Знакомство с геометрическими фигурами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Значение работы по оформлению представлений о геометрических фигурах
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют

Вложенные файлы: 1 файл

КР МАТЕМАТИКА.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная по математике

предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди  других свойств их форму. Значение работы по оформлению представлений о геометрических фигурах

        Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют

     Формирование  представлений о геометрических  фигурах в дошкольном возрасте  одна из сложных задач в  интеллектуальном развитии ребенка. 

     Программа  «Детство», например, подробно описывает, какие геометрические фигуры дети должны знать в каждой возрастной группе. На 4-ом году жизни дети знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, шаром, кубом. На 5-ом году жизни детей добавляются новые фигуры – прямоугольник, овал и цилиндр. А в старшем дошкольном возрасте знакомятся с трапецией, ромбом и пятиугольником,  дается понятие «многоугольник».

     Задачи по  формированию представлений о  геометрических фигурах.

2 младшая группа.

  • Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная), группировка их по цвету, величине, форме.
  • Различение геометрических фигур и правильное называние круга, квадрата, треугольника, куба.
  • Группировка и воссоздание из элементов плоских и объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб).

Средняя группа.

  • Различение геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр).
  • Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер).
  • Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек. Обследование фигур, выделение их основных признаков, структуры, связей (наличие углов, вершин); умение словесно описывать фигуру.

Старшая группа.

  • Преобразование геометрических фигур, воссоздание их из частей. Анализ предметов окружения, выявления сходства и различий их по сравнению с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и др.).
  • Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, пятиугольник, трапеция, ромб).
  • Изображение отдельных элементов геометрически фигур (отрезок, точка).
  • Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.
  • Составление, преобразование геометрических фигур, составление их из палочек.

Подготовительная  группа.

  • Зрительное распознавание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию.
  • Классификация геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.
  • Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур.
  • Подбор по образцу и по названию предметов определенной формы. Преобразование геометрических фигур по условиям с использованием линейки, циркуля, шаблонов, трафаретов.

     К 6-7 годам многие дошкольники правильно показывают форму предметов, имеющие форму круга, прямоугольника и т.д. Однако уровень обобщения понятий еще невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или  маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют их.

                    Методика формирования геометрических представлений у детей младшего (старшего) дошкольного возраста

Восприятие геометрической фигуры как целостного образа –  лишь первый этап в формировании геометрических представлений ребенка.

Важное место занимает при изучении геометрического материала  наглядность. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, развитие наглядности, изучение конкретных свойств  предметов, создание условий для  перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Применяется  естественное, рисунковое, объемное, звуковая и графическая наглядность [2, С.21].

Средство наглядности  разнообразны: предметы и явления  окружающей действительности, действие учителя и учеников изображения  реальных предметов, процессов (рисунков, картины), модели предметов (игрушки, вырезки  из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы).

Наглядные методы применяются  на всех этапах педагогического процесса. Их роль обеспечение всесторонних, образное восприятие, дать опору на мышление.

Постоянно должна проводиться  работа, связанная с наблюдением, сравниванием групп предметов. Широко должна использоваться наглядность, дидактический  материал.

Геометрический прием  условного обозначения вещей  и их отношения рисункам, чертежом и т.п. является средством более  легкого представления и запоминания  изучаемого.

Современное состояние  математического развития дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них - программа «Детство» - заключается в следующем:

1. Цель- развитие познавательных  и творческих способностей детей  (личностное развитие).

2. Содержание классическое:

доматематические математические

виды деятельности: виды деятельности:

- сравнение   - счёт

- уравнивание   - измерение

- комплектование   - вычисление

плюс элементы логики и  математики.

3. Методы и приёмы:

- практические (игровые);

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование.

4. Дидактические средства:

Наглядный материал (книги, компьютер):

- блоки Дьенеша,

- палочки Кюизенера,

- модели.

5. Форма организации  детской деятельности:

- индивидуально-творческая  деятельность,

- творческая деятельность  в малой подгруппе(3-6 детей),

- учебно-игровая деятельность(познавательные  игры, занятия),

- игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно  построить следующим образом:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное  моделирование (Пифагор, Танграм  и т.д.),

- игры головоломки,

- задачи-шутки,

- кроссворды,

- ребусы.

2. Дидактические игры:

- сенсорные,

- моделирующего характера,

- специально придуманные  педагогами для обучения детей.

Развивающие игры - это  игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин  «От игры к знаниям» [3, с.8].

Таким образом, наука математического  развития в свете современных  требований изменилась, стала более  ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или  предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки  процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.

Работе, обеспечивающей развитие у детей старшего дошкольного  возраста представлений о форме, посвящают основную часть на 3-4 занятиях, а также небольшую часть (от 4 до 8 мин) еще на 10-12 занятиях.

На занятиях по математике детей учат различать модели близких  по форме фигур (круга и фигуры, ограниченной овалом), производить  элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые  свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур овальной формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры. Ребят обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образцом и отличие от него.

Представления о форме  развивают не только на занятиях. Существенное значение имеет использование дидактических  игр. Дидактические игры органически  включают в систему данной работы. Они позволяют не только уточнить и закрепить представления детей  о форме, но и обогатить их.

Широкое использование  наглядного материала способствует формированию, обобщенных представлений  о геометрических фигурах. В старшей  группе каждая фигура представляется детям моделями разной окраски, разного  размера и с разным соотношением сторон, сделанными из разных материалов (бумаги, картона, фанеры, пластилина и  пр.). Используют таблицы и карточки для индивидуальной работы, на которых  рисунки фигур одного вида или  разных видов расположены в разном пространственном положении. Всю работу строят на основе сопоставления и  противопоставления моделей геометрических фигур. Для выявления признаков  сходства и отличия фисур их модели сначала сопоставляют попарно (круг и фигура овальной формы, квадрат  и прямоугольник), затем сопоставляют сразу от 3 до 5 фигур каждого вида.

В целях знакомства детей  с вариантами фигур одного вида сопоставляют до 5 вариантов фигур данного вида: прямоугольники и треугольники с  разными соотношениями сторон, фигуры, ограниченные овалом, с разным соотношением осей. Дети находят тождественные  фигуры (игровые упражнения «Найди пару», «Подбери ключ к замочку»). Характерные  свойства каждой из геометрических фигур  выявляются путем сопоставления 4-5 ее моделей, отличающихся окраской, размером, материалом.

В младших группах, рассматривая с детьми модели фигур, педагог придерживался  определенного плана. Задавались вопросы: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны?» Теперь при рассматривании моделей фигур задают вопросы, побуждающие  детей выделять элементы фигур, устанавливать  соотношения между ними. Например, обследуя прямоугольник, педагог спрашивает: «Что есть у прямоугольника? Сколько  сторон (углов)? Что можно сказать  о размере сторон?»

Определенный порядок  рассматривания и сравнения моделей  служит развитию умения у детей последовательно  выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).

Дети получают первые навыки индуктивного мышления. На основе ряда фактов они делают простейшие умозаключения: у красного квадрата стороны равны, у синего квадрата - равны, у зеленого квадрата тоже равны, значит, у любого квадрата стороны равны.

Варьирование частного признака моделей квадрата (окраски) позволило выявить общее, характерное  для квадрата - равенство его сторон. Сопоставляя фигуры, воспитатель  предоставляет ребятам максимум инициативы и самостоятельности .

Для детей шестого года жизни существенное значение по-прежнему имеет использование приема осязательно-двигательного  обследования моделей. Педагог напоминает детям прием обведения контура  фигуры пальцем и предлагает им следить  за движением пальца или указки по контуру. Для выявления признаков  отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и приложения. Дети считают элементы фигур, сравнивают количество сторон и углов моделей фигур одного вида, но разного цвета или размера, а также количество сторон и углов квадрата и треугольника, прямоугольника и треугольника.

Важно с самого начала сформировать у них правильные навыки показа элементов. Вершина - это точка. Дети должны ставить палец или  указку точно в точку соединения сторон. Стороны многоугольника - отрезки. Показывая их, ребенок должен провести пальцем вдоль всего отрезка  от одной вершины до другой. Угол - часть плоскости, заключенная между  двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки (вершины). Показывая  угол, педагог накладывает указку на одну из его сторон и поворачивает ее до совпадения с другой стороной. Дети показывают угол, производя движение рукой от одной стороны до другой .

Для закрепления представлений  о фигурах наряду с приемами, которые  применялись в средней группе, используют и новые. Так, дети делят  фигуру на равные части различными способами, составляют целые фигуры из частей. Из одних фигур составляют другие, выкладывают из палочек разной длины фигуры одной и той же формы с различным соотношением сторон, лепят пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр) из пластилина [4, С.66].

В старшей группе усложнение упражнений в группировке предметов  по сравнению с предыдущей выражается в следующем: увеличивают количество сопоставляемых фигур и видов  фигур; используют модели, отличающиеся большим количеством признаков (окраской, размером, материалом); одни и те же модели группируют по разным признакам: форме, цвету, размеру; упражнения в  группировке сочетают с обучением  порядковому счету, с изучением  состава чисел из единиц и связей между числами. Педагог побуждает  детей делать предположение, как  могут быть сгруппированы фигуры, сколько групп получится. Высказав предположение, они группируют фигуры.

Информация о работе Знакомство с геометрическими фигурами