Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:37, курсовая работа
Рынок продовольствия представляет собой один из важнейших структурных компонентов рыночной экономики любой страны. Это объясняется рядом объективных причин: во-первых, значимостью и ролью продовольственных товаров в жизнеобеспеченности общества; во-вторых, особой ролью аграрного сектора в воспроизводственных процессах рыночной экономики; в-третьих, низкой ценовой эластичностью спроса на продовольствие.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынок продовольственных товаров как экономическая категория….……...5
1.1 Понятие рынка продовольственных товаров, его функции..……...……...5
1.2 Сегментация рынка продовольственных товаров..……….……………….9
1.3 Факторы спроса и предложения на продовольственном рынке…..…….11
2. Особенности спроса на продовольствие на Российском рынке…………...14
2.1 Факторы формирования спроса на продовольственном рынке России...14
2.2 Анализ спроса на продовольствие в различных регионах России…..….18
3. Эластичность спроса на продовольственном рынке……………….………19
3.1 Виды эластичности…………………………………………………………19
3.2 Расчёт эластичности спроса на примере хлебобулочных изделий…..…22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………
Рынок продовольствия представляет
собой один из важнейших структурных
компонентов рыночной экономики
любой страны. Это объясняется
рядом объективных причин: во-первых,
значимостью и ролью
Объектом исследования данной курсовой работы выступает спрос на региональном потребительском рынке продовольственных товаров, как важнейшая составляющая социально-экономического развития региона, влияющая на уровень и качество жизни населения.
Предметом исследования являются теоретические и методологические аспекты маркетингового управления спросом на продовольственном рынке региона.
Спрос
на продукты питания
Острота проблемы
удовлетворения платежеспособного
спроса населения на продукты питания
обусловлена современной
В сложившихся условиях кризис мировой экономической системы еще более обострил проблему удовлетворения платежеспособного спроса на продовольствие как в России в целом, так и в отдельных ее регионах, поставив и потребителей, и производителей продовольствия в еще более сложные условия оптимального экономического выбора.
Для решения проблемы обеспечения населения продовольствием и наиболее полного удовлетворения платежеспособного спроса необходимо формирование научнообоснованной национальной политики, направленной на развитие рынка продовольствия, так и региональной продовольственной политики, выстроенной с учетом региональных особенностей производства и потребления продуктов питания.
1. Рынок продовольственных
1.1. Понятие рынка
В современной
экономической литературе
К. Макконнелл и С. Брю считают, что рынок – это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Наиболее универсальной является
следующая формулировка: рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов.
Продовольственный
товар – это продукт,
Рынок продовольственных
Рынок продовольственных
Первый тип – рынок сырьевых
продовольственных товаров.
Второй тип – рынок
Третий
тип – рынок относительно
Четвертый тип – рынок
Рынок продовольственных
1) Информационную.
Через цены, процентные ставки
и т. д. рынок дает участникам
информацию об объективно
2) Посредническую.
Экономически обособленные
3) Ценообразующую.
Рыночное ценообразование
4) Регулирующую.
Благодаря взаимодействию
5) Санирующую.
С помощью конкуренции рынок
очищает общественное
1.2 Сегментация рынка
Сегментация
рынка заключается в
Сегмент
- это группа потребителей, характеризующаяся
однотипной реакцией на
При сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.
Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
Демографическая сегментация-деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.
Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
Психографическая сегментация- деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
Поведенческая
сегментация предполагает деление
рынка на группы в зависимости
от таких характеристик
Применительно
к рынку продовольственных
1) зерно, зерновые культуры, крупа, мука;
2) хлеб, хлебобулочные изделия;
3) мясо, мясопродукты, мясо птицы, рыба;
4) молоко, молочные продукты, сливочное масло;
5) масличные культуры, подсолнечное масло;
6) овощные культуры, картофель;
7) сахар, шоколад, кондитерские изделия;
8) чай, кофе;
9) спирт этиловый, алкогольные изделия.
1.3 Факторы
спроса и предложения на
Основными
элементами продовольственного
рынка является спрос,
Важнейшим элементом
Спрос подразделяется на реальный, удовлетворенный и неудовлеоворенный.
Реальный
спрос определяется суммой
Удоволетворенный (реализованный) спрос составляет основную часть платежеспособной потребности. Он меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на продовольственные товары.
Спрос
формируется под влиянием
- экономические факторы: уровень развития производства продовольственных товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой обеспеченности населения продуктами питания и др.;
- социальные факторы: социальная структура общества, профессиональный состав населения, уровень развития культуры и др.,
- демографические факторы: численность населения, соотношение между городским и сельским населением, размер и состав семьи;
- природно-климатические факторы: географические и экономические условия, традиции, условия быта и т.п.;
- политические факторы, непредвиденные чрезвычайные ситуации.
Влияние указанных групп
Спрос отражает объем и
Спрос
характеризуется объемом,
Объем спроса зависит от следующих факторов: количества населения (N);
структуры потребностей населения (Wi) – доля затрат на потребление i-го продукта в общей структуре затрат; уровня доходов потребителей (Z);цены на продукты (Рi – цена единицы i-го продукта).