Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:31, шпаргалка
Б1 Составляющие комплекса маркетинга.
Б1 Оценка и выбор каналов сбыта.
Б2 Маркетинг как философия современного бизнеса.
Б2 Розничные предприятия и их место в системе товародвижения и сбыта.
...
Б21 Сбытовая политика фирмы.
Б21 Специфика ПР как маркет коммуникации.
Маркетинг микс (4P) - комплекс маркетинга, набор маркетинговых средств, через которые предприятие стремится воздействовать на спрос на товар, им производимый.
По Ф. Котлеру маркетинг микс выглядит так:
Продукт - все, что может быть предложено на рынок для внимания, приобретения, использования или потребления, что может удовлетворить какую-то потребность (функциональность, качество, упаковка, гарантия).
Цена - количество денег или др. ценностей, которые клиент меняет на преимущества обладания или использования т/у (скидки, прейскурантная цена).
Место - действия, информирующие целевую категорию клиентов о т/у, о ее достоинствах и склоняющие к покупке (месторасполож., охват рынка, каналы сбыта, уровень услуг).
Продвижение - все действия предприятия, направленные на то, чтобы сделать т/у доступными для целевой категории клиентов (реклама, связь с общественностью, продажи, СМИ).
Так же в комплекс маркетинга иногда включают от 5-7 «p»:
1)product – продукт (номенклатура, качество, дизайн, хар-ки, ТМ, упаковка, размеры, обслуживание, гарантии, возврат);
2)price – цена (прейкурант, скидки, надбавки, периодичность платежей, условия кредита);
3)place – место (каналы распределения, охват рынков, ассортимент, размещение, управление запасами, транспорт);
4)promotion – продвижение продаж (стимулирование сбыта, реклама, служба сбыта, связи с общ-тью, прямой маркетинг);
5)personal (people) – люди, персонал;
6)process – процесс;
7)physical environment – физическое окружение.
Канал сбыта – это совокупность независимых организаций, участвующих в процессе продвижения т/у от производителя к потребителю, который использует этот т/у непосредственно, либо для производства на их основе других т/у.
Цель: снизить количество необходимых контактов для сбыта т/у.
Функции канала сбыта:
1. Инфо (сбор инфо, исследования, распространение результатов способствующих товарообмену)
2. Продвижение т/у (разработка и распространение рекл инфо)
3. Установление
контактов (поиск
4. Приведение т/у в соответствие (сортировка, сборка, упаковка)
5. Проведение
переговоров (достижение
6. Организация
продвижение (транспортировка,
7. Финансирование
(поиск и использование
8. Принятие риска (принятие ответственности)
Процесс выбора каналов сбыта подразделяется на 4 этапа:
1. Определение стратегии сбыта (интенсивная, селективная, эксклюзивная).
2. Определение альтернативных каналов сбыта (прямой, косвенный, комбинированный).
3. Оценка каналов
(степень охвата целевого
4. Выбор партнеров
(финансовый аспект, организация
и основные показатели сбыта,
продукция, сбыт которой
Оценка эффективности каналов сбыта, необходима для того, чтобы компания могла находить слабые звенья сети распределения и исправлять их - оптимизировать, тем самым повышая объемы продаж.
Уровень канала сбыта – это совокупность посредников, которые выполняют определенные функции по перемещению товара и передаче прав собственности на него очередному звену цепочки посредников в направлении конечного потребителя.
Канал сбыта может быть:
Канал прямого маркетинга (нулевого уровень) - состоит из производителя, который непосредственно продает т/у клиенту.
Традиционный (двухуровневый) канал сбыта – состоит из нескольких независимых производителей оптовых и розничных торговых фирм (розничная и оптовая сеть).
Комбинированный (трехуровневый) канал сбыта – какая-либо компания формирует несколько каналов сбыта, чтобы охватить несколько сегментов рынка (оптовый, мелкооптовый и розничный продавец).
Смысл маркетинг в современной спецлитературе:
1.Маркетинг как принцип управления предприятием - последовательное направление всех касающихся рынка решений на требования и нужды потребителей и покупателей .
2. Маркетинг как средство - означает действия по получению преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью комплекса специальных рыночных мероприятий.
3. Маркетинг как метод - систематический, опирающийся на современный инструментарий анализ рынка и поиск решений.
Современный маркетинг - это не просто рыночная технология, а определенная философия бизнеса.
Философия современного маркетинга: активно формировать рынок, т.е. потребности своего покупателя.
В рамках этой философии многие традиционные проблемы управления связаны с изменением мышления участников рынка, традиционных подходов к менеджменту предприятия. Мотивации работников - выступает не в виде поиска эффективных методов стимулирования труда, а как проблема “внутреннего маркетинга”, т.е. система удовлетворения потребностей работников организации.
Ориентирование философии современного маркетинга:
инновационное развитие и проектирование потребностей будущего как внутри, так и вне организации.
Современный маркетинг заключается
в том, чтобы принимать такие управленческие
решения по развитию бизнеса, производству
товаров, экономике предприятия, которые
ориентированы на сохранение у предприятия
имеющихся и формирование новых долгосрочных
конкурентных преимуществ.
Розничная торговля — это предпринимательская деят, связанная с продажей т/у конечным потребителям для личного, домашнего и семейного использования; завершающая часть канала сбыта.
Изготовители, оптовики и фирмы-импортеры могут выступать в качестве розничных продавцов в той части их деятельности, кот. связана со сбытом ими т/у конечным потребителям.
Возрастание разнообразия потребностей конечных потребителей, возможностей производителей удовлетворять эти потребности, а также нарастающая конкуренция между участниками канала сбыта, обслуживающими конечных пользователей и заставляющая участников канала стремиться к максимальному удовлетворению все более разнообразного спроса потребителей, порождает множество форм и видов розничной торговли.
Большинство розничных торговцев являются формально независимыми, но конкурентная борьба между ними заставляет создавать различные типы и формы кооперации:
1. Корпоративные сети, выполняют функции оптового торговца (приобретают большие партии товаров непосредственно у производителей, а затем перераспределяют их между торговыми точками участников);
2. Добровольные сети (кооперация ряда оптовых компаний и розничных торговцев );
3. Закупочные объединения розничных торговцев;
4. Франчайзинг (смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации заключают договор с мелкими фирмами на право действовать от имени франчайзера);
5. Концессии (предоставление одним торговцам части площадей своего магазина другому розничному торговцу за определенное вознаграждение и на определенных условиях);
6. Сервисное сопровождение продаж производителем (партнером является производитель; консультант по товарам — следит за ассортиментом т/у в арендованной части магазина);
7. Универмаг с независимыми отделами (гостиный двор) — здание, эксплуатируемое несколькими предпринимателями, которые контролируют собственные отделы, каждый отдел предлагает ассортимент, определенный всеми предпринимателями совместно; такой магазин функционирует во внешней среде как единое целое, что следует из его имиджа и совместной рекламы.
Между основными участниками сбытового канала — производителем, оптовиком и розничным торговцем — существуют отношения тесного делового взаимодействия (сотрудничества) и одновременно противодействия (конкуренции): их объединяют общие интересы получения более значительной прибыли, что возможно при условии хорошо согласованной деятельности участников канала, но разъединяют индивидуальные интересы каждого участника, стремящегося перераспределить совокупную прибыль в свою пользу.
Это факторы маркетинговой среды, которые мало подвержены влиянию фирмы и носят, во многом, форс-мажорный характер.
Выделяют следующие основные факторы:
1. Демографические (численность, миграция, удельный вес городского и сельского населения, плотность населения).
2. Природно-географические и экологические (климатические и ресурсные условия конкретного региона).
3. Экономические (темп экономического роста и объем производства и торговли соответствующих регионов, уровень и распределение текущих доходов, расходов и сбережения населения, кредитные возможности).
4. Научно-технические (объем гос и частных капиталовложений в развитие науки и техники, кол-во ученых, изобретателей и объем запатентованных открытий, изобретений).
5. Политические (полит стабильность или нестабильность, содержание правительственных программ и программ ведущих партий и полит группировок, основная направленность и характеристики госрегулирования экономической жизни).
6. Правовые (правовые нормы, регулирующие предпринимательство в пределах конкретного рынка, обеспечивающие защиту прав потребителя и общественности, контроль за доброкачественностью и безопасностью товаров).
7. Культурные (уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к природе, обществу, жизненная позиция, стиль и образ жизни).
8. Социальные (положение отдельных соц слоев
общества, распределение по принадлежности
к различным классам, уровень соц стабильности
или взрывоопасности).
Маркетинговое исследование – комплексное планирование, сбор, анализ и описание данных, с целью уменьшения неопределенности, которая сопровождает принятие маркетинговых решений.
Основные задачи, решаемые маркетинговыми исследованиями:
- анализ конкурентной среды;
- анализ рыночной конъюнктуры;
- обоснование стратегий и программ;
- оценка эффективности маркетинговых функций;
- выявление мнений и предпочтений потребителей;
- поддержка управленческих решений.
Объектами маркетинговых исследований могут выступать:
- состояние и тенденции в развитии рынка;
- состояние и
тенденции в изменении
- состояние и тенденции в развитии спроса;
- возможности фирмы;
- угрозы внешней среды.
Маркетинговые исследования получают:
- собственные исследовательские отделы
- независимые источники
Цель
маркетинговых исследований заключается в изучении структуры
и закономерностей развития рынка для
эффективной адаптации конкретного предприятия
и его продукции спросу и требованиям
конечного потребителя.
Микросреда маркетинга - это совокупность субъектов и сил, непосредственно влияющих на деятельность компании.
Микросреда маркетинга подразделяется на:
1. Внешнюю:
- потребители - это лица, готовые приобрести товары и услуги данной фирмы;
-конкуренты – фирмы, производ похожий товар;
-посредники – это отдельные лица компании, помогающие в сбыте, распределении и продвижении товара;
- поставщики – это отдельные лица или фирмы, обеспечивающие компанию материальными ресурсами, необходимых для разработки конкретных т/у;
- контактная аудитория – это любая группа лиц, имеющих реальный или потенциальный интерес к компании и оказывающие влияние на её способность достижения целей.
2. Внутреннюю:
- подразделения самой орг - руководство,
производство, маркет, фин и снаб отделы,
служба НИОКР и др.
1. В зависимости от целей:
Разведочное – проводимое с целью сбора предварительной инфо, необходимой для лучшего определения проблем и гипотез, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач марк. исследования.
Описательные – направленные на описание марк. проблем, ситуаций, рынков (исследование демографической ситуации, отношения потребителей к некоторому товару и др)
Казуальное (экспериментальное) – проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. При проведении исследований дается ответ на вопрос ПОЧЕМУ? и строятся логические взаимосвязи типа: «Если..,..то».
2. По виду собираемой информации:
Качественные - осуществляются на небольших выборках (до 50 чел), не претендуют на репрезентативность результатов, их задача – уточнить проблему, опред ее элементы и составляющие (глубинное интервью, фокус-группы, экспертные оценки).
Количественные - используются большие выборки (200-300 чел), результаты должны быть такими, чтобы их можно было обобщить на всех потребителей с определенной ошибкой.
3.
В зависимости от техники
Разовое - осуществляется самим предприятием или заказывается у специализированной фирмы по специальному заказу.
Исследование омнибус - периодически, для нескольких клиентов, предприятие, кот подписалось на исследование, имеет право включить в него один или несколько вопросов.
Панельное- заключается в повторяющемся получении инфо от определенной постоянной группы объектов, данная группа - панель. Эффективно в том случае, когда перед исследователем стоит задача изучить интересующий предмет в динамике.
4. В зависимости от этапа принятия решения о покупке:
Исследование мотивации. Цель - ответить на вопрос: «Почему потребитель покупает именно эту марку?» (качественные методы: глубинное интервью, фокус-группы)