Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа
Товарные запасы выступают в качестве необходимого условия оборота товаров. Они создаются на всех стадиях их движения, на складах промышленных предприятий, на заготовительных пунктах, складах оптовых и розничных предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые можем сказать, что на различных предприятиях цель образования товарных запасов и объективные тенденции их развития не имеют принципиальных отличий. Кроме того, что в современном обществе товарные запасы создаются с целью удовлетворения потребностей граждан, в то же время соблюдаются интересы получения максимальной прибыли при реализации товаров.
Товарные запасы ― это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства в сферу потребления. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей. Большая часть финансовых средств торгового предприятия, в связи со спецификой деятельности, сосредоточена в товарных запасах [26].
На характер процесса пополнения запасов
товаров влияют особенности производства
и транспортировки товаров, а
особенности потребления
Товарные запасы выступают в
качестве необходимого условия оборота
товаров. Они создаются на всех стадиях
их движения, на складах промышленных
предприятий, на заготовительных пунктах,
складах оптовых и розничных
предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые
можем сказать, что на различных
предприятиях цель образования товарных
запасов и объективные
Товарные запасы на торговом предприятии должны отвечать следующим требованиям [15]:
- нормироваться, т.е. достигать определенных размеров, для того чтобы в течение определенного периода удовлетворять спрос;
- постоянно пополняться и обновляться.
По своей экономической
- обеспечивают непрерывность товарного обращения, в процессе которого происходит их систематическое образование и расходование;
- удовлетворяют платежеспособный спрос населения, т. к. являются формой товарного предложения;
- регулируют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
Формирование товарных запасов всегда связано с дополнительными финансовыми расходами. По своему содержанию затраты, связанные с созданием и содержанием можно разделить на несколько групп:
- отвлеченная часть финансовых средств из оборота вызывает их «омертвление», т.е. чрезмерное увеличение запасов прекращает движение капитала, нарушает финансовую стабильность предприятия, заставляя руководство в срочном порядке изыскивать необходимые для операционной деятельности денежные средства;
- расходы, которые возникают в связи с хранением и владением запасами. Это расходы, связанные с арендой и содержание складских помещений, оплатой труда, перемещением запасов, страхование имущества и др.;
- расходы, связанные с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования товарно-материальных ценностей и др.
В свою очередь, отсутствие необходимого объема запасов приводит также к увеличению дополнительных расходов. В целом, торговые предприятия, создавая запасы товарно-материальных ценностей, преследуют следующие основные мотивы:
- поддержание непрерывности торгового процесса. Товарные запас должен обеспечить время транспортировки, время, затрачиваемое на входной контроль, предпродажную подготовку товаров, комплектацию, предотвратить, в случае нарушения установленного графика поставки, простой торгового процесса, изменения спроса и т.д.;
- стоимость отрицательного уровня запасов (дефицита).
Если на торговом предприятии возникает дефицит запасов, то возникает возможность возникновения дополнительных расходов. Они делятся на три вида и имеют отрицательное влияние на деятельность предприятия:
- расходы в связи с несвоевременным, запоздалым выполнением заказа, когда его нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;
- расходы в связи с потерей сбыта, когда постоянный заказчик обращается в какую-то другую фирму за покупкой, они измеряются в показателях потерянной выручки;
- расходы в связи с потерей заказчика, когда отсутствие запасов отражено не только потерей торговой сделки, но и тем, что заказчик ищет другие источники снабжения;
- сезонность, так как иногда только в определенный период времени можно доставить продукцию потребителю или произвести ее. В некоторые регионы нашей страны только в ограниченный период времени можно доставить продукцию конечному потребителю, а спрос на нее имеется в течение всего года;
- наличие скидок при покупке крупной партии товаров;
- инфляция и возможные спекуляции на росте цен. Торговые предприятия, предвидя рост цен, создают большие размеры запасов, с целью получения прибыли в дальнейшем из-за роста цен [5].
Запасы являются важнейшим инструментом
обеспечения баланса спроса и
предложения на рынке. В связи
с тем, что в цене товара значительную
часть составляют издержки, связанные
с нахождением его в форме
запаса, одной из важнейших задач
распределительной логистики
С логистической позиции товарные запасы представляют собой материальные потоки, которые вышли из сферы производства, но еще не поступили в сферу потребления.
Запасы можно классифицировать по различным признакам.
Несмотря на большое число признаков классификации, наиболее часто применяемой является дифференциация материальных запасов, представляющая собой некий сплав критериев по отношению к логистическим операциям и функциональной принадлежности [32].
По отношению к базисным логистическим активам запасы подразделяют на: совокупные, запасы в снабжении, производственные и сбытовые.
В экономической литературе, все запасы, имеющиеся и включающие в себя сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, детали, готовые изделия и т.п. определяются как совокупные. Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные материальные запасы торгового предприятия, являются объектом оптимизации логистического управления с позиции общих издержек.
Запасами в снабжении принято
называть материальные ресурсы, которые
находятся в логистических
Производственные запасы в сфере
торговли называются запасы материальных
ресурсов и незавершенного производства,
предназначенные для
Сбытовыми, товарными запасами являются
запасы готовой продукции, находящиеся
на складах торгового предприятия
и в каналах сферы обращения.
Они предназначенные для
В логистической системе
К складским запасам относятся запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы включают в себя запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного звена логистической системы.
Запасы грузопереработки, без логистической операции хранения, относятся к специфическим складским запасам.
По своему функциональному назначению запасы делятся на текущие, страховые или гарантийные, подготовительные, сезонные, запасы продвижения готовой продукции, спекулятивные и неликвидные запасы.
Текущий запас это часть запаса, основная часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность торгового процесса между очередными поставками. Его размер постоянно меняется.
Страховой запас предназначен для непрерывного обеспечения материалами или товарами торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств. Его размер может колебаться от спроса на готовую продукцию, невыполнение договорных обязательств по поставкам, сбои в производственно-технических циклах и др. Размер страхового запаса на торговом предприятии следует определять на основе сопоставления затрат на их содержания и упущенной выгоды из-за возникновения дефицита [6].
Подготовительный запас на торговом предприятии составляет часть сбытового запаса, предназначенного для подготовки материальных ресурсов к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических элементарных действий по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке товара к реализации.
К сезонным запасам относятся запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые на предприятии при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства у поставщиков.
Запасы продвижения готовой
продукции формируются и
Спекулятивные запасы обычно создаются торговыми предприятиями для материальных ресурсов в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.
Устаревшие, неликвидные запасы, как правило, образуются, когда логистические циклы в дистрибьюции и торговле не совпадают с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта. Задачей экономиста-менеджера является предотвращение возможности появления таких запасов.
В различных системах управления запасами
на предприятии максимально
Пороговый уровень запаса используется
для определения момента
Текущий запас в любой момент
времени может совпадать с
максимально желательным
Таким образом, запасы играют как положительную,
так и отрицательную роль в
хозяйственной деятельности торгового
предприятия. Положительная роль запасов
заключается в том, что они
обеспечивают непрерывность торгового
процесса и сбыта, сглаживая непредвиденные
колебания спроса, сбои в поставках,
повышая надежность логистической
системы предприятия. Негативной стороной
запасов является то, что в них
замораживаются значительные финансовые
ресурсы и объемы товарно-материальных
ценностей торгового
Основной проблемой
Информация о работе Управление запасами при помощи авс-анализа