Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).
Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы инновационной политики государства
Сущность инноваций и инновационной политики…...........................5
Классификация инноваций……………………………………………..7
Инновационная политика как объект управления...............................13
Стратегия развития инновационной политики России……………...17

Глава 2. Проблемы инновационной политики государства и пути их решения
Недостатки Российской модели рыночной экономики……………..24
Проблемы управления инновационно - инвестиционным процессом………………………………………………………………26
Проблемы законодательного обеспечения………………...…………30

Глава 3. Региональная инновационная политика – инновационные процессы в УРФО…………………………………………………………………………..…34
Заключение……………………………………………………………………….43
Литература……………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная политика государства.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)
Приложение 1

 

 

 

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ


 

Система дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

 

«Инновационный менеджмент»

 

на тему: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА»

 

 

 

 

Исполнитель Яковлева Кристина Евгеньевна

 

Курс, специальность5 курс, Управление персоналом

 

Руководитель_________________________________

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические  основы инновационной политики государства

  1. Сущность инноваций и инновационной политики…...........................5
  2. Классификация инноваций……………………………………………..7
  3. Инновационная политика как объект управления...............................13
  4. Стратегия развития инновационной политики России……………...17

 

Глава 2. Проблемы инновационной  политики государства и пути их решения

  1. Недостатки Российской модели рыночной экономики……………..24
  2. Проблемы управления инновационно - инвестиционным процессом………………………………………………………………26
  3. Проблемы законодательного обеспечения………………...…………30

 

Глава 3. Региональная инновационная  политика – инновационные процессы в УРФО…………………………………………………………………………..…34

Заключение……………………………………………………………………….43

Литература……………………………………………………………………….44

Введение

 

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?»  Слово инновация является синонимом  нововведения, или новшества и  может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Современный этап становления  рыночной экономики России требует  создания системы инновационной  политики. Под государственной инновационной  политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия  государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами Централизованно  управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на  государственных предприятиях в лице директоров.

 Переход к рынку  усиливает технологическую конкуренцию,  приводит к банкротству тех,  кто использует и производит  устаревшую продукцию, и обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.

Сейчас Россия находится  на перепутье: пойти по пути сырьевого  придатка мирового сообщества или по пути технологически развитых экономик? Разумеется, второй путь более предпочтителен, но требует больших усилий от всех хозяйствующих субъектов страны. Все зависит от того, будет ли в ближайшее время в стране сформирован эффективный рынок инноваций. Пока же он настолько не зрелый, что говорить о какой либо его эффективности не приходится. Поэтому в настоящее время имеется настоятельная необходимость создания научно практических основ деятельности инновационной политики. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.

Несмотря на сложное  экономическое положение многих коммерческих организаций, в настоящее  время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.

Важное место для  дальнейшего развития и повышения  экономической эффективности инновационной  деятельности коммерческих организаций  занимает научно обоснованная инновационная политика администраций регионов, крупных городов и муниципальных образований. Это позволяет создать благоприятные экономические и административно-правовые условия для деятельности коммерческих организаций при создании и внедрении инноваций.

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).

Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, проблемы и  пути их решения.

 

Глава 1. Теоретические  основы инновационной политики государства 
1.1. Сущность инноваций и инновационной политики

 

В последние годы российская наука столкнулась с очень  серьезными проблемами. С переходом  к рыночным отношениям численность исследовательского персонала в нашей стране сократилась в несколько раз. Десятки тысяч ученых покинули страну, другие занялись посредническим или торговым бизнесом. Причина такого положения хорошо известна – недостаток финансирования. Сегодня по затратам на НИОКР  на душу населения мы уступаем мировым лидерам в десятки раз.

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики –  повышение конкурентоспособности  промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

Сложившаяся ситуация с  финансированием науки вызвала  вполне закономерную реакцию – в  средствах массовой информации не прекращается публикация статей в защиту российской науки. Приводятся весьма пессимистические и тревожные прогнозы, делаются выводы типа «у последней черты» и т. п. Однако многие авторы подобных публикаций забывают, что наука – это затратная статья бюджета для любого государства. И в теперешних экономических условиях, к сожалению, нельзя финансировать науку так, как это делалось ранее в СССР.

Пока российские технологии сохраняют сравнительно высокий  рейтинг. Отрадно, что, несмотря на объективные  трудности в сфере финансирования российской науки, сегодня можно назвать немало технологических направлений, по которым российские разработчики еще сохраняют мировое лидерство. Исследования показали, что в половине технологических направлений в России есть существенные технические или приоритетные достижения в конкретных областях. А, например, в ряде разделов лазерной технологии, ядерной техники, неразрушающего контроля и других направлениях российские разработчики держат мировое лидерство.

Есть и другие оценки, которые, в частности, получены в результате поиска российских технологий по 200 запросам иностранных  компаний, проведенных фирмой Техноконсалт. Фактически такая оценка отражает мнение иностранных заказчиков из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Результат весьма обнадеживающий – 60% российских технологий были признаны соответствующими мировому уровню.[27,с.60-61]

Сегодня практически  в любой отрасли можно найти  технологии с хорошим экспортным потенциалом. На оборонных предприятиях имеется огромное число разработок так называемого двойного назначения, т.е. таких, которые могут использоваться как в военных, так и мирных целях. Этот потенциал по своим возможностям во многих случаях не уступает западному уровню с точки зрения конкурентоспособности и применением уникальных технологий.

Реализация инновационной  продукции не превышает 10% общего объема реализации товаров предприятиями. Спрос на отечественную научно-техническую  продукцию на внутреннем и внешнем  рынках остается крайне низким из-за ограниченных финансовых возможностей российских покупателей, а также из-за того, что она не всегда сориентирована под конкретные заказы. Развитие российской прикладной науки тормозится также практическим отсутствием платежеспособного спроса на передовых технологии промышленных предприятий. Естественно, в этих условиях многие научные институты стали искать связи с зарубежными заказчиками. Причем «на продажу» предлагаются весьма разнообразные услуги – от готовых разработок и технологий до выполнения разовых исследовательских контактов с соответствующей передачей интеллектуальной собственности. Некоторым это удается, но в основном из-за низкой продажной стоимости интеллектуального российского потенциала.

Без продуманной государственной  поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

 

    1. Классификация инноваций

 

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо

тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь различать

инновации. В изученной литературе приведен ряд классификаций инноваций.

Например, А.И. Пригожин [30] предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

по типу новшества:

материально-технические (техника, технология, материалы);

социальные;

экономические;

организационно-управленчекие;

правовые;

педагогические;

по инновационному потенциалу:

радикальные (базовые);

комбинаторные (использование  различных сочетаний);

модифицирующие (улучшающие, дополняющие);

по принципу отношения  к своему предшественнику:

замещающие (вместо устаревшего);

отменяющие (исключают  выполнение операций);

возвратные (к предшественнику);

открывающие (новые, аналогов нет);

по объему применения:

точечные;

системные (технологические, организационные и т.п.);

стратегические (принципы управления, производства);

по эффективности (целям):

эффективность производства;

эффективность управления;

улучшение условий труда  и т.д.;

по социальным последствиям:

вызывающие социальные издержки;

новые виды монотонного  труда;

вредные условия и  т. п.;

по особенностям механизма  своего осуществления:

единичные (на один объект);

диффузные (на многие объекты);

завершенные и незавершенные;

успешные и неуспешные;

по особенностям инновационного процесса:

внутриорганизационные;

межорганизационные;

по источнику инициативы:

прямой социальный заказ;

в результате изобретения.

М. Хучек [39] предлагает классифицировать по 7 критериям:

1) оригинальность характера  изменений:

оригинальные (творческие);

неоригинальные (подражающие);

2) степень сложности:

несвязанные (мелкие усовершенствования);

связанные (коллективный результат);

3) отрасль хозяйства:

материализованные (твердые);

нематериализованные (мягкие, управленческие);

4) степень новизны:

новинки в мировом  масштабе;

новинки в стране или  отрасли;

новинки на предприятии;

5) радиус действия:

внедренные вне предприятия;

внедренные на предприятии;

6) социально психологические  условия внедрения:

рефлекторно осознаваемые;

внедренные без длительного  обдумывания;

запланированные;

Информация о работе Государственная инновационная политика