Виды конфликтов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ причин возникновения конфликтов, изучение их типологии, а также рассмотрение методов урегулирования и профилактики конфликтных ситуаций.
Основные задачи в исследовании организационного конфликта:
изучить понятие и сущность организационного конфликта;
рассмотреть причины возникновения конфликтов;
проанализировать способы разрешения и профилактики конфликтов в организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 4
1. Организационный конфликт и его сущность ………………………….…….6
1.1. Понятие конфликта……..……………………………………..……..…6
1.2. Отношение к конфликтам различных школ управления ………..….12
2. Типология и причины возникновения организационных конфликтов…....14
2.1. Типология и уровни организационных конфликтов...................…...14
2.2. Причины возникновения и последствия организационных конфликтов……………………………………………………………………… 19
3. Управление конфликтами в организации…………………………………...23
3.1. Способы разрешения организационного конфликта……………….23
3.2. Методы профилактики организационного конфликта……………..27
Заключение……………………………………………………………..…..33
Список использованной литературы…………………………………..….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, !.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Российская таможенная академия» 

Владивостокский филиал

 

 

 

Кафедра управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Организационное поведение»

 

студента_____ ___________________

группа_____222_________форма  обучения _______очная_____________

факультета ______________экономического _______________________

на тему: «Виды конфликтов в организации»

 

 

 

Руководитель: Н.К.Семёнова

к.т.н. доцент

 

Оценка___________________

Подпись__________________

«___» ________________2012

 

 

 

 

Владивосток

2013

 

Федеральная таможенная служба

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ

На  курсовую работу студенту 2 курса

Тема курсовой работы

Виды конфликтов в организации

 

На материалах: учебной литературы, периодических изданий, информации из сети Интернет

Цель и общее  направление работы: изучить понятие и сущность организационного конфликта, анализ причин возникновения конфликтов, изучение их типологии, а также рассмотрение методов урегулирования и профилактики конфликтных ситуаций в организациях.

Содержание работы Введение………………………………………………………………….…... 4

1. Организационный конфликт  и его сущность ………………………….…….6

1.1. Понятие конфликта……..……………………………………..……..…6

1.2. Отношение к конфликтам  различных школ управления ………..….12

2. Типология и причины  возникновения организационных  конфликтов…....14                                                                                                                                                                                                               

    2.1. Типология  и уровни организационных конфликтов...................…...14

         2.2. Причины возникновения и последствия  организационных              конфликтов……………………………………………………………………… 19

3. Управление конфликтами в организации…………………………………...23

         3.1. Способы разрешения организационного конфликта……………….23

         3.2. Методы профилактики организационного  конфликта……………..27

Заключение…………………………………………………………………..…..33

Список использованной литературы………………………………………..….35

Приложение 1.………………………………………………………….………..36

 

 

Сроки выполнения курсовой работы:

начало работы:  _______________

конец работы: ________________

срок предоставления работы на кафедру: ________________

 

Руководитель курсовой работы Н.К. Семенова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………... 4

1. Организационный конфликт и его сущность ………………………….…….6

1.1. Понятие конфликта……..……………………………………..……..…6

1.2. Отношение к конфликтам различных школ управления ………..….12

2. Типология и причины возникновения организационных конфликтов…....14                                                                                                                                                                                                               

    2.1. Типология и уровни организационных конфликтов...................…...14

         2.2. Причины возникновения и последствия организационных              конфликтов……………………………………………………………………… 19

3. Управление конфликтами в организации…………………………………...23

         3.1. Способы разрешения организационного конфликта……………….23

         3.2. Методы профилактики организационного конфликта……………..27

Заключение……………………………………………………………..…..33

Список использованной литературы…………………………………..….35

Приложение 1.……………………………………………………….……..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основными формами взаимодействия людей выступают кооперация, конкуренция и приспособление. Но не менее важной формой является конфликт, под которым в самом общем смысле понимают противоречие различных как объективных, так и субъективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений.

Конфликты существуют ровно  столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую  часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством  и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу к достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.

Как известно, конфликт имеет  субъективную природу, и поэтому  необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение, для разрешения конфликтной ситуации. Даже внутри фирмы, по мере того как она становится более специализированной и растет число ее подразделений, почва для противоречий только расширяется.

Актуальность данной темы заключается в том, что современный менеджер должен знать типологию конфликтов, причины их возникновения, а также методы управления конфликтами. Сам конфликт всегда осознан, но его мотивы для субъекта не всегда ясны и понятны. Следовательно, умение грамотно вести себя в конфликтных ситуациях является для руководителя чрезвычайно важным.

 

Целью курсовой работы является анализ причин возникновения конфликтов, изучение их типологии, а также рассмотрение методов урегулирования и профилактики конфликтных ситуаций.

Основные задачи в  исследовании организационного конфликта:

  • изучить понятие и сущность организационного конфликта;
  • рассмотреть причины возникновения конфликтов;
  • проанализировать способы разрешения и профилактики конфликтов в организации.

Объект исследования: конфликт в организации.

Предмет исследования: в данной работе будет рассматриваться не конфликт в целом, а именно организационный конфликт, решение которого приобретает все большую значимость для дальнейшего успешного развития организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационный конфликт и его сущность

 

 

    1. Понятие конфликта

 

 

 

Общество, как целостное  образование, характеризуется сложной  системой отношений – социальных, экономических, политических, родственных  и др. Эти отношения основываются на удовлетворении потребностей людей  и защите их интересов. В случае возникновения каких-либо препятствий на пути реализации этих потребностей и интересов возникают кризисные ситуации и противоречия между людьми, что в конечном итоге приводит к конфликтам.

Особое место среди  кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях, поскольку организация – это не только производственно-технологическое объединение людей и средств производства, но и коллектив людей, работающих совместно на благо организации, тесно контактирующих в процессе работы, совместно реализующих программу или цель, а также действующих на основе определенных правил и процедур.

Конфликт в организации  – это открытая форма существования  противоречий интересов, возникающих  в процессе взаимодействия людей  при решении вопросов производственного и личного порядка. В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организации:

    • организационные;
    • производственные;
    • трудовые;
    • инновационные. [15]

В данной работе рассматривается  первая группа конфликтов.

Организационный конфликт — это процесс, который начинается тогда, когда одна сторона начинает ощущать, что другая сторона оказывает на нее негативное воздействие. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.

Существуют три подхода к оценке конфликта. В соответствии с первым подходом конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой. Второй подход заключается в том, что конфликт — это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы. Современный подход к конфликту основывается на том, что отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводит к застою, тормозит развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять им для достижения целей организации. [5]

Особенностью организационных  конфликтов является то, что они  являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применение должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

Рассмотрим сущность конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, серьезное  разногласие, спор) - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Так же конфликт определяют, как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель. [12]

Западные ученые неоднократно предпринимали попытки  формулировки единого четкого определения  конфликта, но к единодушию в этом вопросе так и не пришли.

М.А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт, как состояние дезорганизации и потрясения. [14]

Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит следующим образом: «конфликт – это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов можно рассматривать людей, организации, группы и др. Их деятельность так или иначе связана с постановлением и решением организационных и управленческих задач, с прогнозированием и принятием решений». [11]

Курт Левин  характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. [14]

По У.Ф. Линкольну, конфликт – «это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны, готовые бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных». Таким образом, конфликт – это конкуренция в удовлетворении интересов. [13]

В теории социальных конфликтов Л. Козера конфликт – это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти средств, в которых цели противников нейтрализуются, ущемляются. [6]

Рассмотрим  представления о конфликте отечественных  ученых.

«Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями», – считает А.Г. Здравомыслов.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

Каждое из этих определений не исключает другие, а дополняет. Можно сделать вывод, что конфликт – это состояние противоборства двух и более сторон, возникающее в результате столкновения их интересов в области конкретного вопроса или проблемы.

Организационные конфликты содержат проблемы, связанные  в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы  и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т.п.

Информация о работе Виды конфликтов в организации