Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:31, курсовая работа
Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЕГМЕНТАЦИЯ И ОТБОР ЦЕЛЕВЫХ РЫНКОВ 5
1.1. Сегментация рынка 5
1.2. Выбор целевого рынка 12
1.3. Позиционирование товара на рынке 15
1.4. Выводы 18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
2.1. Краткая характеристика предприятия 19
2.2.Сегментация рынка продукции производимой ОАО «Мебель» 20
2.3. Выводы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1.
СЕГМЕНТАЦИЯ И
ОТБОР ЦЕЛЕВЫХ
РЫНКОВ
1.1. Сегментация рынка 5
1.2.
Выбор целевого
рынка
1.3.
Позиционирование
товара на рынке
1.4.
Выводы
2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.
Краткая характеристика
предприятия
2.2.Сегментация рынка продукции производимой ОАО «Мебель» 20
2.3.
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитает высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться и так, что среднее количество и набор свойств при средней цене не удовлетворит ни одну из этих групп потребителей. В этой связи при планировании своего бизнеса необходимо рассматривать рынок как дифференцированную структуру в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара.
Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий покупателей. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего числа потенциальных потребителей выбираются определенные типы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару. Именно эти сегменты рынка должны в первую очередь ориентировать производство и реализацию товаров.
Сегментация рынка может быть определена как деятельность по классификации потенциальных потребителей производимых и реализуемых предприятием товаров в соответствии с качественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные сегменты, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на стимулы маркетинга.
Термин “сегментация рынка” впервые применил Уэнделл Смит в связи с распространившейся в 50-х годах в США стратегией производителей модифицировать качественные характеристики своих товаров в соответствии с запросами различных групп потенциальных потребителей.
Главная цель сегментации – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя. [1]
1.СЕГМЕНТАЦИЯ И ОТБОР ЦЕЛЕВЫХ РЫНКОВ
1.1.Сегментация рынка
Сегментация
рынка является одним из основных
направлений маркетинговой
Сегментирование рынка заключается в разделении рынка на четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.
Рыночный сегмент – группа потребителей, характеризующаяся схожими потребностями и запросами и однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых стимулов.
В определенном смысле сегментация – стратегия, используемая продавцом для концентрации и, следовательно, оптимизации использования своих ресурсов на рынке. С другой стороны – это ряд процедур, используемых продавцами для сегментирования рынка.
К настоящему времени в экономической литературе достаточно четко обозначены понятия целевого рынка и целевого сегмента, выделение которых и является основной целью сегментации рынка.
Целевой
рынок – это потенциальный
рынок фирмы, который определяется
совокупностью людей со схожими
потребностями в отношении
Целевой сегмент – это однородная группа потребителей целевого рынка фирмы, обладающая схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы.
Можно дать следующие определения сегментации рынка:
Сегментация рынка – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей конкретного товара предприятия.
Сегментация рынка – деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов.
Сегментация рынка – основной метод маркетинга, с помощью которого предприятие делит его с учётом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты Потребителей
Сегментация рынка осуществляется для последующего выделения целевых сегментов, требующих разного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации товародвижения, рекламы и стимулирования сбыта.
Стратегия сегментации рынка позволяет предприятию, учитывая свои сильные и слабые стороны при выборе методов маркетинга, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки. При выделении сегментов и выборе целевого из них следует всегда учитывать масштаб рынка и складывающиеся тенденции на нём.
Сегмент рынка – это потребители, в массе своей одинаково реагирующие на мероприятия предприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий:
Схема сегментации рынка
Подобная схема сегментации
Установление принципов
↓
Определение методов сегментации
↓
Определение критериев сегментации
↓
Выбор целевого рынка
↓
Выбор целевого сегмента
↓
Позиционирование товара
Рис.1.
Процесс сегментации рынка
Поведенческие признаки
Поведенческие признаки сегментации являются наиболее образными и, по мнению многих специалистов, являются наиболее логичной основой для формирования сегментов рынка.
С точки зрения маркетинга сегментация по поведенческому признаку позволяет выделить ряд дополнительных и чрезвычайно важных сегментов. Так, с учетом нормы потребления (степени использования) товара можно выделить сегменты, редко потребляющие этот товар. Анализ поведения последних может позволить выявить мотивы отказа от покупки, устранить их путем модификации товара или маркетинговых средств и добиться увеличения объема продаж.
Очень
важной является сегментация постепени
готовности потребителей к позитивному
восприятию новых товаров. По этому признаку
сложилось достаточно устойчивое деление
потребителей.
Таблица 1
Сегментация потребителей по их поведению на рынке
Признаки сегментации | Возможные сегменты |
Нормы потребления | Не пользующиеся данным товаром; пользующиеся много; средне; мало |
Мотивы покупок | Экономия; статус; надежность; престиж и т.д. |
Степень нуждаемости в товаре | Нужен постоянно; нужен время от времени; никогда не требуется |
Поиск выгод | Поиск на рынке; товаров высокого качества; хорошего обслуживания; более низкой, чем обычно, цены |
Степень готовности купить товар | Не желающие покупать; не готовы купить в настоящее время; недостаточно информированы, чтобы купить; интересующиеся товаром; стремящиеся купить; обязательно покупающие |
Эмоциональное отношение к товару | Положительное; безразличное; негативное; враждебное |
Чувствительность к цене | Индифферентен; предпочитает низкие цены; предпочитает высокие цены (как показатель качества); избегает очень высоких цен |
Чувствительность к рекламе | Индифферентен; чувствителен к небольшой рекламе; чувствителен к сильной рекламе |
Чувствительность к обслуживанию | Индифферентен; весьма зависим от хорошего обслуживания |
Принципы сегментации
Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять пять принципов:
Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация неявно будет подменена массовым маркетингом.
Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару. Сходство потребителей необходимо для того, чтобы можно было разработать соответствующий маркетинговый план для всего целевого сегмента.
Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия. При оценке величины сегмента следует учитывать характер продаваемого товара и емкость потенциального рынка. Так, на потребительском рынке количество покупателей в одном сегменте может измеряться десятками тысяч, тогда как на промышленном рынке большой сегмент может включать менее сотни потенциальных потребителей (например, для систем сотовой или спутниковой связи, для потребителей энергомашиностроительной продукции и т.д.).
Измеримость характеристик потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия. Данный принцип крайне важен, так как распространение товара «вслепую», без обратной связи от потребителей, ведет к распылению средств, трудовых и интеллектуальных ресурсов фирмы-продавца.
Принцип достижимости потребителей означает требование наличия каналов коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями. Такими каналами коммуникации могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, средства наружной рекламы и т.п. Достижимость потребителей необходима для организации акций продвижения, иначе информирования потенциальных покупателей о конкретном товаре: его характеристиках, стоимости, основных достоинствах, возможных распродажах и т.п.