Виды и характеристики стилей работы руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ подходов к выделению различных стилей руководства в различных научных школах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить место лидерства и руководства в системе менеджмента предприятия;
охарактеризовать подходы к выделению различных стилей работы руководителя.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент-курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Руководство в системе официальных отношений является одной из важнейших составляющих процесса управления. Статус и социальные роли руководителей заранее определены в организации, где круг официальных обязанностей зафиксирован в специально оформленных документах, где значится должность «руководитель». Он назначается вышестоящим руководством, получая соответствующие властные полномочия. Руководитель имеет право на применение как положительных, так и отрицательных санкций в виде поощрений за хорошую работу или в виде наказаний за нарушения дисциплины, совершения ошибочных серьезных действий в работе и др. 

Лидерство и руководство в современных условиях выступают одними из важнейших инструментов обеспечения эффективного использования трудовых ресурсов предприятия и его успешного развития на конкурентном рынке услуг.

Целью данной курсовой работы является анализ подходов к выделению различных стилей руководства в различных научных школах.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    • осветить место лидерства и руководства в системе менеджмента предприятия;
    • охарактеризовать подходы к выделению различных стилей работы руководителя.

В ходе написания курсовой работы были использованы следующие научные методы: аналитический метод, графический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, табличный метод.

Предмет курсовой работы – специфические особенности стилей руководства менеджеров.

Объект курсовой работы – управленческая деятельность менеджеров.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

1.1. Понятие стиля работы руководителя

Всю работу руководителя по управлению можно разделить на две части:

- управление деятельностью фирмы,

- управление людьми (персоналом) (рис.  1).

Рисунок 1. Основные виды управления

Руководитель должен иметь:

- широкое общее представление  о положении дел за пределами  своего подразделения, осознание  изменений во внешней среде  и возможностях их использования,

- чуткость к ситуациям  внутри и вне фирмы,

- творческий подход  и умение мотивировать себя  и персонал,

- желание и способность  сотрудничать,

- понимание результатов,  умение планировать и выполнять  планы,

- способность идти  на риск,

- способность принимать решения,

- готовность дать оценку  полученным результатам и определить  программу развития фирмы и ее персонала [2, c. 56].

В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.

В процессе исторического  развития понятие «стиль» значительно  изменило свое содержание. В античном Риме писали на доске стилом. Впоследствии слово было взято на вооружение искусством и литературой. Сегодня оно используется почти во всех областях жизни, употребляется в переносном смысле как вид письма, форма выражения. По мере расширения области своего применения это понятие стало обозначать общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном виде деятельности, например готика, ренессанс, лирический, эпический, драматический стили, стили письма, бега, плавания, способ летоисчисления [1, c. 115].

Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк».

Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: «стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».

В толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций  и предприятий  в своей практической деятельности».

По Мескону, стиль руководства  – это привычная манера поведения  руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации.

Понятие стиля как характерной «чеканки» форм жизни и их выражения подходит и для стиля управленческой деятельности: единый, характерный «отпечаток» субъекта управления, его «почерк» (система своеобразных управленческих приемов, способов, подходов, инструментов). Стиль во взаимосвязи с феноменом управления применяется с определенными ограничениями. Ограничения связаны с конкретизацией этого понятия. Если мы говорим о формальном хозяйственном лидерстве, то это означает, что:

  • неформальное и политическое лидерство не изучаются;
  • каждый руководитель рассматривается как формальный лидер.

Стиль управления отождествляется  со стилем руководства, а последний - со стилем лидерства [4, c. 81].

Если общее понятие  стиля охватывает определенную эпоху  или время, то по отношению к управлению оно является динамической величиной. Стиль управления 90-х гг. отличается от стиля десятилетней давности.

В отличие от менеджмента  стиль управления не имеет самостоятельных  этапов развития. В свою очередь  совершенствование стиля не адекватно  развитию науки и практики управления, так как управление «отбрасывает» устаревшие методы исследования и другой инструментарий (методики, модели, положения), обогащаясь новыми формами и методами, стиль же отражает не только передовой опыт, но и форму выполнения задач менеджерами или предпринимателями. Морально устаревшие стили в менеджменте в отличие от других сфер деятельности весьма живучи. Авторитарный стиль середины прошлого века сохранился до сегодняшних дней, пройдя полуторавековой путь своего выживания и приспособления.

Старые формы управления «добровольно» не уступают места  более совершенным, как и «отставший» менеджер — свой пост. Новые управленческие формы возникают благодаря новым методам работы реальных руководителей.

Стиль аккумулирует все  используемые на практике методы, отражает результат освоения практики управления и новых требований. Наиболее живуч командно-директивный стиль, не требующий искусства управления, основанный на безусловном подчинении исполнителей. Директивный стиль исторически оказался базой, на основе которой зарождались и совершенствовались другие. Часто выражения «стиль управления» и «форма управления» употребляются как синонимы, поэтому, говоря о совершенствовании стиля, подразумевают развитие форм управления от простейших авторитарных к более сложным, на основе новых методов управления.

Первые формы управления исторически сложились в условиях действия простейших организационных  структур, следствием чего явилось  утверждение авторитарного стиля управления, декларирующего решающую роль капиталиста-единоначальника. Все разновидности авторитарного стиля — варианты неравноправных отношений руководитель — подчиненный, поэтому в дальнейшем происходит изменение их ориентации на солидарный, демократический и кооперативный стили, однако сущность остается прежней: власть остается в руках собственников, а забота о сотрудниках связана с собственной экономической выгодой, позволяющей с меньшими затратами обеспечивать взаимосвязь менеджер — сотрудники — задачи — прибыль [1, c. 117].

Предприятия в конкретных ситуациях придерживаются определенного стиля. Эффект накопления и «выживания» привел к образованию стилей, имеющих место в каждой эпохе, на каждом предприятии, хотя и не всегда типичных для своего времени.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Слово «стиль» – греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Следовательно, стиль руководства своего рода «почерк» в действиях менеджера.

В настоящее время  существует множество определений  понятия «стиль руководства». Более  полное определение стиля руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений [5, с. 88].

Все определения стилей управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, то есть стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

Стиль и метод руководства  существует в определенном единстве. Стиль представляет собой форму  реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с  его личными, субъективно – психологическими характеристиками. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен определенный стиль управления [15, с. 94].

Стиль руководства явление  строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решений, именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, “почерк” руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства [9, с. 142].

Выбор стиля руководства  во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

управлять – руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;

направлять – менеджер направляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

поддерживать – менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

делегировать  полномочия – менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижении цели предприятия.

1.2. Подходы к определению стиля  работы руководителя

К настоящему времени  известны три подхода к формированию теории лидерства, определяющие основные концепции эффективного руководства: подход с позиций личных качеств; поведенческий подход и ситуационный подход.

Дадим общую характеристику данным подходам:

1) Подход с позиций личных качеств был связан с исследованиями, направленными на выявление свойств или личностных характеристик руководителей, добившихся эффективной деятельности конкретных организаций (эффективных руководителей). Исследователи пытались решить задачу установления соотношения между наличием определенных качеств менеджеров и эффективным руководством (эффективной деятельностью организаций, руководимых этими менеджерами). Согласно личностной теории лидерства, получившей название «теории великих людей», лучшие руководители должны обладать определенным набором личных качеств, общих для них, обеспечивающих эффективное руководство.

В качестве концепции  этого подхода принята гипотеза, что достаточно выявить определенные качества и люди смогут научиться быть эффективными руководителями, воспитывая эти качества у себя. Были изучены некоторые из этих качеств, такие как уровень интеллекта, соответствующая представительная внешность, честность, инициативность, здравый смысл и рациональность в решениях и поступках, экономическое и общее (социальное) образование, уверенность в себе.

40-е г. прошлого столетия были отмечены попытками изучения собранных фактических данных о необходимых личных качествах руководителей и их взаимосвязи с эффективным руководством. Однако исследователи не пришли к единому мнению в выборе качеств, способных отличать достойного подражанию руководителя, так как проводимые исследования давали противоречивые результаты. В 1948 г. были опубликованы выводы, содержащие обзор полученных результатов проводимых исследований в этой области [15, с. 113]. Суть их сводилась к следующему:

Информация о работе Виды и характеристики стилей работы руководителя