Маркетинг в некоммерческих организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 13:23, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что в некоммерческой сфере удовлетворяются социальные потребности людей в сфере управления, медицине, образовании, в вероисповедании и др.
Результаты деятельности людей в некоммерческой сфере во многом отражаются на благополучии населения от предоставления бесплатного медицинского обслуживания и образования, социального обеспечения, безопасного существования членов общества, особенно наименее защищенных членов общества.

Содержание

Введение______________________________________________________3
Роль маркетинга для некоммерческих организаций_______________4
Маркетинг организаций__________________________________5
Управление образом организации__________________________6
Теоретические основы маркетинга_________________________7
Задачи маркетинга услуг________________________________________10

Особенность маркетинга в сфере образования и медицины__________12
3.1 Медицинские услуги_________________________________________16
Анализ маркетинговой деятельности некоммерческих организаций____________________________________________________19
Заключение____________________________________________________23
Список источников_____________________________________________24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 53.27 Кб (Скачать файл)

 

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

и ОБРАЗОВАНИЯ  МСХ РФ

 

ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная

академия им. В.Р. Филиппова»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

                 «Маркетинг в некоммерческих  организациях»

 

 

                                                

                                           Выполнил : студент гр. 21327 Тухарёнов А.В

.                    

                                                    №213210 _зачетной книжки

     

                           Проверил (ла): к.э.н., доцент Шобдоева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Улан-Удэ

                                                                 2014

 

 

 

Содержание

 

Введение______________________________________________________3

Роль маркетинга для некоммерческих организаций_______________4

Маркетинг организаций__________________________________5

Управление образом организации__________________________6

Теоретические основы маркетинга_________________________7

Задачи маркетинга услуг________________________________________10                                     

 

Особенность маркетинга в сфере образования и медицины__________12

3.1 Медицинские  услуги_________________________________________16

Анализ маркетинговой деятельности некоммерческих организаций____________________________________________________19

Заключение____________________________________________________23

Список источников_____________________________________________24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в некоммерческой сфере удовлетворяются социальные потребности людей в сфере управления, медицине, образовании, в вероисповедании и др.

Результаты деятельности людей в некоммерческой сфере во многом отражаются на благополучии населения от предоставления бесплатного медицинского обслуживания и образования, социального обеспечения, безопасного существования членов общества, особенно наименее защищенных членов общества.

Однако следует отметить, что сегодня данная проблема решена далеко не полностью. Она еще более усугубилась с наступившим финансовым кризисом в нашей стране и за рубежом. Прогнозы свидетельствуют о том, что наступивший кризис может быть преодолен за пределами 2010 года.

Устранение негативных явлений в обществе в значительной мере зависит от эффективного развития некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на удовлетворение социальных потребностей наиболее незащищенных членов общества.

В этой связи, разработка концепции развития маркетинга в некоммерческой сфере, приобретает особую значимость и актуальность.

 

Степень разработанности проблемы.Общие проблемы некоммерческого маркетинга исследованы в трудах зарубежных и отечественных авторов, таких как: Т. Амблер, И. Ансофф, Б. Берман, П.Ф. Друкер, Ж-Ж Ламбен, Ф. Котлер, М. Портер, Дж. Эванс и других.

Этой проблеме посвящены труды отечественных ученых: С.Н. Андреева, Г.А. Васильева, Е.П. Голубкова, Т.П. Данько, П.С. Завьялова, Н.В. Казаковой, О.И. Клименко, М.Л. Макальской, М.М. Максимцова, А.П. Панкрухина,  
Н.А. Пирожковой, И.М. Синяевой, Т.В. Юрьевой и других.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по изучению закономерностей и тенденций развития некоммерческих организаций и рынка некоммерческих продуктов.

Информационную основу исследования составили данные официальной статистики и эмпирические материалы периодической печати, электронных средств массовой информации, статистические сборники Росстата РФ, Законы РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативные и правовые акты деятельности некоммерческих организаций.

 
Роль маркетинга для некоммерческих организаций

Маркетинг (от англ. market - рынок) - это система теоретических принципов и практических методов управления деятельностью в условиях рынка, ориентирующая организацию на достижение максимального эффекта при помощи наиболее полного удовлетворения потребностей ее клиентов лучшими, чем у конкурентов способами. Сущность маркетинга заключается, таким образом, в выявлении потребностей (их изучении, формировании, воздействии на них), в ориентации деятельности на удовлетворение этих потребностей, которое осуществляется посредством обмена (через рынок), и в достижении таким путем специфических целей организации (фирмы).

Сфера некоммерческой деятельности существует в любой стране. Независимо от государственного устройства, политической системы, организации экономики в каждой стране действуют институты государственной власти и управления, силовые структуры, религиозные концессии, общественные организации и т.д. Все они должны быть заинтересованы в том, чтобы результаты их деятельности находили позитивный отклик в обществе, поскольку только в этом случае они оправдывают свое существование и по праву могут рассчитывать на финансирование из средств государственного бюджета, взносов учредителей, спонсорской помощи, средств меценатов и других жертвователей. В зависимости от институтов гражданского общества, рыночной экономики в том или ином состоянии находится конкуренция в некоммерческой сфере, порождающая проблему сбыта результатов деятельности различных некоммерческих субъектов. Интенсивность такой конкуренции изменяется в пределах от естественно монополистической в области государственной власти и управления до острой в области политики, медицины и образования. Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет субъектам рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта их продуктов. Такая концепция необходима не только для коммерческой, но и для некоммерческой сферы деятельности, обладающей весьма существенными особенностями. В частности, они выражаются в своеобразии проявления таких категорий и понятий, как некоммерческий продукт, некоммерческий обмен, некоммерческий субъект, социальный эффект деятельности и др.

В отличие от коммерческих компаний некоммерческие организации не стремятся к получению прибыли и имеют нефинансовые цели и задачи. Эффективность некоммерческих организаций определяется общественной выгодой.

Что бы нормально работать, любая организация нуждается в ресурсах. Некоммерческие организации часто могут получить эти ресурсы бесплатно (добровольный труд, бесплатные консультации экспертов, бесплатное помещение, налоговые льготы) или по более низкой цене.

Таким образом, некоммерческим организациям приходится в области маркетинга иметь дело с двумя взаимосвязанными задачами1:

деятельностью по привлечению необходимых средств и ресурсов;

использованием привлеченных средств и ресурсов в соответствии с миссией организации.

Нередко организации занимаются маркетингом, чтобы «продавать» самих себя.

 

2.1 Маркетинг организаций.

Маркетинг организаций - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций либо поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям.

Маркетингом организаций занимаются их отделы организации общественного мнения. Организация общественного мнения - управленческая функция. В ее рамках осуществляются оценка отношений общественности, соотнесение принципов и приемов деятельности лица или организации с общественными интересами, планирование и проведение в жизнь программы действий, рассчитанных на завоевание понимания и восприятия со стороны общественности.

Маркетинг организации требует оценки ее существующего образа и разработки плана маркетинга, направленного на улучшение этого образа.

Оценка образа организации.

Сначала необходимо выявить нынешний образ организации среди ключевых контактных аудиторий. Образом называется представление об объекте, имеющееся у лица или группы лиц. У разных индивидов могут быть разные образы одного и того же объекта. Организация либо довольна своим образом в глазах общественности, либо может обнаружить серьезные проблемы, связанные с образом.

 

2.2 Управление  образом организации.

Требуется четко сформулировать, какой образ организация хотела бы иметь. При этом организация не должна стремиться к «невозможному».

Допустим, некая консультационная фирма хочет выглядеть более компетентной. Для того чтобы добиться нужного образа, фирма разрабатывает план маркетинга. Основное, что должна сделать фирма, - это, конечно, нанять квалифицированных консультантов. Если у нее уже есть высококвалифицированные консультанты, но они скрыты от клиентов, необходимо обеспечить своим помощникам большую известность. Следует поощрять их вступление в различные ассоциации, рекомендовать им писать статьи и проводить публичные семинары.

Организация должна периодически повторять обследования своих аудиторий, чтобы установить, способствуют ли предпринимаемые действия улучшению этого образа. Изменение не может произойти сразу из-за ограниченности средств и инертности образов. Но если прогресса нет, значит, есть какие-то дефекты либо в деятельности организации, либо в коммуникации.

 

2.3 Теоретические  основы маркетинга.

Рассмотрим теоретические основы построения маркетинга услуг некоммерческих организаций.

Услуга - это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Маркетинг услуг специфичен настолько, насколько услуги отличаются от материально - вещественных продуктов, а рынок товаров - от рынка услуг.

Характерными признаками маркетинга услуг являются следующие:

многие виды услуг неотделимы от того, кто их предоставляет. Поэтому контакт с потребителями часто рассматривается как неотъемлемая часть предоставления услуги;

в маркетинге услуг в предложении превалируют услуги, а товары дополняют его;

одинаковые базовые услуги могут предлагаться различным рыночным сегментам, что затрудняет процесс выбора сегмента рынка фирмы;

чем менее осязаемы услуги, тем менее маркетинг услуг напоминает маркетинг товаров;

маркетинг услуг может как ориентироваться на прибыль, так и нет. К примеру, маркетинг некоммерческих услуг может осуществляться как государственными органами, так и частными фирмами;

маркетинг услуг варьируется по степени регулирования. Наиболее регулируемы некоммерческие услуги и услуги естественных монополий;

нередко трудоемкость услуг становится важнейшим фактором при выборе форм обслуживания. Как правило, чем выше трудоемкость услуг, тем больше склонность потребителей к самообслуживанию;

чем теснее контакты с потребителями услуг, тем выше значение социальной компоненты маркетинга услуг.

Поэтому среди пяти основных концепций маркетинга (производственной, товарной, сбытовой, маркетинговой и социальной) в сфере услуг некоммерческих организаций должна доминировать концепция социального маркетинга: «она утверждает, что предприятие должно предопределять нужды, желания и интересы, своего целевого рынка и удовлетворять их более эффективно, чем конкуренты, причем так, чтобы поддерживать или повышать уровень благосостояния потребителей и общества в целом». Утверждению концепции маркетинга услуг в общественном сознании способствуют следующие факторы:

усложнение производства и расширение потребностей, что чаще всего предъявляет спрос на товары с подкреплением и/или чистые услуги;

развитие кооперации и международного разделения труда, что требует адекватного развития коммуникационных услуг;

углубление специализации и усиление тенденций к интеграции, что во все большей степени превращает производство услуг в специфический вид деятельности;

повышение уровня благосостояния все большей части населения, что ведет к постоянному возвышению их потребностей, в удовлетворении которых услуги играют значительную и все возрастающую роль;

обострение конкурентной борьбы между товаропроизводителями, что подталкивает их к предложению услуг для повышения конкурентоспособности продукции;

ускорение темпов научно-технического прогресса, что позволяет предложить более совершенные способы удовлетворения потребностей, где услуги играют далеко не последнюю роль.

Сущностная характеристика маркетинга услуг дается через цели, принципы, задачи и функции.

Основными целями маркетинга услуг являются:

1) постоянное расширение  ассортимента услуг, что позволяет  повышать рыночную власть производителя услуг;

2) непрерывное повышение  качества обслуживания, что способствует росту конкурентоспособности фирмы;

3) обеспечение устойчивой  тенденции роста рентабельности  производства услуг, что делает экономически выгодным данный вид предпринимательской деятельности.

Со стороны спроса:

- установление дифференцированных  цен, что позволяет сместить часть  спроса с пикового времени  на периоды затишья;

- осознанное культивирование  спроса на услуги в периоды  его спада;

- предложение дополнительных  услуг в периоды максимального  спроса, что может служить альтернативой для клиентов;

- введение системы предварительных  заказов на услуги.

Со стороны предложения:

- привлечение временных  работников в периоды максимального  спроса на услуги;

- установление особого  порядка работы предприятия сферы услуг в период пиковой загрузки;

- разработка программ  предоставления услуг совместными  силами нескольких предприятий  сферы обслуживания;

- увеличение производственных  мощностей за счет дополнительных  инвестиций в сферу услуг.

Важнейшими принципами маркетинга услуг являются:

1) комплексный подход  к решению маркетинговых проблем. При этом категория «комплексный»  включает разработку комплекса  маркетинга услуг, комплексное обслуживание потребителей, комплексное решение маркетинговых проблем, стоящих перед производителем услуг;

2) концентрация усилий  на решение узловых маркетинговых  проблем, включая концентрацию ресурсов  на реализацию стратегии и  тактики маркетинга услуг;

3) специализация и кооперация  в обслуживании клиентов, что  позволяет завоевывать и удерживать рынки на основе активного использования конкурентных преимуществ в сфере услуг.

Информация о работе Маркетинг в некоммерческих организациях