Международно-правовое регулирование морских перевозок грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 01:28, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня вопросы международного морского права в Российской Федерации приобретают новое значение. Так как международное морское право это старейшая отрасль международного права, то его нормы всё время изменялись, унифицировались и совершенствовались. Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет Мировой океан. В настоящее время с ним связаны большие надежды и тревоги человечества.

Содержание

Введение 2-4
Международные морские перевозки как международно-правовой институт 4
Место института в системе международного транспортного права 4-9
Кодификация и прогрессивное развитие института международных морских перевозок 10-16
Организационные формы международного торгового мореплавания 16-27
Международно-правовое регулирование международных морских перевозок 28
Морские пространства и правила их использования 28-36
Международные морские перевозки грузов 36-45
Международные морские перевозки пассажиров и багажа 45-48
Актуальные проблемы обеспечения безопасности международного морского судоходства 49
Правовое регулирование лоцманской проводки 49-57
Правовое регулирование института общей аварии 57-63
Международно-правовое сотрудничество государств по противодействию морскому пиратству 63-70
Заключение 71-72
Список используемой литературы и международно-правовых актов 73-75

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ белоусов кор.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

2-4

  1. Международные морские перевозки как международно-правовой институт

4

    1. Место института в системе международного транспортного права

4-9

    1. Кодификация и прогрессивное развитие института международных морских перевозок

10-16

    1. Организационные формы международного торгового мореплавания

16-27

  1. Международно-правовое регулирование международных морских перевозок

28

    1. Морские пространства и правила их использования

28-36

    1. Международные морские перевозки грузов

36-45

    1. Международные морские перевозки пассажиров и багажа

45-48

  1. Актуальные проблемы обеспечения безопасности международного морского судоходства

49

    1. Правовое регулирование лоцманской проводки

49-57

    1. Правовое регулирование института общей аварии

57-63

    1. Международно-правовое сотрудничество государств по противодействию морскому пиратству

63-70

Заключение

71-72

Список используемой литературы и международно-правовых актов

73-75


 

 

Введение

 

Сегодня вопросы международного морского права в Российской Федерации  приобретают новое значение. Так как международное морское право это старейшая отрасль международного права, то его нормы всё время изменялись, унифицировались и совершенствовались. Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет Мировой океан. В настоящее время с ним связаны большие надежды и тревоги человечества. Мировой океан — это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Не зря отмечали, что тот, кто владеет морем, тот и является властителем мира. На протяжении многих столетий море было и объектом, и местом бесчисленных конфликтов и кровопролитных сражений. Оно и сейчас используется некоторыми государствами для целей вооруженной агрессии и подготовки войны. Война никогда не должна быть способом решения международных вопросов и споров, а решения этих проблем должны искать различные государства только мирным путем. Для этого и служат нормы международного морского права, а также международные морские организации. Сегодня институт международных морских перевозок имеет огромное значение в связи с постоянно растущим количеством судов, перевозимых на них товарах, а также с течением времени меняются основные политические, экономические и другие предпосылки, вынуждающие часто менять и юридические нормы.

История международного морского права уходит своими корнями  в глубокую древность. Как только мореплавание и торговля приобрели  межгосударственный характер, связали  государства друг с другом, возникла необходимость в регламентации  морских сношений.

Первоначально стали появляться правила, касавшиеся порядка перевозки грузов по морю, найма судов, распределения убытков в случае кораблекрушения, пользования морскими причалами и тому подобное. Число этих правил увеличивалось вместе с ростом морской торговли, и они постепенно превращались в кодексы неписаных правил, которые становились привычными и соблюдались на практике и мореплавателями, и купцами. Потом стали появляться межгосударственные договоры, разрешавшие, а иногда, напротив, запрещавшие подданным других стран плавать в прибрежных морях или высаживаться на их берегах. В последние 50 лет произошел скачок в развитии международного морского права, появилась новейшая отрасль – международное экономическое право, в системе которого, в настоящее время, проходит процесс становления подотрасль – международное транспортное право Были приняты и ратифицированы многими государствами конвенции, которые сейчас регулируют все законодательства, связанные с морем и рекой, шириной территориального моря и прибрежной полосы и так далее.

Объемы грузопередачи  в последнее время неуклонно  растут. За последние 10 лет в России грузооборот увеличился более чем  в 2 раза. Самым крупным по объему перегруженного груза в России является Новороссийск – около 150 млн. тонн. Для  сравнения самый крупный мировой порт за год перегружает более 450 млн. тонн грузов. С ростом грузооборота растут и убытки от недостачи груза. Рентабельность некоторых российских портов доходит до 1-1,5%.

Так что в современной  России и мире актуально изучение истории международного морского и международного транспортного права, чтобы улучшать и унифицировать его, а также очевидно, что эти отрасль и подотрасль должны всегда отвечать современным требованиям международного права.

 

I. Международные морские перевозки как международно-правовой институт.

1.1. Место института  морских перевозок в системе  международного транспортного права.

 

Систему международного транспортного права, как и других отраслей права, составляют институты. Наиболее целесообразно выделять институты по видам транспорта, с помощью которого осуществляются перевозки – морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного. Соответственно и институты имеют аналогичные наименования. Некоторые авторы выделяют также институт смешанных перевозок, регулярных и не регулярных1. Думается нормы, регулирующие смешанные перевозки, могут образовывать самостоятельный институт международного транспортного нрава, в то время как регулярные я нерегулярные рейсы могут иметь место при различных видах транспорта и не составляют самостоятельного института. Институты международного транспортного права объединяют относительно самостоятельные группы общественных отношений, регулируются различными источниками, испытывают влияние иных отраслей международного права. Так, например, под воздействие норм права международных организаций попадает институт международных воздушных перевозок, воздушные перевозки над открытым морем подпадают под воздействие норм международного морского права, здесь действуют нормы международно-правовых обычаев и т.д.

Для более полного  уяснения места института международных  морских перевозок в системе  международного транспортного права  необходимо вкратце охарактеризовать каждый из его институтов.

Перейдем к характеристике института международных морских перевозок.

Морские пространства и  Мировой океан с давних пор  использовались человечеством в  качестве транспортного пути для  перевозки грузов, пассажиров и багажа. В настоящее время морской  транспорт занимает первое место  в мире, как по общему объему перевозок, так и по международным перевозкам, в которых доминирующим фактором являются международные перевозки грузов. Поэтому не случайно как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе отмечается тот факт, что, несмотря на бурное и быстрое развитие других видов транспорта, «морские перевозки остаются наиболее часто используемым видом транспортировки внешнеторговых грузов. Свыше 90 % от общего объема внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом»2.

Международная морская  перевозка представляет собой перемещение грузов и пассажиров в пространстве с помощью морского невоенного флота, при котором начало и конец пути следования находятся на территории различных государств либо промежуточный пункт транспортировки расположен в порту иностранного государства. Не будет являться международной перевозка с пересечением территориальных вод иностранного государства.

Институт международных  морских перевозок регулируется посредством двух основных источников:

1. Международные договоры, представляющие собой межгосударственную кодификацию материально-правовых норм в области торгового мореплавания. Примером международных договоров, в которых участвует Россия, могут быть следующие конвенции:

- Брюссельская конвенция  1924 г. об унификации некоторых  правил о коносаменте (изм. протоколами 1968 и 1979 гг.);

- Брюссельская конвенция1910 г. об унификации некоторых  правил относительно столкновения  судов;

- Брюссельская конвенция1952 г. об унификации некоторых  правил, касающихся ареста морских судов;

- Конвенция ООН 1974 г. о кодексе поведения линейных конференций; и другие.

2. Международные обычаи, выступающие в качестве сформировавшихся  в течение длительного периода  времени правил и обыкновений  морского судоходства, имеющих  юридически обязательный характер. Однако содержание обычно-правовых норм часто подвергается неофициальной кодификации в рамках существующих международных неправительственных организаций. Так, XXXV конференция Международного морского комитета одобрила новую редакцию Йорк-Антверпенских правил об общей аварии и рекомендовала применять их с 31 декабря 1994 г. По сути, содержащиеся в Правилах нормы представляют собой международный морской обычай в отношении распределения разумно произведенных в чрезвычайных ситуациях расходов между сторонами общего морского предприятия с целью сохранения имущества, участвующего в таком предприятии.

На морском транспорте сложились две основные формы  его эксплуатации: трамповое (нерегулярное) судоходство, при котором судно  выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях, и линейное (регулярное), при котором движение судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию. Этим формам судоходства соответствуют два основных договора перевозки грузов: перевозки по чартеру и перевозки по коносаменту. Следует отметить, что «линейное судоходство является более прогрессивной формой организации морских перевозок, и это отразилось на их правовом регулировании»3. Перевозки по чартеру регламентируются нормами национального права, носящими, как правило, диспозитивный характер. В свою очередь, перевозки по коносаменту выступают в качестве предмета регулирования международными договорами, нормы которых в большинстве случаев имеют и императивный характер.

Перейдем к характеристике института международных автомобильных перевозок.

Международные автомобильные  перевозки грузов, пассажиров и багажа занимают особое место на международном  рынке транспортных услуг. Несмотря на тот факт, что доля автомобильного транспорта по объему перевозимых в  международном сообщении грузов равна 6 % от объема перевозок всеми видами транспорта, по стоимости перевозимых грузов на автомобили приходится 20 % от объема перевозок всеми видами транспорта (по России). В целом общий объем доходов от автотранспортных услуг в области международных перевозок оценивается в 4-5 млрд. долл. США. Из них на долю российских перевозчиков приходится около 800 млн. По экспертным оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП России) с 1992 г. объемы международных автотранспортных перевозок в нашей стране увеличились более чем в шесть раз. Экспорт услуг автотранспортных перевозок считается одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности, поскольку он не связан с продажей за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов.

Публично-правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа осуществляется посредством норм международных договоров. Международные договоры как источники института автомобильных перевозок представлены широким спектром конвенций и соглашений, разработанных в рамках или под эгидой международных организаций, из которых наибольший вклад в развитие международного транспортного права внесли УНИДРУА; Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) в лице своего Комитета по внутреннему транспорту (КВТ)4.

- Европейская конференция  министров транспорта (ЕКМТ) и Международный  союз автомобильного транспорта (МСАТ). Система международных договоров  в области автомобильного права  включает следующие основные  конвенции:

- Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), вступившая в силу 2 июля 1961г.

- Женевская конвенция  УНИДРУА-ЕЗК ООН 1973 г. о договоре  международной автомобильной перевозки  пассажиров и багажа (КАПП), вступившая  в силу 12 апреля 1994 г.

- Конвенция 1949 г. о дорожном движении и Протокол 1949 г. о дорожных знаках и сигналах в редакции 1968 г.

- Европейское соглашение 1975 г. о международных автомагистралях;

- Европейское соглашение 1970 г. о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки;

- Конвенция СНГ 1996 г. о международной автомобильной  перевозке пассажиров и багажа (КМАПП)

Необходимо отметить, что приведен далеко не полный перечень документов, регулирующих различные  аспекты международных автомобильных перевозок и дорожного движения. Все это лишний раз подчеркивает целесообразность уделять специальное внимание этому институту, а также его непосредственному влиянию на унификацию национально-правовых норм в данной области экономики.

Перейдем к характеристике международных авиационных перевозок.

Авиационные перевозки  грузов, пассажиров и багажа в международном  транспортном праве на публично-правовом уровне регулируются также нормами  международных договоров. При этом международный характер таких перевозок обусловливают большую роль международных межправительственных и неправительственных организаций в унификации правовых норм и технических стандартов, регулирующих перевозки грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном воздушном сообщении. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) воздушный транспорт России занимает девятое место в мире по выполненному грузообороту.

Международное регулирование  воздушных перевозок регулируется широким кругом конвенций:

- Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.;

- Варшавская конвенция  для унификации некоторых правил. Касающихся международных воздушных  перевозок 1929 г.;

- Римские конвенции  о правилах предупредительного  ареста воздушного судна и  об ущербе, причиненном воздушным судном третьим лицам на поверхности 1933 г.;

- Многостороннее соглашение  о коммерческих правах при  нерегулярных воздушных сообщениях 1956 г.;

- Многостороннее соглашение  о сертификатах летной годности  на импортируемые воздушные суда 1960 г.;

Информация о работе Международно-правовое регулирование морских перевозок грузов