Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:41, курсовая работа
Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать существующих потенциальных конкурентов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Сущность конкурентоспособности предприятия……………………….5
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «КОСМОС».
2.1 Общая характеристика организации «КОСМОС»………………………...15
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации «КОСМОС».………19
2.3.Разработка рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности организации «КОСМОС»………………………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…........30
Министерство образования и науки
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет – УРФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт фундаментального образования
Кафедра социологии и социальных технологий управления
Оценка
КУРСОВАЯ РАБОТА
по маркетингу
Тема работы: “ Оценка конкурентоспособности предприятия общественного питания на примере ресторана «КОСМОС»
Студент Горохова Алёна Викторовна, ФО- 300301
Руководитель
Екатеринбург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «КОСМОС».
2.1 Общая характеристика организац
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации «КОСМОС».………19
2.3.Разработка рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности организации «КОСМОС»………………………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………...….......
.
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать существующих потенциальных конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм.
Система питания в нашей стране является одним из острых вопросов, обсуждаемых на различных уровнях. Питание является одним из основных условий существования человека, а проблема улучшения качества питания и проведение досуга - одной из основных проблем человеческой культуры. Из года в год ресторанный бизнес стремительно развивается. Идет серьезная конкурентная борьба за посетителей. Именно этот фактор заставляет топ-менеджеров продумывать не только основную стратегию и стиль деятельности ресторана, но и детали, придающие заведению уникальность и неповторимость.
Зная сильные и слабые
стороны конкурентов, можно оценить
их потенциал и цели, настоящую
и будущую стратегии. Это позволит
фирме стратегически точно
Целью курсовой работы - дать оценку конкурентоспособности предприятия общественного питания “КОСМОС”.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Подбор и анализ литературы
2. Разработка категориального аппарата
3. Анализ документов организации
4. Характеристика организации
5. Выводы и рекомендации
Объектом исследования в курсовой работе является организация “КОСМОС”.
Предметом исследования является конкурентоспособность и конкуренция в сфере услуг.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы:
1.Анализ литературы
2.Анализ документов.
3. SWOT- анализ
В процессе написания курсовой работы была использована литература, такая как - учебные пособия, учебно-методическая литература и работа с документами.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который содержит 17 источников.
1.1.СУЩНОСТЬ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В современной литературе существуют различные подходы к определению понятия «конкурентоспособность организации». Например, М. Портер, считал, что “конкурентоспособность зиждется либо на макроэкономической политике (дефицит бюджета, валютная политика, открытие рынков, приватизация), либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье или капитал. Конкурентоспособность, связанная с местоположением, главным образом обусловлена характером промышленного производства и окружения. Наличие рабочей силы, капитала или сырья не определяет успех компании, поскольку указанные ресурсы стали широкодоступными. Конкурентоспособность обусловлена скорее эффективностью, с которой фирмы на местах используют мощности для производства товаров и услуг.”[12. С. 162] Более того, М.Портер, считал, что производительность и преуспевание в заданной местности определяется не тем, в каких отраслях конкурируют фирмы, а тем, каким образом они ведут конкурентную борьбу. Из вышесказанного можно сделать вывод, Что Портер к основным факторам конкурентоспособности относит эффективность и производительность.
Ю. Б. Рубин [13. С. 35] конкурентоспособность подразделяет на стратегическую, формальную и реальную (реализованную). В целом под конкурентоспособностью фирмы он понимает ее способность применять совокупный конкурентный потенциал для борьбы с соперниками и достижениями конкурентных преимуществ. Ключевое значение здесь имеет сравнительная (в сравнений с конкурентами) оценка уровня способностей субъекта использования своего конкурентного потенциала со стороны его внешнего окружения.
Л. Н. Качалина [5. С. 72] отмечает, что конкурентоспособность организации определяется тремя факторами: конкурентоспособностью страны и отрасли, собственным потенциалом и местом организации на мировом рынке.
Ж.-Ж. Ламбен [7. С. 66] под конкурентоспособностью фирмы понимает ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты. Фирма конкурентоспособна, если у нее есть конкурентное преимущество: либо она может отличать себя от конкурентов благодаря устойчивым отличительным качествам.
Е. И. Мазилкина и Т. Г. Паничкина [9. С. 28] считают, что конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает отличие развития данной организации от конкурентов своими товарами потребностей людей.
И. М. Лифиц [8.С. 92] утверждает, что конкурентоспособность продукции — её способность отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период.
А. А. Чурсин [16.С. 220] под конкурентоспособностью товара определяет соотношение его качества и цены в сравнении с аналогичными или взаимозаменяемыми товарами, предлагаемыми на рынке другими продавцами. Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане.
Бурда А. Г. [1. С. 100] считает, что конкуренция – это фундаментальный принцип и основная регулирующая сила рыночного товарного производства. конкуренцию можно рассматривать как основную форму экономической борьбы за максимальную реализацию интересов продавцов и покупателей на рынке.
Существует цепочка повышения качества жизни на основе конкурентоспособности, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.
Цепочка повышения качества жизни на основе конкурентоспособности
Примечание – Источник: [15. С. 25]
Знания. В настоящее время формируется концепция, направленная на внедрение нано- и биотехнологий, глобальных цифровых информационных технологий, технологий по созданию материалов с заранее заданными свойствами и т.д. Реализация новых технологий в конечном счете направлена на повышение качества и рост количества удовлетворённых потребителей, ресурсосбережение, ускорение и повышение качества процессов, защиту окружающей чреды и т.д.
Качество процессов. Качество процессов зачастую зависят от процесса организации производства. Для подтверждения данной точки зрения можно рассмотреть два подхода:
Функциональный подход подразумевает выполнение функциональными служащими организации функции или услуги одного профиля по всем производственным подразделениям, нуждающихся в ней.
Процессный подход — это методология и практика отбора конкурентоспособных компонентов входа фирмы, организация их движения по горизонтали до выхода и преобразования в конечный продукт во исполнение функциональных технологий.
Таким образом, процессный подход направлен на осуществление производственных процессов по выпуску продукции по горизонтали, а функциональный подход — на комплексное обеспечение производства по вертикали. Они составляют единое целое, матрицу.
Таким образом, в теории управления в настоящее время нет единой точки зрения относительно взаимосвязей функционального и процессного подходов к управлению организацией. Одни утверждают, что выполнение каких-либо работ можно организовать только на основе функционального подхода, а процессный подход излишен. Другие считают, что на место функционального подхода пришел более современный и более эффективный процессный подход.
Инновации. Вопросам инновационной деятельности уделено много внимания как в России, так и за рубежом, так как инновационная активность в стране определяет ее конкурентоспособность. Новшество — это объект интеллектуальной собственности (актива), инновация — результат внедрения новшества.
Конкурентоспособность. Конкурентоспособность любых объектов можно повысить только путем инновации (внедрения, применения) покупных либо собственных новшеств в области повышения качества любых процессов, как на макроуровне, так и на микроуровне. Поскольку конкурентоспособность синтезирует и интегрирует множество различных фактор, то эффективную инновационную деятельность можно осуществлять только с применением инструментов конкурентоспособной экономики.
Эффективность. В конечном счете повышение конкурентоспособности персонала, товаров, организации, отраслей, регионов и страны в целом должно привести к повышению эффективности воспроизводства всех отраслей народно-хозяйственного комплекса, эффективности человеческого, научно-технического, производственного, природно-ресурсного потенциала и т. д. Высокая эффективность определяет высокий уровень качества жизни населения.
На основании
1.2. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
В настоящее время проблема оценки конкурентоспособности предприятий все чаще ставится перед специалистами по маркетингу на промышленных предприятиях. При этом в качестве основной задачи определяется установление критических факторов влияющих на конкурентоспособность и повышение эффективности управления конкурентоспособностью в долгосрочном периоде.
Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя, она может определяться по отдельному или нескольким параметрам деятельности фирм.
Анализ источников литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий.
Под факторами конкурентоспособности предприятия понимают те явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - уровня конкурентоспособности предприятия.
Смолейчук И.М. всё многообразие факторов конкурентоспособности сводится к двум основным видам: базовые (ресурсные) и технологические. Рассмотренные классификации факторов в большей степени имеют значение для формирования конкурентных преимуществ страны или национальной экономики [14. С. 57].
Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние. Он напрямую связывает факторы конкурентоспособности предприятия с факторами производства [11. С. 122].
Основные факторы конкурентоспособности - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.
К развитым же факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств [10. С. 12].
Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе создать родственные развитые факторы.