Маркетинговое исследование мнений студентов о работе университетской столовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования.
Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Так, по теории потребностей А. Маслоу, процесс употребления пищи и последующего насыщения организма является одной из основных и первоначальных биологических потребностей, которую стремится удовлетворить любой индивид. И удовлетворить эту потребность нам помогают различные предприятия общественного питания.

Содержание

Введение. 3
1. Исследование потребителей, как важнейшая часть маркетинговых исследований. 5
1.1. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований. 6
1.2. Изучение потребителей для целей маркетинга. 8
1.3. Методы исследований 10
2. Анкетные опросы в маркетинговых исследованиях. 12
2.1. Требования, предъявляемые к разработке анкет. 12
2.2. Виды вопросов в анкетах, измерение мнений и отношений. 13
3. Маркетинговое исследование мнений студентов о работе 16
университетской столовой. 16
3.1. Цель и методология исследования. 16
3.2. Результаты исследования. 18
3.3. Выводы и предложения по полученным данным. 29
Заключение. 31
Список использованных источников. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования представляют собой сбор.docx

— 354.75 Кб (Скачать файл)

Министерство  Науки и Образования Российской Федерации

Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

Факультет «Коммерции и маркетинга»

Кафедра «Маркетинга и рекламы»

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Маркетинговые исследования»

на тему: «Маркетинговое исследование мнений студентов о работе университетской столовой»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы КМ-33

Мачарадзе Н.З.

 

Научный руководитель:

доц. Гришина Вера Тихоновна

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва, 2013 год.

 

 

Оглавление.

 

 

Введение. 3

1. Исследование потребителей, как важнейшая часть маркетинговых исследований. 5

1.1. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований. 6

1.2. Изучение потребителей для целей маркетинга. 8

1.3. Методы исследований 10

2. Анкетные опросы в маркетинговых исследованиях. 12

2.1. Требования, предъявляемые к разработке анкет. 12

2.2. Виды вопросов в анкетах, измерение мнений и отношений. 13

3. Маркетинговое исследование мнений студентов о работе 16

университетской столовой. 16

3.1. Цель и методология исследования. 16

3.2. Результаты исследования. 18

3.3. Выводы и предложения по полученным данным. 29

Заключение. 31

Список использованных источников. 32

Приложения. 33

 

 

Введение.

 

Актуальность  темы исследования.

Питание как  процесс употребления пищи удовлетворяет  самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Так, по теории потребностей А. Маслоу, процесс употребления пищи и последующего насыщения организма  является одной из основных и первоначальных биологических потребностей, которую  стремится удовлетворить любой  индивид. И удовлетворить эту  потребность нам помогают различные  предприятия общественного питания.

Сегодня конкуренция  на рынке общественного питания  в России достаточно велика. Главная тема сегодня - борьба за качество обслуживание, борьба за покупателя. 
Мы, как потребители и потенциальные покупатели, получаем выбор: где, как и за какую сумму удовлетворять одну из самых важных биологических потребностей - потребность в пище.

Согласно  ГОСТ Р 50647—94 «Общественное питание. Термины и определения», услуга общественного  питания - это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя  в питании и проведении досуга. Услуги питания представляют собой  услуги по изготовлению кулинарной продукции  и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия  и подразделяются на:

  1. Услуга питания ресторана;
  2. Услуга питания бара, услуга питания кафе;
  3. Услуга питания столовой;
  4. Услуга питания закусочной.

Каждый из вышеперечисленных типов и классов  предприятий имеет свой 
контингент. Однако следует обратить внимание на молодежь, а именно на студенческую молодежь.

Студенческая  столовая - излюбленное место встречи  учащихся самых разных факультетов. Здесь завязываются знакомства, идёт совместная подготовка к семинарам  и контрольным. Но, в первую очередь, студенческая столовая традиционно  была местом, где будущие врачи, учителя, инженеры, 
а также их преподаватели могли вкусно и, главное, недорого пообедать или 
перекусить. Поэтому, важно выяснить, как обстоит дело с питанием в нашем ВУЗе.

Основой работы является проведение собственного маркетингового исследования. В качестве основного  метода сбора информации в работе используется метод анкетного опроса.

Также были применены методы анализа вторичных данных, изучение теоретических источников, изучение специализированной литературы. 

 

Объект исследования: студенты Российского Государственного Торгово – Экономического Университета.

Предмет исследования: удовлетворенность студентов работой  студенческой столовой РГТЭУ.

Цель исследования: выявить мнение студентов о работе университетской столовой.

 

В практическом отношении результаты исследования могут быть использованы в разработке конкретных практических рекомендаций и решений, которые помогут улучшить организацию общественного питания  в студенческой столовой РГТЭУ.

 

Задачи исследования:

1.Выяснить, насколько студенты удовлетворены организацией питания столовой РГТЭУ.

3.Определить степень удовлетворенности студентов графиком работы буфета РГТЭУ. 
4.Определить предпочтения студентов.

5.Определить степень удовлетворенности студентов сторонами работников столовой РГТЭУ.

6.Определить степень удовлетворенности студентов санитарными нормами 
столовой РГТЭУ.

7.Выяснить недостатки обслуживания в столовой.

8.Выяснить  преимущества столовой.

9.Выяснить  удовлетворенность студентов ценовой  политикой столовой РГТЭУ.

 

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава и вторая главы являются теоретическими. В третьей главе представлена практическая часть работы, проделанная автором курсовой. В приложениях представлена анкета, использовавшаяся для проведения исследования и сводная таблица полученных данных. 

1. Исследование  потребителей, как важнейшая часть  маркетинговых исследований.

1.1. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований.

 

В последние  годы в связи с развитием рыночных отношений, расширением внешнеэкономических  связей в нашей стране возрос интерес  к маркетингу, как к концепции  рыночного управления. В основе этого процесса лежат такие ключевые понятия, как: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок. Потребности вытекают в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей видоизменяются в спрос на рынке на конкретные продукты; происходит обмен между потребителем и производителем, который оформляется в виде той или иной сделки. Из этого следует, что маркетинг концентрирует экономику на удовлетворение массы беспрерывно меняющихся потребностей множества потребителей.

Маркетинговые исследования играют одну из важнейших ролей в разработке и реализации маркетинговых программ. Маркетинговые исследования — это функция, связывающая посредствам информации маркетологов с потребителями, конкурентами, рынками, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Все типы организаций применяют маркетинговые исследования для решения абсолютно разных задач. Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных, которые сопутствуют принятию маркетинговых решений. Основной акцент в маркетинге ставится на определение и удовлетворения нужд потребителей.

Существуют  две позиции маркетинговых исследований: оценка маркетинговых параметров на данный период времени и прогноз этих параметров на будущее. Как правило, прогнозирование оценок используют для разработки целей и стратегий формирования организации в целом и ее маркетинговой деятельности. Предприятие, заказывающее проведение маркетингового исследования или же проводящее его силами собственных маркетологов, должно иметь информацию касаемо того, какую продукцию или услугу продавать, кому продавать, а также как стимулировать продажи, как продавать, знать конкурентов в данной области. Результаты исследования могут повлиять на изменение целей деятельности компании.

Исполняют ли в организации функцию маркетинговых  исследований, решает каждая организация по-разному. В одних - имеется специальный отдел, отвечающий за организацию выполнения функций проведения маркетинговых исследований, в других – только один специалист, отвечающий за исследования. Также существуют фирмы, в структуре которых нет лиц, отвечающих за проведение маркетинговых исследований.

Наличие специальных  отделов обычно обусловлено финансовым состоянием предприятия, так как  функционирование такого отдела несет за собой немалые затраты.

Цели маркетинговых  исследований вытекают из выявленных проблем. Достижение этих целей позволит получить необходимую для решения этих проблем информацию. Цели должны быть четко и ясно выражены, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.

Во время  постановки целей маркетинговых исследований организацией задается вопрос: «Какая информация необходима для решения имеющейся проблемы?» Полученный ответ определяет содержание целей исследования.1

 

 
1.2. Изучение потребителей  для целей маркетинга.

 

Изучение  потребителей для целей маркетинга является одним из основополагающих. На этом строится весь процесс проведения сегментации. Провести позиционирование грамотно невозможно без соответствующего изучения потребителей.

О потребителях необходимо знать следующее:

  • знание марок
  • потребительское поведение и отношение
  • внимание
  • узнавание товаров
  • информированность
  • привлекательность рекламы и стимулирующий эффект
  • как воспринимается реклама

Ключевым  вопросом в изучении своего потребителя является знание организации о том, кто осведомлен о данной продукции, кто относится к ней положительно, кто купил её и производят ли покупки повторно. 
Область исследования потребителей очень сложна и многогранна. Она не имеет стандартов. Но это не мешает многим применять известные методики.

Анализ потребителя, как правило, производят по концепции "7Оs". Она состоит из определения следующих элементов:

1. Occupants - Участники рынка (Кто производит покупки?) 
2. Objects - Предметы рынка (Какие продукты приобретаются и продаются на рынке? Какие неудовлетворенные потребности существуют?)

3. Objectives - Цели, ставящиеся участниками рынка (Почему товар приобретают?)

4. Organizations - Организации, которые присутствуют на рынке (Кто взаимодействует с потребителями на рынке?)

5. Operations - Операционные процессы рынка (Как производятся покупки на рынке?)

6. Occations - Возможности приобретения (Когда производятся покупки на рынке?) 
7. Outlets - Каналы сбыта (Где производят покупки на рынке?) 
Зная ответ на эти вопросы, организация получает нужную первичную информацию для определения профиля потенциального потребителя и изучения особенностей его поведения на рынке.

В маркетинге выделяют пять типов клиентурных рынков:

1. Рынок потребителей

2. Рынок промежуточных продавцов

3. Рынок производителей

4. Международный рынок

5. Рынок государственных учреждений2

На практике проведения маркетинговых исследований заметно отличаются подходы к изучению рынка промышленных товаров и рынка потребительских товаров: 
Потребительский рынок является производным, а промышленный - исходным. Это значит, что отношений и связей на промышленном рынке заметно меньше, следовательно, меньше возможных путей изучения. На промышленных рынках основные средства расходуются на новые разработки и инновации.

 

1.3. Методы  исследований

 

Существует 3 базовых метода маркетинговых исследований:   

Кабинетные  исследования – это один из методов, который основан на изучении и анализе вторичной информации. В данном случае источниками этой информации выступают внутренние документы компании, отчеты конкурентов, базы данных официальной статистики, СМИ, интернет-сайты игроков рынка, правительственные публикации. Использование этих данных позволяет получить представление о рынке в комплексной форме.  

Метод кабинетного исследования используется при решении следующих задач:

  • Получение представления о текущей ситуации на рынке;
  • Проведение сегментации рынка и выявление наиболее перспективных сегментов рынка
  • Определение тенденции развития рынка и его перспективы
  • Описание конкурентного окружения компании
  • Проведение анализа ценовой и сбытовой политики на рынке

 

  В итоге подготавливается аналитический отчет, который содержит структурированную информацию и выводы по поставленным задачам.

 

 

  Второй метод – это качественные исследования.  

  Качественные исследования заключаются в сборе и анализе первичной информации. Сбор информации проводят по особой методике с целью выявить качественные параметры поведения потребителей. Качественные методы используют для получения информации о глубинной мотивации как реальных, так и потенциальных потребителей изучаемого продукта или услуги. Благодаря этому методу, возможно определить предпочтения респондентов.  

К качественным методам сбора информации относят следующие методы:

  • Глубинные интервью
  • Фокус группы
  • Экспертные интервью
  • Тайный покупатель

Информация о работе Маркетинговое исследование мнений студентов о работе университетской столовой