………………………………………….14
5.5Операции с классами…………………………………………………………16
6 Правила и ошибки при деления понятий……………………………………16
7. Дихотомическое деление……………………………………………………..21
7. Задания………………………………………………………………………...23
4 Заключение…………………………………………………………………….24
5. Список литературы……………………………………………………………25
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Российский
государственный
Институт
экономики и управления
Контрольная работа
по дисциплине « Логика»
Тема: «Деление понятий»
вар№4
Реферат
Выполнила: Боярских Любовь
Николаевна
студентка группы:
Ир-112САУ
Екатеринбург
2009
Содержание
Стр.
1.Введение……………………………………………………
2Понятие
как форма мышления………………………………………………….5
3. Процесс образования
понятия ………………………………………………..6
4.Виды понятий……………………………………………………………
5. Деление понятий……………………………………………………………
5.1 Сущность деления………………………………………………………….
5.2 Виды деления………………………………………………
5.3 правила деления………………………………………
5.4Классификация……………………………………
5.5Операции с классами…………………………………………………………
6 Правила и ошибки при деления понятий……………………………………16
7. Дихотомическое
деление……………………………………………………..
7. Задания……………………………………………………………
4 Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
1.
Введение:
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Разнообразие
окружающего нас мира
Логика –
это наука о мышлении. Но в отличие от других
наук, изучающих мышление человека, например
психологии, логика, изучает мышление
как средство познания; ее предметом являются
законы и формы, приемы и операции мышления,
с помощью которых человек познаёт окружающий
его мир.
Логика,
изучающая познающее мышление и применяемая
как средство познания, возникла и развивалась
как философская наука и в настоящее время
представляет собой сложную систему знаний,
включающую две относительные науки: логику
формальную и логику диалектическую.
Мышление
человека подчиняется логическим законам
и протекает в логических формах независимо
от науки логики. Люди мыслят логично,
не зная её правил, подобно тому, как они
правильно говорят, не зная правил грамматики.
Что касается
логики, то её задача заключается в том,
что бы научить человека сознательно применять
законы и формы мышления и на основе этого
логичнее мыслить и, следовательно, правильнее
познавать мир.
Знание логики
повышает культуру мышления, вырабатывает
навык мыслить более “грамотно”, развивает
критическое отношение к своим и чужим
мыслям.
Понятие
как форма мышления
Действительность представляет перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, процессов, наделенных различными свойствами. Любые свойства, черты, состояния, отношения предмета, характеризующие предмет, выделяют его, помогают распознавать среди других предметов, составляют его признаки. Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние, отношение) также рассматривается как его признак.
Любой предмет имеет множество
разнообразных признаков.
Различие между существенными и несущественными признаками предмета имеет относительный характер. В определенных условиях, а также с развитием предмета и нашего познания о нем они могут меняться местами. Один из главных критериев существенности признаков – социальная практика. Например, цена товара, указанная как один из его несущественных признаков, становится существенным и для производителя, и для потребителя, когда в условиях рынка решается вопрос о его купле – продаже. Определяющим фактором в конечном итоге является предпочтение потребителя относительно свойств конкретного продукта. Свойство (признак) продукта – это характеристики товаров и услуг, которые желанны для потребителя. К признакам дома, например, относятся его размер, число комнат, местоположение, приусадебный участок, ванная комната, качество постройки, отсутствие экологических неблагоприятных факторов и т.д. Цена, которую заплатят покупатели за данный дом, зависит от того, как они оценивают его характеристики.
Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком – либо отношении и фиксирует их в понятиях. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из
общей предметной среды.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
Таким образом, понятие
– это логическая мысль,
отражение предмета
в его одном или нескольких
существенных признаках.
Процесс
образования понятия
Итак ,понятия не существуют объективно, независимо от материальных вещей. Они не даны нам при рождении как формы созерцания, категории рассудка или идеи разума, но образуются в процессе познания. Исходным материалом для образования понятий служат результаты чувственного познания. На первой ступени познания, как было показано, создаются чувственные, наглядные образы – непосредственные ощущения, восприятия и представления, которые имеют конкретный характер. Понятие, в отличие от представления, обладает отвлеченным, обобщенным и посредственным характером. Таким же образом из представления образуется понятие?
Процесс
образования понятия состоит
из несколько логических
Первая операция – абстрагирование. Мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.
Дальнейшие операции по формированию понятия производим уже не с самими предметами, а с их признаками
Следующая логическая операция – анализ и дифференциация признаков. В содержание понятия должны войти лишь общие и существенные признаки, свойственные классу предметов. В процессе анализа признаки дифференцируются, существенные признаки отделяются от несущественных, первые сохраняются, вторые отбрасываются. В результате операции образуется новый набор признаков, входящих в содержание понятия.
Далее следует операция синтеза. Общие и существенные признаки предмета, выделенные на этапе анализа, системно объединяются в одну мыслимую вещь, которая и представляет собой содержание понятия. Понятие – это уже не чувственный образ, а абстрактная мысль, оно не обладает наглядностью, конкретностью, а имеет обобщенный и отвлеченный характер.
Завершает процесс образования понятия операция обобщения.
Обобщением в данном случае называется перенос сформированного понятия на новые объекты того же класса предметов. Таким образом, процесс образования понятия завершен: не только сформировано содержание понятия, но и очернен его объем.
Слова –
понятия позволяют человеку
Благодаря понятийному
строю языка люди имеют возможность с
помощью ограниченного числа слов обозначать
практически бесконечное количество предметов.
Пользуясь словами для обозначения понятия
о предмете, человек бы автоматически
«видит» в предмете больше, чем дано ему
непосредственно через органы чувств.
Виды
понятий.
Понятия принято
делить на следующие виды:
a) Понятия единичные
и общие:
В зависимости
от того, мыслится в них один элемент
или множество элементов. Понятие,
в котором мыслится один элемент,
называется единичным (например, «Москва»,
«Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»).
Понятие, в котором мыслится множество
элементов, называется общим (например,
«столица», «писатель», «федерация»).
Общие понятия
могут быть регистрирующими и
не регистрирующими. Регистрирующими
называются понятия, в которых множество
мыслимых в нем элементов поддается учету,
регистрируется (во всяком случае, в принципе).
Общее понятие,
относящееся к неопределенному
числу элементов, называется не регистрирующим.
Множество мыслимых в них элементов
не поддается учету: в них мыслятся
все люди, следователи, указы прошедшего,
настоящего и будущего. Не регистрирующие
понятия имеют бесконечный объем.
б) Понятия собирательные
и не собирательные.
Понятия,
в которых мыслятся признаки некоторой
совокупности элементов, составляющих
единое целое, называются собирательными.
Например, «коллектив», «полк», «созвездие».
Содержание собирательного понятия нельзя
отнести к каждому отдельному элементу,
входящему в его объем, оно относится ко
всей совокупности элементов. Собирательные
понятия могут быть общими (коллектив,
созвездие) и единичными (коллектив нашего
института, созвездие Большой Медведицы).