Маркетинговые исследования бренда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы на основе комплексного анализа представить рекомендации по разработке программы и проведения маркетингового исследования потребительской лояльности эффективной стратегии продвижения нового продукта на рынок.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 изучить современные подходы к проведению маркетинговых исследований оценки потребительской лояльности;
 провести маркетинговое исследование потребительской лояльности ООО «Лаки Моторс»;

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы маркетинговых исследований 7
1.1 Роль, задачи и процесс проведения маркетинговых исследований на современном этапе 7
1.2 Основные понятия, классификация и методы измерения потребительской лояльности 17
2 Характеристика деятельности ООО «Лаки Моторс» и оценка уровня удовлетворенности потребителей 27
2.1 Характеристика деятельности ООО «Лаки Моторс» 27
2.2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей ООО «Лаки Моторс» 37
Рекомендации 52
Заключение 55
Список использованных источников 57

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования.docx

— 356.28 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях обострения конкуренции и ускорении динамики на российском рынке цели многих компаний существенно поменяли ориентир. Если несколько лет назад  ключевой задачей маркетинговой стратегии явилось завоевание все большего числа новых клиентов, то в последнее время в центре внимания находится проблема удержания клиентов, сохранение долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества. Обоснованием таких перемен является осознание того, что формирование лояльности потребителя обеспечивает компании дополнительные прибыли в связи с регулярностью приобретений, в основе которых высокая эмоциональная приверженность бренду (корпоративному или продуктовому).

На сегодняшний день рынок товаров и услуг перенасыщен, в соответствии с этим возникает вопрос об их дифференциации потребителями. В том случае, если в сознании потребителя отсутствуют какие-либо критерии, которые призваны характеризовать уникальность продукта в сравнении с идентичным продуктом компаний-конкурентов, смещения конкуренции исключительно в ценовую плоскость, приоритетным направлением для компании становится установление и развитие долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями.

Отмеченные обстоятельства определили выбор темы курсовой работы и ее актуальность для практического применения.

Цель курсовой работы на основе комплексного анализа представить рекомендации по разработке программы и проведения маркетингового исследования потребительской лояльности эффективной стратегии продвижения нового продукта на рынок.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить современные подходы к проведению маркетинговых исследований оценки потребительской лояльности;

  •  провести маркетинговое исследование потребительской лояльности ООО «Лаки Моторс»;

  • разработать перечень рекомендации по результатам проведенного исследования.

Предмет исследования является лояльность потребителей. Объект исследования – ООО «Лаки Моторс».

Курсовая работа представлена введением, двумя главами и заключением.

В теоретической части нами были рассмотрены подходы к подходы к проведению маркетинговых исследований оценки потребительской лояльности: приведена основная терминология по рассматриваемому процессу, особое внимание уделялось изучению сущности этапов проведения маркетингового исследования. Вторая глава содержит результаты аналитической работы по проведению маркетингового исследования.

В современной экономической литературе проблеме организации маркетинговых исследований с целью выявления степени удовлетворенности потребителей уделено очень много внимания западными и отечественными теоретиками и практиками. Она достаточно широко освещена в работах: Багиева, Г. Л.,ГолубковаЕ. П, Ф. Котлера, Д. Аакера.

В целях разработки эффективной стратегии продвижении были применены следующие методы анализа:

  • общенаучные методы: системный анализ, комплексный подход;
  • аналитико-прогностические методы: экспертные оценки, статистические, экономико-математические методы;
  • методические приемы из психологии, социологии.

В качестве информационной базы исследования были использованы законодательные и нормативные документы органов государственной власти Российской Федерации, статистические сборники, аналитические материалы, документы внутренней отчетности предприятия, результаты исследований независимых исследовательских компаний.

Курсовая работа содержит 60 страниц текста,  6 таблиц, 27 рисунков. Библиографический список включает 25 источников.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

1.1 РОЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции повышается роль своевременной, точной и действенной информации о своих потребителях, конкурентах и рынках. Компаниям следует принимать наиболее эффективное из всех возможных тактических решений в краткосрочном периоде и избирать самые подходящие стратегические решения в долгосрочном плане. Выявление мнений потребителей и осознание значения этих мнений для маркетинга зачастую являются залогом эффективной реализации товара и, соответственно, способствует увеличению прибыльности компании. Соответственно, в современной деятельности любого предприятия возрастает роль маркетинговых исследований, как наиболее эффективного способа минимизации рисков при принятии управленческих решений.

Под термином «маркетинговое исследование» принято понимать систематический сбор, документирование и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности, целью которого является создание информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений [17, с.52]. 

Каждое маркетинговое исследование имеет свою конкретную цель и решает конкретную задачу бизнеса.

На рисунке 1 представлены основные виды целей проведения маркетингового исследования.

 

 

 

Рисцнок 1 – Основные цели маркетингового исследования [18, с.60]

На рисунке 1 мы отразили конкретные цели,  в рамках достижения которых может быть проведено маркетинговое исследование. Заметим, что каждая отдельна взятая цель определяет специфику проведения исследования.

Процесс проведения маркетинговых исследований представляет собой последовательность, состоящую из 6 этапов (рисунок 2).

 

 

 

 

Рисунок 2 – Процесс проведения маркетинговых исследований [15, 141]

 

 

На первом этапе необходимо четко сформулировать проблему исследования. Под проблемой понимают несоответствие текущего состояния желаемому Идентификация проблемы является первым и важным шагом рассматриваемого этапа, так как в условиях отсутствия представления о сущности проблемы нет возможности поиска решений для улучшения ситуации. В таблице 1 приведена классификация проблем исследования. 

 

 

Таблица 1 – Классификация проблем маркетингового исследования []

Классификационный признак

Виды

По характеру исследования

Гносеологические (логико-познавательные);

Предметные проблемы, связанные с конкретным источником.

По характеру источника

Проблемы, порождаемые непредвиденными изменениями (деятельностью конкурентов, изменениями во внешней среде);

Проблемы, порождаемые спланированными изменениями (деятельностью самой компании).

По масштабу распространения

Локальные проблемы;

Региональные проблемы;

Общенациональные проблемы;

Международные проблемы.

По времени действия

Краткосрочные проблемы;

Среднесрочные проблемы;

Долгосрочные проблемы.

По широте круга затрагиваемых интересов

Проблемы, затрагивающие конкретное предприятие;

Проблемы, затрагивающие определенные категории субъектов;

Проблемы, затрагивающие отрасль в целом;

Проблемы, затрагивающие национальную экономику;

Проблемы, затрагивающие международную экономику.

По глубине проблематики

Одноплановые проблемы;

Системные проблемы.


 

 

 

 

Таким образом, мы рассмотрели классификационные признаки проблем маркетинговых исследований, в которых заключена определенная специфика, которую необходимо учитывать при организации проведения маркетинговых исследований.

Тесную взаимосвязь с формулировкой поставленной проблемы имеет выявление объекта и предмета исследования. Заметим, что объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – частное лицо, процесс, результат этого процесса или явление, выступающее носителями или источниками проблемы.

В качестве объекта исследования могут выступать [18, с.61]:

  • реально существующие физические или юридические лица;
  • процессы и экономические механизмы;
  • сферы деятельности;
  • регионы;
  • продукты.

Та часть объекта или его свойства, которые задействованы в проявлении проблемной ситуации является предметом исследования.

Далее формируется перечень целей предстоящего исследования. В таблице 2 отражена характеристика целей маркетингового исследования.

 

 

Таблица 2 – Характеристика целей маркетингового исследования [20, с.324]

Цели маркетинговых исследований

Характеристика

Поисковые (разведочные)

Сбор информации для предварительной оценки проблемы; помогают сформулировать базу знаний по проблеме и разработать рабочую гипотезу.

Описательные

Описание рассматриваемых явлений, объектов, а также фактором, оказывающих на ни существенное воздействие.

Каузальные

Проверка гипотезы о наличии причинно-следственной связи.

Тестовые

Отбор перспективных вариантов / оценка правильности принятых решений.

Прогнозные

Предсказание состояния объекта в будущем


 

 

 

В соответствии с представленной выше информацией можно сделать вывод о то, что некоторые маркетинговые исследования носят разведывательный характер, цель которых – сбор данных, позволяющих изыскать решение выявленной проблемы. Другие исследования носят дескриптивный (описательный характер): они призваны подтвердить или опровергнуть конкретные явления. Еще один вид исследований – каузальные: установление наличия причинно-следственной связи между рассматриваемыми явлениями. 

В процессе реализации второго этапа разрабатывается план сбора необходимой информации. На рисунке 3 представим процесс разработки плана предстоящего маркетингового исследования.

 

Рисунок 3 - Процесс разработки плана предстоящего маркетингового исследования [15,141]

 

 

План исследования предусматривает использование вторичных, первичных данных или тех и других. Анализ вторичных дынных в современных условиях является приоритетным в силу оптимизации расходов на проведение исследования. С другой стороны чае всего сведения, приобретаемые из вторичной информации не всегда потны, точны, достоверны, поэтому иногда следует прибегнуть к сбору первичной информации. На основе полученных данных разрабатываются и отлаживаются формальные инструменты исследования. Затем приступают к созданию массива исходных данных.

Источники получения первичной информации представлены на рисунке 4.

 

 

 

 

Рисунок 4 – Способы получения первичной информации [18, с.63]

 

 

Таки образом, первичная информация может быть получена пятью основными способами.

Инструменты сбора первичных данных могут быть разделены на три основных типа [18, с.62]:

  • анкета;
  • качественные исследования;
  • механические устройства.

Анкета – перечень вопросов с целью получения ответов респондентов. Данный инструмент отличается гибкостью и универсальностью. Перед каждым исследованием необходимо тщательно подготовить и протестировать используемые в нем анкеты. В маркетинговых исследованиях выделяют вопросы двух типов: открытые и закрытые. Закрытые вопросы содержать перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы предусматривают свободное изложение мнения респондента. Ответы, полученные на закрытые вопросы, легче поддаются анализу. С другой стороны, открытые вопросы позволяют получить более интересную информацию.

Западный опыт показывает, что в настоящее время все больше компаний прибегают к использованию качественных методов исследования потребительского мнения в силу разрыва между истинным мнением респондентов и их ответами на вопросы анкеты. Методики качественных исследований представляют собой творческие методы выявления тех предпочтений потребителей, выявить которые при использовании других методов считается затруднительным. На рисунке 5 представлены примеры качественных методов исследования.

 

 

      

 

 

Рисунок 5 – Примеры качественных методов исследования [14, с.71]

 

 

Механические устройства применяются достаточно редко в маркетинговых исследованиях. Примеры устройств: гальваноемтры, тахистоскопы, аудиометы, системы GPS.

После выбора метода сбора данных и используемых инструментах наступает черед определения способа формирования выборки. В таблице 3 отражена характеристика видов выборки в зависимости от способа ее формирования.

 

Таблица 3 – Характеристика вероятностных и детерминированных выборок [13, с.74]

Вероятностные выборки

Вид

Характеристика

Простая случайная выборка

Членом выборки может стать каждый представитель генеральной совокупности.

Стратифицированная случайная выборка

Генеральная совокупность разделяется на взаимоисключающие подгруппы, к каждой из которых ведется случайный отбор.

Кластерная выборка

Аналогичная предыдущей, но иной принцип деления – территориальный.

Детерминированные выборки

Вид

Характеристика

Случайная выборка, взятая из соображения удобства исследования

Исследователь отбирает наиболее доступных для него кандидатов из генеральной совокупности.

Оценочная выборка

Исследователь отбирает представителей генеральной совокупности, способных, по его мнению, дать более точные сведения.

Выборка по группам

Исследователь отбирает из генеральной совокупности заранее определенное число людей, относимых к той или иной категории потребителей.

Информация о работе Маркетинговые исследования бренда