Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
В данной курсовой работе рассмотрим понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же расчет показателей конкурентоспособности фирмы и товара.В настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции. С понятием «рынок» тесно связаны понятия « монополия» и «конкуренция».
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3 Виды конкурентного преимущества. 12
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы. 17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара. 18
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия) 25
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции) 25
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия) 27
Заключение 40.
Список используемой литературы 41.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский Государственный Архитектурно - строительный университет
(Сибстрин)
Курсовая работа
На тему: «Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы»
Выполнила студент: ______________________________
Специальность :Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»
Группа 352-з
Руководитель работы: ______________________________
Работа защищена_______________
Подпись, дата (____________________________)
Новосибирск 2012г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3
Виды конкурентного
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1
Теоретические аспекты оценки
конкурентоспособности товара
2.2
Сравнительный анализ методик
оценки конкурентоспособности
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава
3. Расчет показателей
3.1
Оценка конкурентоспособности
3.2
Расчет показателей
Заключение 40.
Список используемой литературы 41.
Современное экономическое развития трудно себе представить без конкуренции. Сегодня конкуренция приобрела международную и глобальную значимость.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
В данной курсовой работе рассмотрим понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же расчет показателей конкурентоспособности фирмы и товара.В настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции. С понятием «рынок» тесно связаны понятия « монополия» и «конкуренция».
Рыночная монополия по определению Райзберга Б.А. -это преобладание одного или группы объединившихся продавцов определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих объем продаж, довлеющих над покупателями.
Рыночная конкуренция есть состязание, противоборство разных продавцов одного и того же товара в стремлении привлечь большое количество покупателей, продать большее количество товара, обойти и потеснить других продавцов.
Конкуренция характеризуется
как форма взаимного
Австралийский экономист Й. Шумпетер определял конкуренцию как борьбу нового со старым. Ф.Хайек, нобелевский лауреат, трактовал конкуренцию как процедуру открытия. Он считал, что в процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее не доступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества.
Конкуренция- двигатель экономического прогресса.
Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую актуальность.
Цель данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в хозяйственном механизме.
Сегодня в каждой социально-экономической системе присутствует свой хозяйственный механизм, представляющий собой совокупность экономических, организационных и правовых методов, которые обеспечивают реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий, куда входят: труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, налоги и т.д. Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.
Конкуренция (от латинского -сталкиваться) - это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.
По К.Марксу, конкуренция - это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли
Борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования на рынке. Эта борьба обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.
Благодаря конкуренции рыночная
экономика функционирует в
Чем меньше выполняются эти условия, чем больший вес на рынке приобретают отдельные производители, тем менее конкурентным считается сам рынок.
В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции:
1.Регулирующая, которая заключаетсяв воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Регулирующая функция ведет подсчет на рынке общественно необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара.Она указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Данная функция реализуется за счет действия закона стоимости, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда.
2. Аллокационная.Эта функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
3. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности.
4.Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса.
5.Распределительная.Реализуетс
6.Контролирующаяфункция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими.
Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.
Существует три типа конкурентного поведения:
а) Креативный.
Конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологии, рекламы и сбыта). Этот вид конкуренции самый творческий, созидательный.
б) Приспособленческий.
Проявляется в копировании достижений рыночных соперников, но в более короткие сроки.
в) Обеспечивающий.
Выражается в стремлении
предпринимателя сохранить на длительную
перспективу достигнутые
Описанные выше виды конкуренции в свою очередь реализуются в двух аспектах: ценовом и неценовом методах конкуренции.
Ценовая конкуренция происходит между производителями товаров и услуг в области издержек производства. Между конкурентами идет борьба за снижение издержек производства за счет лучших технологий, повышения производительности труда, лучшей организацией и управлением производства. Ценовая конкуренция по праву называется чистой или свободной, так как конкурируют не сами предприниматели, а их товары, т.е. таланты и способности производителей, творческие возможности, воплощенные в производство конкретного товара.
Неценоваяконкуренция выражается в изменении свойств продукции, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств, в совершенствовании послепродажных услуг и т.д. При этой конкуренции производители делают упор на отличительные признаки и особенности своей продукции.
В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция - это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение нескольких условий:
Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:
К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:
Противоположностью
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы