Шпаргалка по «Управление и маркетинг в АПК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:41, шпаргалка

Краткое описание

1 Понятие и сущность управления. Эволюция управленческой мысли
2 Понятие и сущность управления. Объект, субъект управления, связь между ними
3 Соотношение понятий менеджмент и управление, их сходства и различия
4 Роль маркетинга в управлении предприятием
5 Цели, принципы, задачи и функции маркетинга
6 Эволюция маркетинга, характеристика маркетинговых концепций
7 Понятие организации. Признаки и виды организации
8 Функции управления. Понятие, характеристика функций
9 Необходимость контроля, его виды и принципы. Характеристики эффективного контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен маркетинг.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Экзаменационные вопросы  по дисциплине «Управление и маркетинг  в АПК»

 

  1. Понятие и сущность управления. Эволюция управленческой мысли
  2. Понятие и сущность управления. Объект, субъект управления, связь между ними
  3. Соотношение понятий менеджмент и управление, их сходства и различия
  4. Роль маркетинга в управлении предприятием
  5. Цели, принципы, задачи и функции маркетинга
  6. Эволюция маркетинга, характеристика маркетинговых концепций
  7. Понятие организации. Признаки и виды организации
  8. Функции управления. Понятие, характеристика функций
  9. Необходимость контроля, его виды и принципы. Характеристики эффективного контроля.
  10. Понятие и сущность структуры управления.
  11. Типы дивизиональных организационных структур, их достоинства и недостатки.
  12. Адаптированные (органические) структуры управления и их характеристика
  13. Организационная культура и ее функции
  14. Факторы внутренней и внешней среды организации
  15. Линейная, функциональная и линейно-функциональная структуры управления. Их преимущества и недостатки
  16. Организационно-экономические и организационно-технические принципы управления и их характеристика
  17. Методы управления. Понятие, значение, характеристика методов управления
  18. Административные методы управления: понятие, значение, особенности административных методов
  19. Экономические методы управления: понятие, значение, рычаги реализации
  20. Материальное стимулирование в экономических методах управления
  21. Роль социально - психологических методов в управлении
  22. Авторитет. Понятие, виды авторитета. Методы делового общения
  23. Конфликт: виды конфликтов и управление ими
  24. Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов
  25. Стили управления. Понятие, классификация стилей.
  26. Автократический стиль управления, его характеристика
  27. Планирование как общая функция управления. Виды планов, преимущества планирования
  28. Мотивация как функция управления. Процессуальные и содержательные теории мотивации
  29. Организация как общая функция управления.
  30. Демократический стиль управления, его характеристика
  31. Либеральный стиль управления, его характеристика
  32. Управленческие решения. Понятие, классификация управленческих решений
  33. Этапы разработки и принятия управленческих решений
  34. Управление персоналом. Подбор и расстановка кадров
  35. Аттестация работников аппарата управления
  36. Понятие и сущность качества продукции, методы оценки качества продукции
  37. Ценообразование: факторы влияющие на решение о цене, методы и стратегии маркетингового ценообразования
  38. Товар: понятие, основные свойства товара.
  39. Понятие, значение и этапы эволюции развития маркетинга
  40. Методы ценообразования. Расчет исходной цены товара
  41. Понятие, виды рекламы и их характеристика. Преимущества и недостатки отдельных видов рекламы
  42. Жизненный цикл товара: понятие, значение, этапы и стратегия маркетинга
  43. Принципы сервисного обслуживания товара, продукции
  44. Каналы сбыта: сущность, виды и характеристика
  45. Оптовая и розничная торговля и их характеристики
  46. Понятие конкурентоспособности товара и его составляющие
  47. Public relations (PR) как средство коммуникационной политики.
  48. Стимулирование сбыта в коммуникационной политике
  49. Товарный знак, его роль в современных условиях. Фирменный стиль
  50. Организация службы маркетинга на предприятии
  51. Виды конкуренции и их значение в современный период
  52. Стратегическое планирование в маркетинге
  53. Товарная политика предприятия: понятие, сущность товара, ассортимент, марочные товары
  54. Методы сбора маркетинговой информации
  55. Сущность основных методов ценообразования
  56. Коммуникационная политика предприятия
  57. Методы стимулирования сбыта
  58. Маркетинговые исследования: определение, этапы, технология
  59. Роль упаковки товара и его маркировки
  60. Торговые посредники, их виды и характеристика
  61. Роль руководителя как лидера в коллективе
  62. Контроль и ответственность руководителей за УР
  63. Понятие управленческого решения и его роль в деятельности менеджера
  64. Понятие и этапы деловой карьеры
  65. Коллектив и его виды
  66. Формирование кадров управления предприятия
  67. Принципы и методы управления качеством
  68. Распределительная система и ее составляющие
  69. Понятие товарного ассортимента. Показатели, характеризующие товарный ассортимент
  70. Дерево решений как инструмент принятия управленческих решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность управления. Эволюция управленческой мысли

1. Классическая  школа в управлении 

Управленческие знания появились задолго до нашей эры  и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную  дисциплину и профессию. Самостоятельной  областью деятельности управление было признано только в ХХ веке. Вместе с изменением практики менеджмента изменялись и учения об управлении.

Возникновение современной науки  управления относится к началу ХХ века и связывается с именем Фредерика  Тэйлора. Его основные теоретические положения изложены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912 г.). Взрыв интереса к управлению вызвала его вторая работа, которая и считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований.

Таким образом, Ф. Тэйлор является представителем классической школы управления, которая  в свою очередь имела два направления: школу научного менеджмента, основоположником которой является Ф. Тэйлор, и школу административного управления, которую возглавил Анри Файоль. Научный менеджмент занимался проблемой повышения производительности труда отдельными рабочими. Административный менеджмент фокусировал внимание на управлении всей организацией как единого целого. Ф. Тейлор формулировал суть своей теории так: создана «наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности; максимального благосостояния». Можно выделить основные положения его концепции.

1. Разделение производственных  операций на составные элементы, исследование каждого из них. Разработка стандартных методов выполнения каждой операции и замена ими старых, сложившихся на практике методов работы.

2. Отбор рабочих для каждой  операции с учетом необходимых  способностей; обучение их новым  методам работы для наилучшего  выполнения операций.

3. Установление дифференцированной  заработной платы в зависимости  от выполнения установленных  норм.

4. Сотрудничество между администрацией  и рабочими в деле внедрения  новой организации труда.

5. Равномерное распределение труда  и ответственности между администрацией и рабочими.

 

А. Файоль разработал принципы управления, которые считал универсальными, применимыми  к любой административной деятельности. Однако на практике применение этих принципов  должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. Этими принципами являются:

1) разделение труда;

2) власть (право отдавать распоряжения  и сила, принуждающая им подчиняться);

3) дисциплина (следование определенным  правилам, принципам в организации);

4) единство распорядительства (единоначалие);

5) единство руководства (один  начальник—одна программа);

6) подчинение частных интересов  общему;

7) вознаграждение персонала (оно  должно стимулировать работу  с наивысшей отдачей);

8) централизация;

9) иерархия (построение цепи команд  от руководителя к подчиненному);

10) порядок (все должны знать  свое место в организации);

11) справедливость (равенство);

12) постоянство состава персонала;

13) инициатива (возможность создания  и осуществления плана. Инициатива  всех, присоединенная к инициативе начальства – большая сила для предприятия);

14) единение персонала  (гармония и корпоративный дух).

Дальнейшее развитие классической школы происходило  в двух направлениях: рационализация производства и исследование общих  проблем управления.

2. Школы  человеческих отношений и поведенческих наук

Логическим завершением и претворением в жизнь концепций классической школы стала империя Генри  Форда. Он, как Г. Эмерсон, сосредоточил внимание на всем производственном процессе, но и использовал принципы Ф. Тэйлора для научной организации труда рабочих. Эти принципы он применил в массовом производстве. Г. Форд называл свою систему управления «террор машины». Жесткая регламентация труда рабочих, конвейерная система, стандартизация технологии привели к тому, что предприятие действовало как автомат.

Итак, представители классической школы разработали принципы, рекомендации и правила принудительной системы  работ, построенной на научных нормах. Эта система исключает влияние  отдельных работников. Подобная механическая трактовка места человека в производстве не могла привести к единству интересов предпринимателей и рабочих. Как отмечал президент одной компании, «каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из этих частей, особенно душа, должны быть использованы для достижения максимальной производительности». Эту цель стремились достичь представители другой школы – человеческих отношений.

Для его налаживания полезно  знать теорию Х и теорию У Д. МакГрегора, в которых он представил два основных подхода к организации  управления. Для теории Х характерен следующий взгляд на человека.

1. Средний человек от природы  ленив, он старается избегать  работы.

2. Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности,  безынициативен, предпочитает, чтобы  им руководили.

3. Он безразличен к потребностям организации.

4. Он от природы противится  переменам.

5. Нацелен на извлечение материальной  выгоды.

6. Он доверчив, не слишком сообразителен  – легкая добыча для шарлатана  и демагога.

По мнению МакГрегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные качества, которые представлены в теория У.

1. Люди не являются от природы  пассивными и не противодействуют  целям организации. Они становятся  такими в результате работы в организаци

2. Люди стремятся к результатам,  они способны генерировать идеи, брать на себя ответственность и направлять свое поведение на достижение целей организации – все это есть в людях.

Обязанность управления – помочь людям осознать и развить в  себе эти человеческие качества. Отсюда в теории У большое внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности организации, ее целям, предоставляющим возможность для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при их достижении; поэтому акцент делается не на внешний контроль, а на самоконтроль, который возникает, когда работник воспринимает цели компании как свои собственные.

В нашей стране идеи научного управления трудовыми коллективами развивали  Алексей Гастев, Осип Ерманский, Николай  Витке.

Достижения школ человеческих отношений и поведенческих наук состояли в том, что он

1) расширили понимание и практическое  применение таких организационных  процессов, как мотивация, коммуникации, лидерство, групповая динамика;

2) рассматривали членов организации как богатых способностями людей, а не как инструменты для достижения целей;

3) создавали модели поведения,  в которых каждый работник  мог быть использован в соответствии  с его потенциалом. Общим недостатком  ранних школ менеджмента –  классической и человеческих отношений – является отсутствие комплексности исследования, изучение какого-то одного элемента организации, поиск единственного пути решения управленческих проблем. Этот недостаток стал причиной возникновения нового направления в эволюции управленческой мысли—школы социальных систем, или системного подхода.

Одной из наиболее популярных в 1980-х  гг. системных концепций менеджмента  является теория 7-S, разработанная Т. Пи-терсом, Р. Уотерменом, Р. Паскалем и  Э. Атосом. Они считали, что эффективная  организация формируется на базе 7 взаимосвязанных и соответствующих друг другу элементов. Изменение одного из них требует изменения остальных. Это:

1) стратегия—комплексный план  достижения миссии и целей  организации посредством обеспечения  соответствия между организацией и ее средой;

2) структура – внутреннее  строение организации, определяющее  место, права, обязанности и  ответственность каждого работника,  подразделения в организации;  определение сопод-чиненности между  ними;

3) системы – процедуры  и рутинные процессы, протекающие в организации (контрольные системы, информационные и мотивационные системы);

4) штат – ключевые группы  персонала, охарактеризованные по  возрасту, полу, образованию;

5) стиль руководства – манера  управления организацией и организационная культура;

6) квалификация – отличительные  возможности ключевых людей в  организации;

7) разделенные ценности – смысл  и содержание основных направлений  деятельности, которые организация  доводит до своих членов.

3. Количественный подход к управлению

Одновременно с системным подходом в 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций.

Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.

4. Системный  и ситуационный подходы. Теория 7-S

В конце 60-х годов начал разрабатываться  ситуационный подход к управлению. Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает  приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация. Под ситуацией понимается конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. Именно ситуация определяет функции управления, выбор методов, стилей, структур, принципов управления для достижения целей организации наиболее эффективным способом. С точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует. Ситуационный подход пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

Информация о работе Шпаргалка по «Управление и маркетинг в АПК»