Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:45, лекция
Цель лекции изучить модель поведения покупателей на потребительском рынке
Вопросы:
Принципы и методы изучения поведения потребителей
Моделирование поведения потребителей
Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.
Процесс принятия решения о покупке.
Тема11
лекции 11: «Поведение потребителей при совершении покупки».
Цель лекции изучить модель поведения покупателей на потребительском рынке
Вопросы:
1. Принципы и методы изучения поведения потребителей
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Предприятие, имеющее четкое представление, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламу, имеет огромное преимущество перед конкурентами.
Поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений?- которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Существуют четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей:
♦ потребитель независим;
♦ мотивация поведения потребителя постигается с помощью исследований;
На поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы внешней среды, а также индивидуальные различия: доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и увлечения, стиль жизни, демографические характеристики и др.
Вместе с
тем свобода потребителя
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации-потребители.
Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью самих потребностей.
Существует определенная система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях:
Поведение конечных потребителей находится под постоянным влиянием следующих факторов:
Особое значение для изучения потребителя имеет группа личностно-психологических факторов:
Стиль жизни представляет собой определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности.
Общественный статус отражает интегрированный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений.
Убеждения и установки — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Опыт маркетинговой деятельности показывает, что ориентация на полезность продукции требует глубокого знания психологических, мотивационных факторов, которые становятся решающими при покупке товаров.
Можно выделить следующие мотивы:
2. Моделирование поведения потребителей
Процесс моделирования
поведения конечного
I. Модель поведения конечного потребителя:
Первый этап — исследование возникновения и осознания потребности в том или ином товаре.
Второй этап — моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Здесь используются различные каналы информации о товаре: персональные, коммерческие, публичные, эмпирические.
Третий этап — принятие решения о покупке. Покупка — это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит модель "черный ящик".
Четвертый этап — оценка потребителем правильности выбора товара.
II.Модель поведения организации-потребителя:
Моделирование потребительского поведения на финансовом рынке обусловлено потребностью населения в получении максимума эффекта от использования своих денежных средств.
III. Модель поведения потребителей на финансовом рынке:
Рис. Модель поведения покупателей
Модель 4«Р» является мощным фактором, влияющим на решения о покупке, но неокончательным, чтобы покупатель сделал свой выбор.
На
поведение покупателей
Все они дают представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя (рис. 1).
Рис. Факторы, влияющие на поведение покупателя
Факторы культуры. Культура – основная причина, определяющая потребности и поведение человека. Культура оказывает существенное влияние на поведение потребителя.
Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.
Культура - важная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человеческое поведение - вещь главным образом благоприятная. Ребенок усваивает набор ценностей, восприятий, предпочтении, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества.
Американский ребенок усваивает такие ценности, как совершенствование и успех, активность, работоспособность и практичность, движение вперед, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний комфорт, филантропия (благотворительность, помощь нуждающимся), моложавость.
Субкультура - любая культура включает в себя более мелкие составляющие для более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Например, люди одной национальности проявляют четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы, также, как религиозные и расовые группы. Эти факторы будут влиять на выбор продуктов питания, одежды, отдыха и развлечений, целей карьеры.
Социальные факторы. Это, прежде всего, социальное положение, которое определяется принадлежностью к общественным классам – сравнительно стабильным группам в рамках общества, располагающимся в иерархическом порядке и характеризующимся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Например, в США социологи выделяют 6 общественных классов. Лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково. Общественный класс определяется на основе рода занятий, богатства, образования, ценностей ориентации и др. характеристик.
Социальное положение - в каждом обществе существуют различные общественные классы, которым присущи несколько характеристик:
1) лица, принадлежащие
к одному и тому же классу,
склонны вести себя почти
2) в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;
3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц;
4) индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.
Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, проведении досуга, автомобилях. Поэтому некоторые деятели рынка фокусируют свои усилия на каком-то одном общественном классе. Целевой общий класс предполагает конкретный тип магазина, в котором должен продаваться товар, выбор определенных средств распространения информации для его рекламы и определенного тина рекламных сообщений.
Социальные факторы связаны с референтными группами, семьей, статусом индивида.
Референтные группы оказывают прямое или косвенное влияние на поведение человека. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует (семья, друзья, соседи, коллеги по работе).
Прямое неформальное влияние оказывают коллектив, с которым человек взаимодействует, семья, друзья, соседи, коллеги по работе.
К формальным не постоянного взаимодействия группам относятся общественные организации типа религиозных, профсоюзных и др.
Влияние на человека оказывают группы, к которым он не принадлежит, но хочет и стремится принадлежать. Деятели рынка желают выявить все референтные группы и определить их влияние на покупку товара. Чем сплоченнее коллектив, чем эффективнее налажен процесс коммуникации, тем большим будет его влияние на формирование представления о достоинствах товара.
Семья. Члены семьи значительно влияют на поведение покупателя. Обычно дорогостоящие товары и услуги приобретаются в результате совместного решения супругов. Женщина в семье - главный закупщик продуктов питания, хозяйственных мелочей, одежды. Для деятелей рынка важно выяснить, чье мнение оказывается весомее, когда речь идет о покупке такого товара.
Роли и статусы. Человек является членом множества социальных групп, его положение можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Студентка по отношению к родителям играет роль дочери, в собственной семье - роль жены, в рамках института - студентки.
Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от человека окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий ее степень положительной оценки со стороны общества. В качестве студента человек будет приобретать одежду, которая отражает именно эту ее роль и ее статус. Человек останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Деятели рынка осознают возможности превращения товаров в символы статуса.
Информация о работе Поведение потребителей при совершении покупки