Нормирования труда и заработная плата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является торговое предприятие магазин «Солнечный», принадлежащий ООО «Гарант», далее именуемое ООО «Гарант».
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы нормирования и оплаты труда для ООО «Гарант» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Вложенные файлы: 1 файл

зп.docx

— 133.61 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Важное место в эффективной работе предприятий в сфере торговли занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов. Организация трудовых процессов представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального функционирования живого труда с целью повышения его производительности при эффективном использовании средств производства и создания наиболее благоприятных условий труда.

Один из способов оптимизации использования производственных ресурсов - нормирование, т.е. обоснованное определение количества конкретных ресурсов, которое необходимо для осуществления экономически эффективного производства при достигнутом уровне развития производственных сил общества. Установление норм труда способствует эффективному использованию трудового потенциала персонала благодаря рационализации затрат рабочего времени, оптимизации напряженности труда, повышения его производительности за счет лучшей организации. Нормирование труда позволяет определять размеры индивидуальной оплаты труда с учетом его качества. Без использования норм труда практически невозможно эффективно управлять производственным процессом.

Обоснованная норма выполняет функцию социальной защиты наемных работников, предотвращая чрезмерную интенсивность труда, способствуя сохранению их нормальной трудоспособности. Для реализации своих основных функций нормы труда должны быть всесторонне обоснованными, то есть учитывающими влияние технических, организационных, правовых, психофизиологических, социальных, экономических факторов.

Сегодня нормированием труда занимаются, к сожалению, только на крупных предприятиях. В фирмах с небольшой численностью работающих, к которым относится большинство предприятий розничной торговли, нормирование труда зачастую вообще отсутствует. Поэтому актуально рассмотреть имеющуюся нормативную базу по нормированию труда в сфере торговли с учетом его особенностей и опыта работы отдельного предприятия.

Также одним из важных факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера. Система организации оплаты труда должна обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Необходимо учитывать так же, что формирование и величина прибыли зависят от выбранной системы оплаты труда.

 Исходя из этого, организация  труда в сфере торговли должна  быть направлена на осуществление  комплекса организационно-технических, экономических и санитарно - гигиенических  мероприятий, позволяющих рационализировать  торгово-технологический процесс, эффективнее  использовать торгово-технологический  процесс, эффективнее использовать  торговые и другие площади  оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия  труда и на этой основе обеспечить  высокий уровень торгового обслуживания  населения.

Объектом данного исследования является торговое предприятие магазин «Солнечный», принадлежащий ООО  «Гарант», далее именуемое ООО «Гарант».

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления  совершенствования  системы нормирования и оплаты труда для ООО «Гарант» и  дать практические рекомендации по её оптимизации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты  организации труда и заработной платы,  исследовать вопросы нормирования труда в сфере торговли; дать организационно-экономическую характеристику предприятия; на примере объекта исследования  рассмотреть методику нормирования и организации заработной платы; предложить мероприятия по совершенствованию нормирования и организации труда работников ООО «Гарант».

Основными методами исследования являются:  абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, метод сравнения и прочие.

Информационную базу дипломной работы составили труды отечественных и зарубежных экономистов, данные бухгалтерской отчётности за 2010-2012 годы.

 

1. Теоретические  основы нормирования и организация  заработной платы в торговле

    1. Нормирование труда в сфере торговли

Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии. Труд, являясь источником производимых продуктов, услуг сам является товаром, который продается на рынке труда. Следовательно, на рынке труда продается процесс соединения энергии человека (его способностей, умений и вещества природы, в том числе и имеющего духовное происхождение), а цена труда в этом случае выступает в виде денежного эквивалента – заработная плата.

Организация труда – это методы наиболее рационального соединения рабочей силы со средствами производства, обеспечивающие рост производительности труда и способствующие сохранению здоровья работников.1

Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда и одновременно системы труда, повышающие доход предприятия.

Основными направлениями организации труда являются:

    • Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;

    • Организация подбора, подготовки и повышения квалификации кадров;

    • Организация и обслуживание рабочих мест;

    • Нормирование труда;

    • Организация  оплаты труда;

    • Улучшение условий труда.

В основе формирования оптимальных условий применения труда лежит изучение трудового процесса, которое развивается на основе исследований динамики производительности труда и анализа затрат рабочего времени.2

Организация труда включает в качестве необходимого составляющего элемента нормирование труда.  Целью нормирования труда является определение необходимых затрат и результатов труда, установление соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования. Необходимым считаются затраты и результаты, соответствующие наиболее эффективным вариантам организации труда, производства и управления.

Нормирование труда на предприятии обеспечивает:

  • Определение плановой трудоёмкости изготовления отдельных деталей, узлов и изделия в целом;

  • Расчёт необходимой численности работников, как по профессиям, так и по квалификации;

  • Оценку результатов труда, установление фондов заработной платы и материального поощрения;

  • Оценку эффективности от внедрения новой техники;

  • Обоснование плана повышения производительности труда;

  • Расчёт производственных программ цехов, участков, групп, отдельных рабочих мест;

  • Определение количества необходимого оборудования;

  • Оценку организационного уровня рабочих мест при проведении аттестации и разработке оптимальных вариантов их организации и обслуживания.

Нормы труда являются основой планирования и организации производства, оплаты труда, стимулирования роста его производительности. Норма труда определяет величину и структуру затрат рабочего времени, необходимых для выполнения данной работы, и является эталоном, с которым сравниваются фактические затраты времени в целях установления их рациональности. При нормировании труда рабочих и служащих применяются следующие виды норм труда: нормы времени, нормы выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированные задания. Поскольку всеобщим измерителем труда служит рабочее время, все нормы труда являются производными от нормы времени3.

Норма времени - это количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы определенной работы (операции) одним рабочим или группой рабочих соответствующей численности и квалификации в наиболее рациональных для данного предприятия организационных, технических и хозяйственных условиях с учетом передового производственного опыта. Норма времени исчисляется в человеко-часах, человеко-минутах или человеко-секундах4.

Чтобы установить норму времени, необходимо выяснить состав затрат рабочего времени и конкретные их величины для выполнения данной работы.

Состав нормы времени можно представить в виде следующей формулы:

 

Нвр = Тпз + Топ + Торм + Тотл + Тпт

Топ = Тос + Твс , где

 

Нвр - норма времени;

Тпз - подготовительно-заключительное время;

Топ - оперативное время;

Тос - основное время;

Твс - вспомогательное время;

Торм - время на обслуживание рабочего места;

Тотл - время на отдых и личные надобности;

Тпт - перерывы, обусловленные технологией и организацией производства5.

В зависимости от характера отдельных элементов затрат времени изменяется методика нормирования каждого из них.

Подготовительно-заключительное время, например, устанавливается на партию одинаковых изделий или в целом на все задание. Величина его не зависит от размера партии деталей, а зависит от типа и особенностей организации производства и труда, а также от характера работы. Необходимая величина подготовительно-заключительного времени определяется на основе данных фотографии рабочего времени и нормативов времени.

Основное и вспомогательное время для всех процессов, кроме ручных, устанавливается раздельно. Основное время зависит от объема выполняемой работы и от режимов применяемого оборудования6.

Состав работ по обслуживанию рабочего места и необходимые затраты времени на их выполнение зависят от типа и организации производства, характера выполняемой работы, вида оборудования и т.д. Время на обслуживание рабочего места определяется по нормативам или по данным фотографии рабочего времени.

Величина времени на отдых зависит от многих факторов, определяющих утомляемость рабочего: физических усилий, темпа работы, рабочей позы и др. Время на отдых определяется в процентах от оперативного времени.

Время на личные надобности устанавливается в минутах на смену или в размере 7% от величины оперативного времени и входит в состав нормы времени.

Нормы времени устанавливаются не для всех рабочих. Чаще применяются нормы выработки.

Нормы выработки определяют объемы работ в стоимостных или натуральных единицах измерения, которые должны быть выполнены одним или группой работников в течении определенного периода времени. Нормы выработки на предприятиях торговли устанавливаются обычно для основных профессий работников торгово-оперативного персонала (продавцов, контролеров-кассиров и т.п.).

Для расчета норм выработки применяется несколько формул. Наиболее общая формула имеет следующий вид:

 

Нвыр = Тсм/Нвр

 

где Нвыр — норма выработки;

Тсм — сменный фонд рабочего времени;

Нвр — установленная норма времени на единицу изделия7.

В тех производствах, где подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, на личные надобности и отдых нормируются на смену, норма выработки рассчитывается по таким формулам:

 

Нвыр=(Тсм-Тпз)/Тшт

Нвыр=(Тсм-(Тпз+Торм+Тотл))/Топ

На отдельные виды работ нормы времени и нормы выработки устанавливать довольно трудно. В этих условиях нормы труда выступают в виде норм обслуживания и норм численности, которые по мере механизации и автоматизации производства находят все большее применение в промышленности.

Норма обслуживания - это установленное количество единиц оборудования (число рабочих мест, квадратных метров площади и т.д.), которое должно обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях в течение смены. Она является производной от нормы времени. Чтобы рассчитать норму обслуживания, надо определить норму времени обслуживания.

Норма времени обслуживания - это количество времени, необходимое в определённых организационно- технических условиях на обслуживание в течение смены единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т.д.

Определив норму времени на обслуживание по нормативам или с помощью хронометража, можно рассчитать норму обслуживания по следующей формуле:

 

Но = Тсм/Нвро = Тсм/(Нвр*n*К)

где Но - норма обслуживания;

Нвро - норма времени на обслуживание единицы оборудования, единицы производственных площадей и т.д.;

Нвр - норма времени на единицу объема работы, на выполняемую функцию;

n - количество единиц работы, выполняемых в течение определенного периода (смены, месяца);

К - коэффициент, учитывающий выполнение дополнительны функций, не учтенных нормой времени (функции учета, инструктаж наблюдения за процессом), а также на отдых и личные надобности.

Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников или число структурных подразделений, приходящихся на одного руководителя. Эти нормы используются в случаях, когда нормы времени устанавливать нецелесообразно.

Норматив численности - это заранее установленная расчетная величина, определяющая численность работников для выполнения единицы конкретной работы или для обслуживания определенных объектов. Норматив численности следует отличать от нормы численности работающих.

Под нормой численности работающих понимают численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, требующуюся для выполнения производственного задания. Необходимая численность рабочих, занятых обслуживанием производства, определяется по формулам:

Информация о работе Нормирования труда и заработная плата