Анализ потребительских предпочтений на рынке продовольственных товаров г. Зеленогорска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:27, курсовая работа

Краткое описание

Отправным пунктом понимания поведения покупателей может послужить модель маркетинговых стимулов и ответной реакции покупателей (рис. 1). Маркетинговые стимулы и побудительные факторы окружающей среды входят в сознание покупателя. Решение о покупке зависит от особенностей покупателя и процесса принятия им решения. Задача маркетолога — понять, что происходит в сознании потребителя между моментом воздействия на него внешних стимулов и принятием решения о покупке, и ответить на два главных вопроса:
Как характеристики покупателя — культурные, социальные, личностные и психологические — влияют на его покупательское поведение?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Изучение потребителей 5
1.1. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения 5
1.2. Моделирование поведения потребителей 10
2. Исследование факторов, определяющих потребительский выбор 19
2.1. Исследование внешних факторов поведения потребителей на товарном рынке 19
2.2. Изучение поведения потребителей при покупке и после нее 39
3. Анализ потребительских предпочтений на рынке продовольственных товаров г. Зеленогорска 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг готовый.doc

— 657.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение 3

1. Изучение потребителей 5

1.1. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения 5

1.2. Моделирование поведения  потребителей 10

2. Исследование факторов, определяющих потребительский выбор 19

    1. Исследование внешних факторов поведения потребителей на              товарном рынке          19
    2. Изучение поведения потребителей при покупке и после нее  39

3. Анализ потребительских предпочтений  на рынке продовольственных   товаров г. Зеленогорска         42

Заключение   53

Библиографический список 

 

Введение

 

Цель маркетинга — удовлетворение нужд и потребностей потребителя. Поведение потребителей как область маркетинга изучает процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения и для отдельными потребителями, группами и организациями для удовлетворения своих нужд и желаний.

Овладеть умением понимать и управлять поведением потребителя, узнать покупателя не так просто. Потребитель  нередко говорит о своих желаниях и потребностях одно, а, оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительные мотивы такой покупки, может передумать в последнюю минуту. А значит, маркетологи должны изучать стереотипы поведения целевого потребителя, его нужды, предпочтения, восприятие им товара, его маршруты от магазина к магазину и т.д.

Изучение потребительского спроса компанией дает ей ключ к  разработке новой перспективной  продукции, пониманию основных характеристик  товара, установлению обоснованной цены и другим элементам маркетинга.

Еще совсем недавно активные субъекты рынка изучали потребности и желания покупателей непосредственно на «поле боя», в реальном процессе реализации продукции. Рост компаний и рынков лишил многих менеджеров по маркетингу непосредственного контакта с покупателями. Сегодня менеджер, который стремится лучше узнать своих покупателей, должен ответить на 7 вопросов:

Кто образует рынок?    Покупатели

Что они покупают?    Товары

Почему?      Цели

Кто участвует в процессе покупки?  Организации

Как покупают?     Операции

Когда?      Причины

Где?        Торговые точки

Отправным пунктом понимания поведения  покупателей может послужить  модель маркетинговых стимулов и  ответной реакции покупателей (рис. 1). Маркетинговые стимулы и побудительные  факторы окружающей среды входят в сознание покупателя. Решение о покупке зависит от особенностей покупателя и процесса принятия им решения. Задача маркетолога — понять, что происходит в сознании потребителя между моментом воздействия на него внешних стимулов и принятием решения о покупке, и ответить на два главных вопроса:

Как характеристики покупателя —  культурные, социальные, личностные и  психологические — влияют на его  покупательское поведение?

Каким образом покупатель принимает  решение о покупке?

Рисунок  1- Модель поведения  покупателей

Для специалистов области маркетинга удовлетворение нужд потребителей является принципиально важным в их практической деятельности.  Выполнение этой задачи основывается на следующих процедурах маркетинга:

«Понять потребителей и определить сферу их интересов», - работа проводится на основе специальных исследований, сегментации рынка, моделирования поведения потребителей;

«Обеспечить наличие выбора» – создаются предпочтения и приоритеты, основанные на различных потребительских функций товаров, а так же мест и условий продажи.

«Предоставить информацию о наличии выбора товаров» - используются средства массовой информации, реклама, различные методы стимулирования продаж.

На все эти положения  даны ответы в курсовой работе.

 

1. изучение  потребителей

 

1.1. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения

 

Независимость потребителей представляет собой сложную задачу, но маркетинг может оказывать  влияние на мотивацию и поведение  потребителей, если предполагаемый товар  или услуга действительно являются средством для удовлетворения потребностей покупателя.

На поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего  факторы внешней среды. Важное значение приобретают факторы индивидуальных различий потребителей: доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и  увлечения, личный стиль жизни, демографические характеристики и др. Особое место при формировании поведения потребителя на рынке имеет так называемый психологический процесс, характеризующий ответные реакции потребителя.

Вместе с тем свобода  потребителя основывается на ряде его прав, соблюдение которых является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией всестороннего удовлетворения его потребностей. Обман, низкое качество товаров, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления и другие действия представляют не что иное, как попрание законных прав и должны быть наказуемы.

Предприятие не может  добиться рыночного успеха, если игнорирует запросы потребителей. Не случайно в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании оно определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют и следуют, за этими действиями.

В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия) - потребители. Конечные потребители  — это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домашние хозяйства (одна или несколько семей, объединенных общим хозяйством). К организациям (предприятиям) -потребителям относятся производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.

Конечные потребители  приобретают товары и услуги для  личного пользования. Промышленные предприятия закупают различные  товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи  ее другим потребителям. В качестве посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой реализации, а также складские помещения, транспортные средства, страховые услуги и др. Предприятия розничной торговли покупают товары у предприятий-производителей и оптовой торговли для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров.

Абсолютные  потребности — первый уровень, - абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям, выражают, потенциальную потребительную силу общества. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом, производства.

Действительные  потребности — второй уровень — имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реальная потребительная сила общества.

Платежеспособные  потребности — третий уровень — ограничены не только имеющейся товарной массой, но также и уровнем денежных доходов, и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу общества, т.е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.

Поведение конечных потребителей находится под постоянным влиянием факторов социально-экономического, культурного, психологического характера.

К экономическим, факторам относятся: величина и распределение национального дохода; денежные доходы населения и их распределение по группам-потребителей; объем и состав товарного предложения; уровень и соотношение розничных цен на товары; степень достигнутой обеспеченности населения отдельными продуктами потребления; уровень торгового обслуживания и др. Социальные факторы — это распределительная политика, социальная структура общества, культура потребления, мода, эстетические вкусы и т.п.

Демографические факторы включают: численность населения и его состав; численность и состав семей; соотношение между городскими и сельскими жителями; процессы миграции населения и др. Наконец, природно-климатические и национально-исторические факторы — это географические и экономические условия, традиции, обычаи, условия быта.

Поведение конечных потребителей находится под влиянием различных  периодов жизненного цикла семьи:

  • незамужний, холостяковый период: молодые, отдельно живущие люди;
  • недавно созданные семьи: молодые люди без детей;
  • полная семья на первой стадии развития: молодые супружеские пары с маленькими детьми;
  • полная семья на второй стадии развития: зрелая супружеская пара со взрослыми детьми;
  • пожилые супружеские пары, живущие без детей;
  • престарелые одиночки.

На каждом этапе жизненного цикла семья имеет определенные потребности. Так, супружеские пары с малолетними детьми основное внимание уделяют первоначальному накоплению своего имущества, значительная доля затрат уходит на приобретение товаров детского ассортимента. Пожилые супружеские пары больше уделяют внимание использованию различного рода потребительских услуг (бытовых, связанных с отдыхом).

Особое значение для изучения потребителя имеет группа личностно-психологических факторов: стиль жизни, общественный статус, убеждения и установки.

Сталь жизни представляет собой определенный тип поведения личности или группы Людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. Это одна - из важнейших характеристик образа жизни как устоявшейся формы бытия человека. Техникой определения стилей жизни занимается специальная наука — психографика. Она включает измерение главных показателей стилей жизни.

Статус отражает интегрированный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Социальная значимость оценивается в таких понятиях, как, например, престиж, авторитет.

Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное мировоззрение личности. Что касается установки, то она выражает готовность, предрасположенность субъекта, возникающую при восприятии им определенного объекта или ситуации и обеспечивающую устойчивый характер деятельности по отношению к ним.

Основная задача специалиста  по маркетингу состоит в выявлении  субъектов, принимающих решения о приобретении товаров. В отношении некоторых товаров и услуг это сделать достаточно просто. Например, решение о приобретении той или иной марки сигарет принимает тот, кто непосредственно курит. Вопрос о приобретении многих других товаров, решается, как правило, а семьях, домашних хозяйствах (мебель, автомобиль, продукты питания, одежда). При этом каждый член семьи, домашнего хозяйства играет определенную роль:

  • инициатор — лицо, определяющее необходимость или желание приобрести товар или услугу;
  • влияющее лицо — член семьи, который сознательно или подсознательно, словами или действиями влияет на решение покупки и использование товара или услуги;
  • пользователь — член или члены семьи, непосредственно использующие, потребляющие приобретенный товар или услугу.

«Потребитель» и «покупатель» в маркетинге имеют строго определенный смысл. Покупатели — это лица, непосредственно осуществляющие покупку. Их поведение в магазине определяется индивидуально или как следствие намерений всей семьи или домашнего хозяйства. Потребители — понятие более широкое, подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность (определяющих нужду, поиск товаров, покупку, использование).

В основе оценки (измерения) потребностей, потребления и спроса лежат различные теоретические  посылки. Их можно представить: теориями мотивации: экономическими теориями: теорией рационального потребления.

Для маркетинга важно  выяснить, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет  его потребности наилучшим образом. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция станет товаром. Предлагаемый продукт должен быть прежде, всего полезен потребителю, а уже потом нравиться, самому производителю.

Маркетинговая деятельность имеет дело с целостной системой личных потребностей, содержание и формы, проявления которых весьма многогранны, поскольку они находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера. Задача заключается в том, чтобы в практической работе предприятие могло бы четко выявить, изучить и оценить ту конкретную потребность, на удовлетворение которой направлена его деятельность.

1.2. Моделирование поведения  потребителей

Исследование потребителя  в системе маркетинга ставит цель определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров. Такие факторы носят экономический, социальный, психологический характер: доходы, цены, групповые интересы, демография, традиции, мотивация и т.п. Процесс моделирования конечного потребителя осуществляется в несколько этапов (рис. 2). На первом этапе исследуются возникновение и осознание потребности в том или ином товаре. Потребителями могут быть семья, домашнее хозяйство, отдельная личность. Товары также различаются по характеру потребления: единовременного и длительного пользования; по настоятельности потребности в них (повседневного, периодического, редкого спроса). В основе оценки (измерения) потребности, потребления и спроса в маркетинге широко используются приемы и методы теории «предельной полезности», эластичности спроса, современного бихевиоризма и др.

Информация о работе Анализ потребительских предпочтений на рынке продовольственных товаров г. Зеленогорска