Маркетинговое исследование продукта «Докторской колбасы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

В маркетинговых исследованиях используются количественные и качественные методы. Количественные исследования - это, как правило, традиционные опросы населения или определенных групп людей.
Сегодня же мы говорим о качественных исследованиях. Они обычно характеризуются проведением не структурированного интервью для исследования и понимания отношений, мнений, чувств и поведения людей или групп людей.
Результаты качественного исследования дают уникальную возможность проникнуть внутрь скрытых вещей, характерных для изучаемых людей.
Можно сказать, что это ключевой метод для позиционирования продукта, услуг или успешной рекламной кампании. Качественные исследования это лучший метод для изучения скрытой мотивации, чувств, ценностей, отношений и восприятия.

Содержание

ГЛАВА 1. Метод фокус-групп в маркетинговых исследованиях.
1.1. Фокус-группы для маркетинговых исследований.
1.2. История возникновения метода.
1.3. Метод фокус-группы и его определение.
1.4. Достоинства и недостатки метода фокус-групп.
ГЛАВА 2. Маркетинговое исследование продукта.
1.Характеристика «Докторской колбасы» СХ «Восточный» как продукта
1.2. Цель создания продукта
1.3. Особенности продукта
2. Конкуренция
2.1. Краткое описание аналогичных товар на рынке
2.2. Преимущества перед конкурентами
3.Социометрическая матрица изучения спроса на «Докторскую» колбасу
4.Итоги по возрастной категории и по достатку
5.Выводы
5.1. Достоинства молочной колбасы
5.2. Недостатки молочной колбасы
5.3. Новая модель продукта
5. Рекомендации по рекламе «Докторской колбасы» СХ «Восточный.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинговое исследование молочной колбасы как продукта.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАРКЕТИНГОВЫМ  ИССЛЕДОВАНИЯМ В РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент ИСК

группа 3СБ-031600-42(к)       А.С. Ижболдин

Преподаватель         Е.В.Стремоусова

Ижевск 2013

 

 

 

 

Содержание.

 

ГЛАВА 1. Метод фокус-групп  в маркетинговых исследованиях.

 

1.1. Фокус-группы для маркетинговых исследований.

1.2. История возникновения метода.

1.3. Метод фокус-группы и его определение.

1.4. Достоинства и недостатки метода фокус-групп.

 

ГЛАВА 2. Маркетинговое исследование продукта.

 

1.Характеристика «Докторской колбасы» СХ «Восточный» как продукта

1.2. Цель создания продукта

1.3. Особенности продукта

 

2. Конкуренция

2.1.  Краткое описание аналогичных товар на рынке

2.2.  Преимущества перед конкурентами

 

3.Социометрическая матрица изучения спроса на «Докторскую» колбасу

 

4.Итоги по возрастной категории и по достатку

 

5.Выводы

                  5.1. Достоинства молочной колбасы

                  5.2. Недостатки молочной колбасы

                  5.3. Новая модель продукта

 

5. Рекомендации по рекламе «Докторской колбасы» СХ «Восточный.

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Метод  фокус-групп в маркетинговых исследованиях.

 

1.1.Фокус-группы для маркетинговых исследований

В маркетинговых исследованиях  используются количественные и качественные методы. Количественные исследования - это, как правило, традиционные опросы населения или определенных групп людей.

Сегодня же мы говорим  о качественных исследованиях. Они  обычно характеризуются проведением  не структурированного интервью для  исследования и понимания отношений, мнений, чувств и поведения людей или групп людей.

Результаты качественного  исследования дают уникальную возможность  проникнуть внутрь скрытых вещей, характерных  для изучаемых людей.

Можно сказать, что это  ключевой метод для позиционирования продукта, услуг или успешной рекламной кампании. Качественные исследования это лучший метод для изучения скрытой мотивации, чувств, ценностей, отношений и восприятия.

Качественные исследования имеют много форм: фокусные группы, глубинные интервью и мини-группы.

В большинстве случаев используются фокусные группы. Обычно - это неформальная дискуссия, в которой участвуют 8-10 человек, и обсуждается определенная тема, под руководством профессионального модератора в течение обычно 1.5-2 часов. В ходе фокусных групп используется оборудование, позволяющее клиентам из другой комнаты наблюдать за ходом дискуссии через одностороннее зеркало, что дает возможность сразу получать информацию. После тестирования на группах рекламной концепции, компания-производитель изначально выбирает путь, который максимально приближает его к потребителю, ибо сам потребитель дает информацию, что для него лучше.

Зачастую случается  такое, что фирма вкладывает огромные суммы в разработку кампании, производство рекламы, размещение в СМИ, но толку  никакого только потому, что реклама не понравилась, не побуждает к покупке. Основная ошибка была в том, что, создавая рекламу, компания учитывала только свое мнение, мнение сотрудников компании, но не мнение рядового независимого потребителя. Простыми словами реклама была сделана для себя.

Такая ошибка, к сожалению, присуща многим местным компаниям, хотя можно сказать, что за последнее  время рынок сдвинулся с мертвой  точки. Иностранцы, приходя на чужой  рынок боятся шаг сделать, не изучив предварительно условия на рынке, потребителей и вообще ситуацию в стране. И это объяснимо. У них другой менталитет, другое мышление, другие привычки. Безусловно, что наши производители чувствуют казахстанского потребителя лучше, чем представители иностранных компаний. Однако, никто не может знать наверняка, что думает основная часть населения. Нельзя делать выводы, основываясь на мнениях своих друзей и соседей.

Для того, чтобы построить  хорошую рекламную кампанию, мало иметь качественный товар, мало знать  своих потенциальных клиентов, также мало знать, где, на каких каналах и в каких передачах надо рекламировать свой товар. Очень важно создать такую рекламу, чтобы она действительно побуждала потребителя к покупке или информировала его. Реклама должна запомниться не только потому, что она выходит через каждые 10 минут, а потому, что она интересна, информативна и красива, наконец. А для получения желаемого результата необходимо определить, что для потребителя важно при выборе продукта, какая реклама у них вызывает доверие.

1.2. История возникновения метода

Метод глубокого группового интервью, или фокус-групп, возник на пересечении ряда исследовательских  традиций и занял определенное место  среди других методов эмпирической социологии. Широкое применение этого  метода в ряде областей обусловлено некоторыми его уникальными свойствами, которые и доныне являются предметом обсуждений и споров.

Данный метод, с одной  стороны, новый (если вести отсчёт от его активного применения в конце 80-х годов), с другой - имеет длительную историю. Это связано с тем, что он берёт своё начало от неформализованного интервью, описание которому, по мнению английского учёного Р. Бюргеса, первым дал Х. Мэтью в середине XIX века. Это была попытка опубликования истории людей с их собственных уст. Затем неформализованное интервью получило своё развитие в ХХ веке.

Так, раскрывая основные его положения, известные английские учёные и общественные деятели Сидней и Беатрис Вебб подчёркивали, «что интервью должно быть приятным для  интервьюируемых, напоминая опрашиваемым одну из форм социального взаимодействия». Эту точку зрения в отношении характера неформализованного интервью разделял Ф. Цвейг, рассматривая его как интервью, где интервьюер - это друг и хороший собеседник, проявляющий интерес, понимание и симпатию по отношению к респонденту; а также метод, хорошо сочетающийся с наблюдением. Этот вид интервью разрабатывался как самостоятельный и дополнительный метод сбора информации в социологическом исследовании. Например, его использовал Богардус при проверке шкалы в качестве дополнительного.

Впервые фокус-группа была применена Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом  во время 2 мировой войны для изучения эффективности работы радио. Впоследствии Р. Мертон использовал данный метод  для анализа эффективности пропаганды и фильмов по обучению армии. Первое теоретическое описание было сделано в 1946 году в книге «Фокусированное интервью» Р. Мертоном, П. Кендаллом, М. Фиске. В дальнейшем (до середины 80-х) теоретико-методологических разработок фокус-групп не было. Всплеск интереса в конце 80-х годов к данному методу произошёл после его успешного применения в маркетинговых и социально-психологических исследованиях и связан с именами Д. Моргана, Р. Стьюарта, Р. Крюгера, Дж. Келли и др.

За несколько десятилетий, по сравнению с опытом применения метода в начале 40-х годов, по мнению Р.Мертона, фокус-группы претерпели ряд существенных изменений. Эволюция данного метода осуществлялась через изменения понятия, его места в социологическом исследовании, соотношения с количественными методами и так далее. Существует мнение, что взаимодействие фокус-групп с количественными методами в настоящее время недостаточное: «во многих фокус-групповых исследованиях, набирающих всё большую популярность в маркетинговых исследованиях, количественные и качественные традиции не соединяются».

1.3. Метод фокус-группы и его определение

Для определения данного  метода существует несколько названий, таких как «фокус-группа», «фокусированное  интервью в группе», «групповая дискуссия» и «глубинное групповое интервью». Многообразие названий объясняется тем, что понимание и применение фокус-групп с момента их введения оказалось под влиянием различных теоретических направлений. Современное определение «фокус-группа» отличается от первоначального, предложенного Р.Мертоном.

Рассмотрим термин «фокус-группа», а именно два ключевых слова «группа» и «фокус», стоящих в названии данного метода. Для этого обратимся к различным концепциям и определениям. Понятие «группа» очень широкое, под ней понимаются как диады, так и большие группы. В данном контексте нас интересует малая группа. В определении малых групп, по мнению Р. Барона, Н. Кора, Н. Миллера, существуют две основные традиции. В рамках первой - она определяется периодом существования, наличием структуры, осознанием индивидами групповой принадлежности и т.д. В рамках второй - определяется через существование каких-либо форм коммуникации индивидов или их взаимное социальное воздействие. Примером определения второго типа по данной классификации является формулировка Д. Форсита, где группа - это «два или более индивидов, которые влияют друг на друга в ходе социального взаимодействия». Последнее определение, в частности, позволяет отнести фокус-группы к малым группам. По классификации М. Шоу существует шесть основных дефиниций малой группы. Во-первых, определения, данные с точки зрения восприятия членов группы, её участников и группы в целом; во-вторых - мотивации её членов; в-третьих, групповых целей; в-четвёртых, её организации; в пятых, взаимозависимости; в-шестых, взаимодействия. М. Шоу определяет малую группу как сообщество людей, существующее некоторое время, имеющее общие цели и первичную групповую структуру. В отечественной социальной психологии классическим стало определение малой группы, данное Г.М. Андреевой. Итак, это «группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

Обобщая вышесказанное, очевидно, что существует ряд классификаций, согласно которым фокус-группы относятся  к малым группам. Рассмотрение их как специфической разновидности  малой группы позволяет интерпретировать процессы, происходящие в ней, с учётом положений психологии, в частности, групповой динамики. Другим ключевым словом в определении является «фокус», который отражает концентрацию внимания респондентов и усилий социолога на определённой теме. Первоначально, в интерпретации Р. Мертона, под фокусом понимался стимул, и в одном из самых первых исследований в качестве него выступал фильм. В маркетинговых исследованиях фокусом в группе обычно является рекламный ролик или его раскадровка (представляемая чаще всего в нескольких картинках), товар, имидж компании, фильм и тому подобное. Однако в общественных науках в целом, и в социологии в том числе, на современном этапе развития фокус-групп стимулом для дискуссии может выступать выбранная тема, проблема или явление социальной жизни.

Существует несколько  основных концепций определения  метода фокус групп. Традиция определения, где фокус-группа имеет стимул, была предложена М.А. Робером и Ф. Тильманом. В ней, по мнению этих авторов, участвуют одновременно несколько респондентов, она сфокусирована (на внешнем стимуле), и отличается от других видов групповых интервью поэтапным характером поведения. В этой связи цель фокус-группы состоит в изучении мнений её членов о том или ином предмете, при этом ведущий заинтересован получить сумму индивидуальных точек зрения и узнать как можно подробнее мнения членов группы. Определение через введение понятия «глубинное групповое интервью» даст И. Голдман, понимая под глубиной поиск информации, не всегда проявляющейся в процессе повседневного общения, а под «интервью» особый вид взаимодействия респондентов и ведущего в процессе получения данных.

С помощью следующих  отличительных характеристик Р. Крюгер определяет фокус-группу:

1) сообщество людей,

2) объединённых в группы,

3) по каким-то критериям,

4) в результате чего  продуцируются данные,

5) имеющие качественный  характер,

6) в ходе групповой  дискуссии.

Метод фокус-групп - это  качественный метод сбора информации в гомогенных (по значимым для исследования признакам) группах, имеющих фокус, с участием ведущего и основанный на принципах групповой динамики.

1.4. Достоинства  и недостатки метода фокус-групп

интервью маркетинговый  потребитель фокус группа

Основное достоинство  данного метода заключается в  возможности наблюдения процесса интеракции в ходе сбора данных. Взаимодействие участников позволяет получать спонтанные и аргументированные ответы, так как присутствие других людей оказывает стимулирующее действие. Важное преимущество фокус-группы, например, перед индивидуальным интервью - это взаимодействие респондента не только с модератором, а, что более важно, с другими участниками. При этом отношений подчинённости в ней нет, и контроль над исследованием сосредоточивается не только в руках исследователя, а частично передаётся группе.

Другое достоинство  состоит в том, что в фокус-группе исследователь получает больше информации по изучаемой теме, которая лежит  вне рамок гипотез, чему способствует групповая динамика. Эта незапланированная  информация расширяет его представления об изучаемой проблеме.

Таким образом, использование  данного метода позволяет получать обширную информацию, лежащую вне  рамок выдвинутых в начале исследования гипотез, чему способствует групповая  динамика. Кроме того, в данном методе нет отношений субординации, что способствует более полному раскрытию мнений участников.

Наряду с достоинствами  данный метод имеет и определённые ограничения. Фокус-группы позволяют  сформулировать новые идеи и выдвинуть  гипотезы, однако не дают возможность  оценить степень распространённости полученных ответов среди респондентов.

К тому же, в фокус-группах, в отличие, например, от наблюдения, поведение участников не может быть полностью свободным и естественным из-за присутствия модератора, теряется часть информации о реальном взаимодействии респондентов, которая может быть получена только методом наблюдения в естественном для них окружении.

В результате анализа  выявляются как возможности, так  и ограничения метода фокус-групп. Недостатки сглаживаются, а достоинства  приумножаются при правильном использовании метода, а, именно, его соответствии целям и задачам исследования.

Информация о работе Маркетинговое исследование продукта «Докторской колбасы»