Организация служб маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

Переход от плановой к рыночной экономике обусловил появление конкуренции. Казахстанские предприятия в условиях переходной к рынку экономики с целью обеспечения успешного функционирования и получения прибыли вынуждены производить конкурентоспособную продукцию. Стремительное развитие товарных и иных рынков в Республике Казахстан послужило мощным толчком к развитию маркетинговой деятельност

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Апсалямова.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Переход от плановой к  рыночной экономике обусловил появление  конкуренции. Казахстанские предприятия в условиях переходной к рынку экономики с целью обеспечения успешного функционирования и получения прибыли вынуждены производить конкурентоспособную продукцию. Стремительное развитие товарных и иных рынков в Республике Казахстан послужило мощным толчком к развитию маркетинговой деятельности.

Маркетинг в  настоящее время является ведущей  функцией управления, определяющей стратегию  поведения компании на рынке. Маркетинговая деятельность компании направлена на поиск и реализацию эффективного пути развития, именно на основе маркетинговой информации о рынке, продукции и услугах производится принятие решения о введении новых видов услуг или сокращении производства, модернизации старых видов продукции, изменении цен и т.п.

Служба маркетинга является структурой, ответственной  за качественное функционирование маркетинга на предприятии. Без этого подразделения  эффективная деятельность компании на рынке невозможна. Специалисты службы маркетинга проводят исследовательские работы и анализ рынка и услуг. Это позволяет определить наиболее оптимальные пути развития фирмы. Службы маркетинга реализует маркетинговую политику предприятия, что является логическим продолжением исследований.

Важнейшей целью  любой организации является постоянное привлечение все новых и новых  клиентов, несмотря на то, что ее основная цель на самом деле состоит в получении  прибыли, если это - коммерческая фирма, или в решении каких-то социальных задач, если это общественная или неприбыльная организация. Усилия маркетинговых служб направлены на создание такого ассортимента товаров, который соответствовал бы общественному спросу. Много внимания уделяется внешнему виду товара, его потребительским характеристикам, послепродажному обслуживанию. При этом маркетинговые усилия должны быть направлены на то, чтобы убедить покупателя, что данный товар является самым лучшим.

Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции  маркетинга. Для организации маркетинга не существует универсальной схемы. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах; они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. Однако на предприятиях, производящих специфическую продукцию, эти отделы иногда становятся элементом технической сферы. Каждое предприятие создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса покупателей, географическое расширение рынков, изыскание новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.).

Вместе с  тем практика показывает, что на многих предприятиях и во многих организациях Республики Казахстан отсутствует четкое понимание сущности маркетинговой деятельности, маркетинговые подразделения выполняют в основном сбытовые функции, недостаточно внимания уделяется таким направлениям деятельности, как например, анализ рынка, разработка политики товародвижения, стратегическое маркетинговое планирование. Более того, на многих предприятиях вообще отсутствуют подразделения, специализирующиеся преимущественно на выполнении маркетинговых функций.

Вышесказанным и обусловлена актуальность курсовой работы.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности  была поставлена следующая цель: изучить деятельность маркетинговой службы предприятия.

Для достижения указанной  цели были определены следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты создания и функционирования службы маркетинга;
  • изучить роль службы маркетинга, ее функции, основные формы, методы и принципы организации;
  • разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия;
  • рассмотреть общую характеристику выбранного предприятия;
  • проанализировать эффективность проводимых программ, а также провести анализ факторов, оказывающих влияние на организацию маркетинговой деятельности предприятия;
  • изучить информацию о вариантах совершенствования служб маркетинга на предприятии.

Предметом исследования курсовой работы является маркетинговая деятельность предприятия.

Объектом исследования является АО «ЭФЕС Караганда пивоваренный завод».

Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 15 источников, приложения.

В первой главе данной работы проведен анализ теоретической  базы вопросов, которым посвящается  курсовая работа. Этот раздел дает общее  понятие о работе маркетинговой  службы на предприятии. Рассмотрены цели и функции службы маркетинга. Описаны формы организации службы маркетинга, такие как: функциональная, товарная, рыночная, товарно-рыночная (матричная). Представлена информация о методах и принципах организации службы маркетинга.                

Вторая глава дает возможность проанализировать все аспекты деятельности АО «ЭФЕС Караганда пивоваренный завод» касательно рассматриваемых вопросов. Здесь дана организационно-экономическая характеристика рассматриваемого предприятия и рассмотрен механизм формирования службы маркетинга. Насколько эффективны, проводимые ею программы. Проведен анализ факторов, оказывающих влияние на организацию маркетинговой деятельности предприятия. Обосновывается введение отдела маркетинга в организационную структуру АО «ЭФЕС Караганда пивоваренный завод».

В третьей главе предложены пути повышения эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия. Рассмотрены вопросы о повышение профессионально-квалификационного уровня маркетологов на предприятии АО «ЭФЕС Караганда пивоваренный завод».

Курсовая работа включает в себя два приложения:

Приложение  А - Процесс управления маркетингом;

Приложение  Б - Сравнительный анализ организационных схем маркетинга.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды  отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга, таких как Котлер Ф., (издательство «Питер»), Мескон М. (издательство «Дело»), Фатхутдинов Р.А. (издательство «Питер), Базарова С.К. (издательство «Парасат Әлемі»), Рахимбаев А.Б. (издательство «Заң әдебиеті»), Эриашвили Н.Д., (издательство «Юнити») и ряда других.

В числе информационных источников работы использовались публикации в периодической печати, в том  числе в общеотраслевых журналах. Использовались данные с официальных сайтов организаций.

Научная значимость и прикладная ценность полученных результатов состоит в новом подходе к организации отдела маркетинга на предприятиях. Предполагается, что осуществление маркетинговой деятельности предприятием можно рассматривать не только как затраты на маркетинг, а так же как самостоятельный инвестиционный проект, с последующей его окупаемостью и дальнейшим использованием для получения дополнительной прибыли предприятием. Такой подход к решению проблемы организации отдела маркетинга, обуславливает степень новизны проводимого исследования.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы организации службы маркетинга на предприятии

 

 

1.1 Понятие и функции службы маркетинга, ее взаимодействие с другими подразделениями предприятия

 

 

Необходимость службы маркетинга обусловлена тем, что приспособление предприятия к постоянно ужесточающимся условиям конкуренции с отечественными и зарубежными предприятиями требует совершенствования форм и методов изучения рынка, рекламы продукции. Развитие функции маркетинга адекватно новым задачам, стоящим перед предприятием. Многолетний опыт работы зарубежных фирм и зарождающийся отечественный опыт свидетельствуют, что степень риска для тех предприятий, где используются современные методы управления, имеются службы стратегического развития и маркетинга, существенно снижается.

Служба маркетинга – это одно из ключевых структурных звеньев современной организации. Совместно с другими службами она создает единый механизм работы предприятия, направленный на удовлетворение потребностей рынка и получение прибыли.

Маркетинговая служба – это неотъемлемая и самая  важная часть маркетинговой системы  компании. Маркетинговая система  – это сотрудники, технические  средства, правила поведения, комплекс информации, с помощью которых  выстраиваются и функционируют  бизнес-процессы взаимодействия компании с рынком.

Важнейшей функцией службы маркетинга является планирование маркетинга, организация и контроль маркетинговой деятельности. Планирование маркетинговой деятельности предприятия  можно подразделить на разработку стратегии деятельности и определение тактики реализации разработанной стратегии. Контроль как одна из функций управления занимает в маркетинге очень важное место. Прежде всего, это форма целенаправленного воздействия на коллектив компании, систематическое наблюдение за деятельностью предприятия, сравнение фактических результатов деятельности с запланированными. Основными объектами контроля выступают объем продаж, размеры прибыли и убытков, реакция покупателей на новые товары. Управление маркетингом должно быть гибким, адаптивным, а система контроля – способствовать поиску и внедрению новых методов руководства коммерческой деятельностью, соответствующих изменениям во внешней среде [1].

Процесс деятельности маркетинговой службы приведен в приложении А. В основе данной схемы лежат маркетинговые исследования возможностей рынка и ресурсов предприятия, а также цели, выдвигаемые руководством. Окончательное определение целей и задач службы маркетинга осуществляется на основе именно маркетинговых исследований, а цели исследований определяются целями и стратегией предприятия в целом.

Вообще достижение целей предприятия зависит от трех факторов:

  • стратегии предприятия;
  • организационной структуры;
  • от качества функционирования организационной структуры.

Можно выделить следующие основные функции службы маркетинга на предприятии:

  1. Обработка и анализ информации.

1.1 Мониторинг и систематизация информации о рынке (конкуренты, цены, продукты и услуги, целевые сегменты рынка, изменения в макроэкономике).

1.2 Сбор информации и подготовка проектов управленческих решений (стратегия, планы продвижения продукции и т.п.).

    1. Разовые маркетинговые исследования (по новым видам продукции и различным идеям по улучшению бизнеса).
  1. Рекламная составляющая.

2.1 Медиа-планирование, изготовление рекламных и презентационных материалов.

2.2 Организация рекламной кампании.

2.3 Контроль эффективности рекламы.

3 Организационная составляющая.

3.1 Диагностика проблем предприятия и формулировка задач.

3.2 Планирование собственной деятельности.

В общем виде функции службы маркетинга представлены на рисунке 1. Создание службы маркетинга на предприятии поможет добиться следующих положительных результатов:

  • Выбор более ликвидных и рентабельных товаров и услуг, отказ от менее ликвидных и рентабельных;
  • Повышение удовлетворенности клиентов за счет улучшения их обслуживания;
  • Выход на новые рынки раньше конкурентов;
  • Повышение качества существующей продукции;
  • Выбор оптимальной цены на товары и услуги;
  • Точное ценообразование и минимизация товарных запасов;
  • Грамотное позиционирование;
  • Повышение эффективности рекламы;
  • Повышение качества работы товаропроводящей сети.
  • Взаимодействие службы производства со службой маркетинга помогает производить и реализовывать продукции организации, которая отвечает потребностям рынка.

Взаимодействие  службы маркетинга со службой производства позволяет создать продукцию, которая выдержит конкуренцию на рынке с другой продукцией и будет пользоваться спросом у потребителей. 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Функции службы маркетинга

 

Служба маркетинга выполняет здесь следующие функции, необходимые для успешной реализации продукции компании в соответствие с реальной ситуацией на рынке:

  • определение количества продукции;
  • определение качества продукции;
  • определяет технологии производства продукции;
  • определяет затраты на производство продукции.

Информация о работе Организация служб маркетинга на предприятии