Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании понятии конфликтов и споров в организации, а так же управления конфликтами и разработке практических рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие и методы управления конфликтами;
охарактеризовать сущность трудовых споров;
проанализировать структурные и межличностные методы разрешения конфликтов в банке;
предложить мероприятия по совершенствованию методов управления конфликтами;
рассчитать экономическую эффективность от совершенствования методов управления конфликтами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....….....3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ И СПОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ………….………………....6
1.1 Понятие и методы управления конфликтами на современных предприятиях……………………………..……………………………...……….6
1.2 Сущность трудовых споров и пути их разрешения ……………………...13
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «БАНК МОСКВЫ»…………….………………………………..……….19
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………….…19
2.2 Анализ межличностных отношений и методов управления конфликтами в ООО «Банк Москвы»…………………………..………………………..……23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ООО «БАНК МОСКВЫ»….....30
3.1 Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в ООО «Банк Москвы»………………………………………………………….…………..….30
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий…………....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… ……………………………..…………………………..…...39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….…………………..…..42 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..………..……..……………….43
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ И СПОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ………….………………....6
1.1 Понятие и методы
управления конфликтами на современных
предприятиях……………………………..……………
1.2 Сущность трудовых споров и пути их разрешения ……………………...13
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ
УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО
«БАНК МОСКВЫ»…………….………………………………..………
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………….…19
2.2 Анализ межличностных
отношений и методов управления конфликтами
в ООО «Банк Москвы»…………………………..………………………..
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ООО «БАНК МОСКВЫ»….....30
3.1 Рекомендации
по разрешению конфликтных ситуаций
в ООО «Банк Москвы»………………………………………………………….
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий…………....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… ……………………………..…………………………..…...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК………………….…………………..…..42 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..………..
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ И СПОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Трудовой конфликт – это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Конфликт - одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Подсчитано, что на конфликты и их переживания уходит около 15% рабочего времени персонала. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители - в некоторых организациях до половины рабочего времени [2, с.94].
Организационный
конфликт - одно из типичных проявлений
конфликта вообще, т.е. конфликта
как социологического феномена, существующего
на разных уровнях общественной жизни:
в отношениях между отдельными людьми
в первичных группах, например, в
семьях, внутри больших и малых
организаций, между организациями,
в том числе государствами, между
межгосударственными
Субъектами
конфликта являются участники конфликтного
взаимодействия, в качестве которых
могут выступать отдельные
Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.
Конфликты
могут проявляться в самых
разнообразных формах: остракизм; споры
между начальником и
Не останавливаясь детально на каждой из существующих сегодня многочисленных классификаций конфликтов, отметим лишь те из них, которые касаются прежде всего конфликтов на предприятиях. Так, в зависимости от количества и уровня участников конфликты делятся на:
- внутриличностные, т.е. индивидуальные конфликты, характеризующиеся столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей (ролевой конфликт), например, ролей заботливой жены и матери, с одной стороны, и эффективного менеджера - с другой; высококвалифицированного специалиста и исполнителя неадекватного этой роли производственного задания [13, с.43];
- межличностные, т.е. конфликты между отдельными людьми;
- конфликты между личностью и группой;
- межгрупповые, т.е. конфликты, сторонами которых являются группы различных уровней: от небольших неформальных до крупных организаций и даже государств.
Каждый
руководитель заинтересован в том,
чтобы конфликт, возникающий в
его организации или
Существует
несколько эффективных
Исследователи выделяют три главных технологии управления конфликтами [34, с.54]:
1. Нормативная,
или морально-правовая. Ее цель -
разрешение конфликта на
2. Реалистическая
предполагает линию поведения
по известной формуле «
3. Идеалистическая
(интегративная) технология
Технологии разрешения организационных конфликтов во многом определяют процесс его развертывания и последствия. В силу этого они являются одним из важнейших объектов конфликтного управления, которое осуществляется с помощью специальных методов [5, с.67].
Структурные методы разрешения конфликта направлены главным образом на его предупреждение и представляют собой совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера. Речь может идти об улучшении условий труда, справедливом распределении ресурсов, вознаграждении, изменении структуры организации, системы управления ею, обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций, стандартов поведения, служебной этики.
Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационных и интеграционных механизмов [3, с.101]. Первый, являясь одним из самых распространенных, представляет собой последовательное применение цепи команд, которая упорядочивает взаимодействие людей в рамках установленной иерархии полномочий. Например, два или более работника имеют разногласия по определенному вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику с просьбой принять необходимое в сложившейся ситуации решение.
Эффективным
тактическим методом
Стратегия
межличностных отношений
Идеальной является тактика окончательного разрешения конфликта. Суть ее состоит в поиске и устранении причин возникновения конфликта в рамках добровольного сотрудничества сторон. Такая стратегия выгодна всем. Во-первых, она превращает оппонентов в партнеров, а следовательно, улучшает ситуацию в организации. Во-вторых, проблема не «загоняется внутрь», а перестает существовать. [6, с.201].
Отдельные виды конфликтов, например склоки или интриги, требуют к себе повышенного внимания, а для их разрешения могут быть использованы иные, более специфические методы [2, с.201]. Склоки и сплетни разрушают коллектив изнутри, порождая недоверие членов коллектива друг к другу, подогревая недовольство и разочарование руководителями, поощряя раскольнические группировки и перебежчиков. Когда разложение достигает определенной степени, внедряется новый лидер, способный прекратить конфликты и подчинить соперничающие стороны официальному, руководству.
Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов:
1) адекватность восприятия конфликта;
2) открытость и результативность общения;
3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
4) определение существа конфликта [7, с. 64].
Таким образом,
мы можем сделать следующие