Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:40, курсовая работа
Этикет (от фр. Etiquette) означает форму, манеру поведения, правела учтивости и вежливости, церемониал, принятие в том или ином обществе. Это результат опыта многих поколений. Этикетные нормы и правила являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах, обусловлены исторически и основаны на национальных и религиозных традициях, культуре, обычаях, привычках. Родиной этикета считается Италия. Данная тема актуальна, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления, с целью повышения уровня культуры этих отношений.
Этикет (от фр. Etiquette) означает форму, манеру поведения, правела учтивости и вежливости, церемониал, принятие в том или ином обществе. Это результат опыта многих поколений. Этикетные нормы и правила являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах, обусловлены исторически и основаны на национальных и религиозных традициях, культуре, обычаях, привычках. Родиной этикета считается Италия. Данная тема актуальна, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления, с целью повышения уровня культуры этих отношений.1
Данная тема
актуальна, так как в настоящее
время уделяется большое
Деловой этикет – это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.2
Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.
Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.
Особенностью этикета является сочетание формальных правил. Одно из первейших правил, определяющих сам этикет – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.
Цель данной курсовой работы: этикет делового общения или бизнес – этикет. В курсовой работе будут рассмотрены задачи:
1) Внешний вид бизнесмена;
2) Деловая переписка, культура речи;
3) Нормы поведения делового человека в ресторане.
4) Деловой этикет в международном общении.
1.ВНЕШНИЙ ВИД БИЗНЕСМЕНА
1.1 Одежда делового человека
Под имиджем обычно понимают сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определённые воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.
К имиджу так
же относится внешний облик
Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда бизнесменов, костюм. Костюм – визитная карточка делового человека. По данным некоторых исследований, 55% впечатлений которое мы производим на других людей, определяются тем, что они видят (цвет кожи и волос, внешний вид, поза, мимика и жесты, выражение лица, характер зрительного контакта).3 Прежде всего, смотрят, как человек одет. Первое впечатление надолго остается в памяти людей, с которыми мы знакомимся. Поэтому пренебрегать своим внешним видом – непростительная ошибка.
Одним из важнейших аксессуаров общего делового костюма является обувь. Поэтому ни в коем случае нельзя забывать о ее качестве – старая неактуальная обувь может испортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Более того, дорогая ухоженная обувь может отвлечь внимание от дешевой одежды.4 Например, аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить свое и чужое время. Расхлябанность – синоним суетливости, забывчивости.
Правила ношения костюма:
Правило 1. Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. Эти вещи несовместимы по своему предназначению.
Правило 2. Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке. Если же возникла необходимость, сумка должна быть однотонного цвета.
Правило 3. Если вы надели костюм, всегда надевайте галстук. Галстук к костюму необходим. Деловой костюм без галстука не носят. Исключения – пиджаки спортивного покроя, которые могут быть надеты даже на футболку. Но такие пиджаки не принадлежат к деловой одежде. Недопустимо носить двубортные пиджаки без галстука.
Правило 4. Сорочка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5 – 2 см. Лучше всего подобрать сорочку, на которой нет нагрудных карманов.
Правило 5. Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду и выступал из-за его лицевой части.
Правило 6. Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном. Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространенные цвета – темно-синий, темно-серый. Не надевайте пестрые или темные сорочки. Галстуки не слишком яркие и без броских узоров. Носки темных расцветок.
Правило 7. Если вы не знаете, какие туфли или сорочку выбрать, то предпочтите белую сорочку и черные туфли.
Правило 8. В завязанном состоянии галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня.
Правило 9. Ширина галстука должна соразмерной ширине лацканов пиджака.
Правило 10. Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки.
Правило 11. Не допускайте несовместимости узоров, то есть два элемента костюма подряд не могут иметь узор.
Несколько простых советов:
1.2 Жесты и движения
Манера держаться – это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность. В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут, как подчеркивать достоинства человека, так и сводить к нулю самые лучшие черты. Иногда человек ведет себя неестественно и при этом теряет не меньше, чем в предыдущем случае. Быть естественным – одно из главных условий делового человека, так как попытка выглядеть иначе наиболее заметна со стороны.
Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение, лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабиться в часы досуга, но в рабочее время подтянутость – неотъемлемая черта бизнесмена.
Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.
Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант – размеренные движения, прямая осанка. Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край, не рекомендуется облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься нужно, не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взявшись за спинку. Привычки машинально раскачивать ногой, ерзать на стуле, периодически постукивать по нему каблуком относятся разряду «неудобных». Это может быть воспринято, как нежелание продолжать разговор и др. Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень немного наискосок. Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или усталость. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают напряженность, производят впечатление замкнутости. Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает.5Не стоит делать то, что может быть рассуждено как затягивание времени в разговоре (закуривание сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит попыткой уйти от ответа.
Если женщина садится в машину, она должна сначала сесть на сиденье, а затем втянуть ноги. Выходя из машины, женщина сначала вытягивает ноги, а затем уж вылезает.
2.ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА, КУЛЬТУРА РЕЧИ
2.1 Этикетная формула
Этикетная формула часто представляет собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова «лихо» и «жаловать» в современном русском языке уже не употребляются.
С помощью словесных формул мы выражаем отношение при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала один из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.
Успех делового общения зависит от принципов поведения, в том числе речевого общения его участников. В любой деловой ситуации могут вступать в контакт люди разных коммуникативных типов:
1.Открытого - считается наилучшим для общения, ведения переговоров. (Таблица 1).
ОТКРЫТОГО ТИПА | |||
Позиция |
Поведение |
Стратегия |
Планируемый результат |
Самое интересное – мой партнер, собеседник |
Не господствовать, не мешать подлинному взаимодействию |
Равноправие, сотрудничество |
Узнать и понять другого |
Таблица 1. Открытый тип речевого общения.
2.Закрытого
– «человек - манипулятора». Первый
из них сосредотачивает
ЗАКРЫТОГО ТИПА | |||
Позиция |
Поведение |
Стратегия |
Планируемый результат |
Самое интересное – я, я - сам |
Право на речь – это право на власть. Я командую в разговоре – он подчиняется |
Доминирование, иерархия |
Показать себя, высказаться самому |
Таблица 2. Закрытый тип речевого общения.
При деловом общении выберете более удачную стратегию речевого поведения:
Вариант 1:
а) мены интересует то-то и то-то…
б) я считаю, что…
в) хоть вам это и не интересно…
г) вы, конечно, еще не слышали (не знаете), что…
На первое место я ставлю свои интересы, свои мнения, свои желания и показываю это собеседнику с помощью «Я – подхода».