Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа
Исторические судьбы курдского народа своеобразны и трагичны. Курды обитали вблизи древнейших очагов мировой цивилизации (Месопотамия и Иран, Сирия и Финикия, Урарту и Армения). Курдистан входил в состав крупнейших и могущественнейших держав Западной Азии. Самим же курдам за всю их многовековую историю никогда не удавалось создать свое государство. По общему признанию, курды – гордый, свободолюбивый и воинственный народ. Ни турецкие султаны, ни иранские шахи, ни британские империалисты, ни иные колонизаторы не могли полностью подчинить их своему господству. В то же время реакционным силам нередко удавалось направлять курдские движения в нужное для себя русло, что служило источником больших несчастий для всех народов, населявших Курдистан, в том числе (а может быть, и в первую очередь) для курдов.
Введение…………………..……………………………………. 3
Глава 1. История курдов и курдской проблемы……………………………. 6
§1. Периодизация истории курдской проблемы………………… 6
§2. Борьба курдов за свои права в рамках
существующей государственности…………………………. 7
§3. Национальные организации Курдистана в борьбе
за самоопределение и права курдов в
постколониальный период…………………………. 8
Глава 2. Курдский вопрос в системе международных отношений:
прошлое и настоящее…………………… 11
2.1. Краткая экономико-географическая
характеристика Курдистана …….……………….. 11
2.2 Курдистан в эпицентре стратегических интересов
Запада после Первой мировой войны11
2.3. Курдская проблема и возможные варианты ее решения
Заключение …………………………………………………………… 18
Список использованной литературы ….…………….…
на тему:
«Курдская проблема:
локальный и региональный аспекты»
Введение…………………..…………………………………
§1. Периодизация истории курдской проблемы………………… 6
§2. Борьба курдов за свои права в рамках
существующей государственности
§3. Национальные организации Курдистана в борьбе
за самоопределение и права курдов в
постколониальный период…………………
Глава 2. Курдский вопрос в системе международных отношений:
прошлое и настоящее…………………… 11
2.1. Краткая экономико-географическая
характеристика Курдистана …….…
2.2 Курдистан в эпицентре стратегических интересов
Запада после Первой мировой войны11
2.3. Курдская проблема и возможные варианты ее решения
Заключение …………………………………………………………… 18
Список использованной литературы ….…………….………………. 20
Исторические судьбы курдского народа своеобразны и трагичны. Курды обитали вблизи древнейших очагов мировой цивилизации (Месопотамия и Иран, Сирия и Финикия, Урарту и Армения). Курдистан входил в состав крупнейших и могущественнейших держав Западной Азии. Самим же курдам за всю их многовековую историю никогда не удавалось создать свое государство. По общему признанию, курды – гордый, свободолюбивый и воинственный народ. Ни турецкие султаны, ни иранские шахи, ни британские империалисты, ни иные колонизаторы не могли полностью подчинить их своему господству. В то же время реакционным силам нередко удавалось направлять курдские движения в нужное для себя русло, что служило источником больших несчастий для всех народов, населявших Курдистан, в том числе (а может быть, и в первую очередь) для курдов.
Курдистан издревле лежал на пересечении караванных дорог, соединявших Иран и Месопотамию со странами Восточного Средиземноморья и Черноморья и служивших не только торговыми, но и миграционными путями. Бесчисленные орды завоевателей проходили по этому «перекрестку» Западной Азии, частично оседая в его долинах. Поэтому этнический состав населения Курдистана со временем стал весьма пестрым: наряду с курдами здесь жили армяне, турки, персы, арабы, ассирийцы (айсоры), азербайджанцы, шахсевены, луры и другие народности. Курдские же племена в результате многочисленных войн и нашествий были отселены в глухие и труднодоступные горные районы, отрезанные от внешнего мира и, можно сказать, от прогресса и цивилизации.
Демографический облик Курдистана характеризуется также религиозной чересполосицей. Эта горная страна - своего рода огромный заповедник мировых религий. Ее жители были приверженцами не только основных направлений ислама и христианства, но и многих сектантских ответвлений этих мировых религий. Здесь бок о бок жили сунниты и шииты, католики и православные, армяне-григориане и протестанты различных толков, али-илахи и езиды, не считая более мелких сект, многие из которых, соединяя в себе догмы и обряды различных, подчас противоположных религий, до сих пор недостаточно изучены.
Хозяйственный и общественный уклад Курдистана имел (и имеет) исключительно архаичные и застойные черты, даже в сравнении с соседними слаборазвитыми странами. И сейчас в Турции, Иране и Ираке, несмотря на развитие в отдельных местах крупной нефтедобывающей промышленности, курдские районы - наиболее отсталые. Безусловно, сравнительно суровые природные условия, нехватка удобных пахотных земель, отсутствие выхода к морю и судоходных рек, трудность прокладки шоссейных и железных дорог – все это в определенной степени создавало помехи для развития производительных сил в Курдистане. Однако основные причины бедности этой несуществующей горной страны коренились в специфике ее исторического развития. В течение многих столетий, являясь окраиной крупных феодальных империй, Курдистан не имел значительных центров торгово-ремесленной и предпринимательской деятельности. Товары и деньги, которые везли через перевалы Курдистана бесчисленные караваны, миновали эту сравнительно бедную страну и оседали в богатых и цветущих городах Ирака и Ирана, Сирии и Анатолии. Ни византийские императоры, ни арабские халифы, ни турецкие султаны, ни иранские шахи не были заинтересованы в прогрессе курдских провинций, видя в них только объект грабежа и эксплуатации.
Курдистан был поделен
между несколькими
С середины 19 века крупнейшие европейские державы – Англия, Франция и Россия – приступили к осуществлению планов неоколониального порабощения Османской империи и Ирана. Резко обострилось соперничество между этими великими державами (особенно между Англией и Россией), каждая из которых стремилась единолично утвердиться на Ближнем Востоке, что сулило большие материальные выгоды и военно-политические преимущества. В этих условиях Курдистан, расположенный на стыке территорий Турции, Ирана, арабских стран Азии и русского Закавказья, приобретал исключительно важное стратегическое значение как плацдарм, откуда можно было организовать экспансию во все указанные страны.
В конце 19 века, с наступлением эпохи империализма, роль Курдистана в международных отношениях значительно возросла. На Ближнем и Среднем Востоке появился новый опасный хищник – германские империалисты, начавшие осуществлять свои экспансионистские проекты железнодорожного строительства, которые непосредственно затрагивали и территорию Курдистана.
Определенный интерес проявили в этом районе и Соединенные Штаты Америки, которые еще с первой половины 19 века вели через миссионеров активную идеологическую работу в Курдистане и соседних с ним областях.
Активизировались также «старые» колониальные державы – Англия, Франция и Россия, планировавшие раздел Османской империи и Ирана.
В связи с «пробуждением Азии» в начале 20 века на Ближнем и Среднем Востоке появился мощный политический фактор, с которым нельзя было не считаться, - национально-освободительное движение угнетенных народов Османской империи и Ирана. Несмотря на социально-экономическую и культурную отсталость курдов, и они начали выступать с политическими требованиями, затрагивавшими интересы турецких и иранских реакционеров и западных колонизаторов. Все это намного осложнило проблему Курдистана, которая в начале 20 столетия представляла собой сложный клубок межимпериалистических и турецко-иранских противоречий и заняла далеко не последнее место в ряду международных конфликтов того времени.
Бесправие многомиллионного народа с самобытной культурой и богатейшими традициями национально-освободительной борьбы является историческим анахронизмом и, вместе с тем, фактором дестабилизации региональной системы международных отношений. Сложившаяся острая международная ситуация в регионе делает «курдский вопрос» одной из актуальных нерешенных проблем Ближнего и Среднего Востока. Курдская проблема представляет собой слишком заметный и важный геополитический фактор, чтобы ее не стремились использовать в своих интересах многие страны – как относящиеся, так и не относящиеся географически к ближневосточному региону. Важным фактором, определяющим повышенное внимание Запада к курдской проблеме, являются экономические интересы, возможность под предлогом защиты курдов вплотную приблизиться к нефтяным богатствам. События последних месяцев наглядно показали, что дальше всех в этом плане продвинулись США, которые в союзничестве с Великобританией развязали войну в Ираке, надеясь (и не без оснований) на активную поддержку местного курдского населения против режима Садама Хусейна.
Курдистан приобретает особое значение и в связи с вступающим в стадию реализации проектом транспортировки каспийской нефти к Восточному Средиземноморью через территории, населенные курдами. Западные страны, вкладывающие значительные средства в этот проект, заинтересованы в сохранении контроля над регионом на длительную перспективу.
Курдская проблема, несмотря на ее масштабность и значимость, вплоть до последнего времени, не была включена в реестр проблем постоянного геополитического внимания России. Поэтому она не получила легального, всестороннего и глубокого освещения в средствах массовой информации, особенно в части ее геополитических и геостратегических аспектов. Между тем, Россия должна не только определить свою позицию в курдском вопросе, но и быть активным и заинтересованным участником в его решении. Тем более, что на фоне всяческих притеснений, политики ассимиляции и всяческого ущемления прав курдского народа в государствах его расселения, на протяжении более семи десятилетий в средствах массовой информации СССР всячески «подогревался» тезис о том, что истинное и справедливое решение курдская проблема получила в Советском Союзе и в, частности, особенно в Армянской ССР и Азербайджанской ССР.
В мире растет убеждение в том, что курдская проблема – это борьба справедливая, и достойная уважения.
С учетом вышесказанного и особенно последнего обстоятельства исследование курдской проблемы в системе международных отношений, а также во внутригосударственном аспекте представляется чрезвычайно актуальным, своевременным и важным. По-видимому не случайным является тот факт, что на протяжении последних 10 – 12 лет в отечественной литературе не появилось по существу ни одного серьезного научного исследования по данной проблематике, что вряд ли можно расценивать в качестве свидетельства «остывшего» интереса к ней со стороны российских востоковедов. Тем не менее указанное обстоятельство заставляет нас констатировать и признать, что при написании настоящей курсовой работы автору пришлось опираться, в первую очередь, на те труды, которые вышли в свет в 60ые – 70ые – 80ые – 90ые годы двадцатого столетия.
Методологическую основу курсовой работы составили работы таких видных ученых – востоковедов, как Лазарев М.С., Ментешашвили А.М., Мирошников Л.И., Халфин Н.А. Все указанные авторы в разные годы являлись научными сотрудниками Института Востоковедения АН СССР (РАН). Из переводных работ иностранных авторов в курсовой были критически проанализированы положения монографий и статей Кальвокоресси П., Брои Р., Мгои Ш.Х., Сардара Хусейна.
Приступая к написанию курсовой работы автор ставил перед собой следующие задачи:
Вышеперечисленные задачи предопределили структуру курсовой работы, которая состоит из настоящего введения, двух глав и списка использованной литературы.
В первой главе дается краткая оценка основных этапов развития курдской проблемы, описывается борьба курдов за свои права в рамках существующей государственности, дается оценка роли и вклада национальных организаций Курдистана в борьбу за самоопределение и права курдов в постколониальный период.
Вторая глава структурно состоит из четырех параграфов, в которых последовательно дается краткая экономико-географическая характеристика Курдистана, раскрываются интересы западных стран в Курдистане после первой мировой войны, в современных условиях, показано место курдской проблемы в системе приоритетов внешней политики России.
§1. Периодизация истории курдской проблемы.
Название «Курдистан» в переводе с персидского означает «страна курдов». О племенах, зовущихся «курд», упоминают письменные источники древней Месопотамии. В 10 – 12 веках курдская династия Шададидов господствовала в закавказских городах Ани и Гянджа. Египетский правитель конца 12 века Салах-ад-Дин, или Саладин, возглавивший сопротивление мусульман крестоносцам, был курдом. Последние шесть столетий истории Курдистан служил пограничьем между Персией (Ираном) и Османской империей (Турцией). При этом некоторые курдские феодальные владения смогли сохранить элементы политической самостоятельности вплоть до первой половины 19 века.
Для курдов издавна характерна строгая клановая структура. Даже сегодня сохраняется сильное влияние племен, возглавляемых шейхами или племенными вождями. Традиционное курдское общество патриархально. Строго соблюдаются традиции эндогамии. Многоженство, допускаемое исламским правом, встречается лишь иногда. Курдская культура основывается на сельских архетипах.
Курды относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Курдский язык принадлежит к западной (курдской) подгруппе иранской группы индоевропейской семьи. Среди диалектов выделяют: северные (курманджи, заза), южные (сорани) и др. Распространены арабский, персидский, турецкий, русский, армянский, азербайджанский языки. Письменность на арабской графической основе, в Турции и Сирии на латинской графической основе, на территории бывшего СССР – на русской графической основе. Большинство курдов – мусульмане сунниты (есть шииты), имеются также приверженцы синкретических культов (езиды и др.).
Официально раздел Курдистана был завершен в 1555 году подписанием соглашения между Ираном и Османской империей, по которому Турции отошли земли Западного Курдистана, а Ирану Восточного1.
Информация о работе Курдская проблема: локальный и региональный аспекты