Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:24, курсовая работа
Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать
процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее
членом, и входить в организацию, становиться ее членом далеко не
одно и то же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с
решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому
процессу.
1 Роль человека в организации.
Философия и концепция
Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать
процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее
членом, и входить в организацию, становиться ее членом далеко не
одно и то же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с
решением нескольких
проблем, которые обязательно
процессу. Во-первых, - это адаптация человека к новому окружению,
которая не всегда проходит успешно и успех которой зависит от
правильного взаимодействия обеих сторон: человека и организационного
окружения. Во-вторых, - это коррекция или изменение поведения
человека, без которых во многих случаях невозможно войти в
организацию. В-третьих, - это изменения и модификации в организации,
которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное
"место" для человека и сама принимает человека на это место в
соответствии с ее потребностями и критериями отбора. Данные проблемы
определяют не только, сможет ли человек войти в организацию. От их
решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в
организации, как
будет строиться его
организационным окружением.
1.1. Обучение при вхождении в организацию
Необходимым условием
успешного вхождения в
каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, правил,
норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной
организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность
ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них,
которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с
организационным окружением и без знания которых могут возникнуть
неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Установление
системы таких норм и ценностей и соответствующее описание их
является важной задачей руководства, в частности лиц, ответственных
в организации за кадры. Вступающий в организацию человек также
должен осознать значимость и необходимость этого обучения и
рассматривать его как часть "цены", которую он должен "заплатить" за
вхождение в организацию. При этом он должен понимать, что это
поможет ему существенно сократить "плату" за конфликты, которые
будут возникать между ним и организационным окружением в будущем.
Основными сторонами жизнедеятельности организации, ценностные,
поведенческие и нормативные характеристики которых должен в
первую очередь изучить человек, входящий в организацию, являются
следующие:
• миссия и основные цели организации;
• допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть
использованы для достижения целей организации;
• имидж и отличительный образ, который имеет и создает
организация;
• принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные
особенности и существование организации как единого
организма;
• обязанности, которые должен будет взять на себя человек,
вступив в определенную роль в организации;
• поведенческие стандарты, которым должен будет следовать
человек, выполняя роль.
Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя, каким
нормам он должен
следовать в общении с
интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким
вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на
работу, как принято
распоряжаться рабочим
временем, отведенным для отдыха.
Возможны два
принципиально различных
- это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности
организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с
работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам
организации. В этом случае новому члену организации необходимо в
основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых
ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего
поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и
информацию он может получить, наблюдая поведение отдельных ключевых
людей, путем выяснения и бесед с коллегами и руководством
и, наконец,
путем непосредственного
соответствующих лиц.
Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в
организацию человек приходит из среды с существенно отличными
ценностями и нормами поведения. В этом случае встает очень серьезная
задача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм и
отхода от этих норм и ценностей. А уже только после этого может
начаться усвоение новых норм и ценностей, которые существуют в
организации и которым он должен следовать, становясь членом этой
организации. Второй процесс обучения при вхождении человека в
организацию существенно сложнее первого, так как он требует не
только внимательного изучения того, что делается в организации, как
ведут себя ее члены, но и глубокого изучения своего поведения с
целью отказа от поведенческих норм, неприемлемых в новой
организации, и пересмотра
отдельных ценностей в
какие ценности приняты в новой организации.
Философия и концепция
УП. Философия УП – философско-понятийное
осмысление сущности управления персоналом,
его возникновения, связи с другими
науками и направлениями науки
об управлении, уяснение лежащих в
основе УП идей и целей. Философия
УП рассматривает процесс
2. Место управления персоналом
в системе научного
На современном этапе
Важнейшим направлением развития в
России, позволяющим резко повысить
производительность труда, улучшить качество
производимой продукции, являются инновационные
процессы, основывающиеся на современной
научно-технической политике обновления
производства. Главная сфера действия
менеджмента в инновационных
процессах ~- инновационное
В нашей стране интерес психологов к проблемам управления начал возникать с конца 60-начала 70-х годов прошлого века после появления первых работ по его общей теории. До этого времени вообще отрицалось, что управление – это особый вид деятельности, который должен выполняться специального подготовленными людьми – управленцами и на основе научного подхода. Полагали, что руководителям достаточно быть верным идеям КПСС и выполнять указания Генерального секретаря решения Политбюро и съездов партии, основные из которых обычно давались на пятилетку.
К предыстории психологических исследований проблем управления можно отнести работы конца 60 – начало 70-х годов, выполненные военными психологами М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, А.И. Китовым, изучавшими вопросы деятельности командира в мирное и военное время, управление войсками. Первые психологические исследования разными учреждениями и организациями были проведены В.М. Шепель, Л.И. Уманским, А. Л. Журавлевым, В.Ф. Рубахиным, Ю.В. Шориным, Н.С. Мангутовым.
Особое внимание привлекали работы Л.И. Уманского
В 1980-1982гг. А.М. Столяренко была разработана
психологическая концепция
В 1987-1988 гг. коллективом авторов под руководством В.И. Черненилова (Я.Я. Белик, В.А. Зозуль, Е.В. Петухов, В.П. Трубочкин и др.) предложена концепция психологического потенциала организации.
В работах А.Н. Занковского конца 1990-х годов развивается концепция, в которой решающая роль отводится организационной власти.
Управление персоналом - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне организации, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования организации и всестороннего развития занятых на ней работников.
Основные понятия уп как науки. Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.
Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.
Теория управления — это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще.
В социологической и
Управление как наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.
Управление как искусство — это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.
Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.
Управление как процесс — это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.
Управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.
Информация о работе Роль человека в организации. Философия и концепция управления персоналом