Деловая
оценка персонала
Деловая оценка персонала
- Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия профессиональных и личных характеристик (компетенций) сотрудников требованиям должности с помощью определенных критериев
2
Деловая оценка персонала
Оценка, обусловлена каким-то
событием:
- истечением испытательного срока
- перемещением и передвижением по службе
- мерами дисциплинарной ответственности
- желанием получить справку-характеристику с места работы
- увольнением
Функции деловой
оценки
- Оценочная (персонала, менеджмента, программ управления персоналом)
- Информационная
- Административная
- Мотивационная
- Коммуникационная
4
Принципы эффективной
деловой оценки
- Установление четких стандартов результативности труда для каждого рабочего места и критериев ее оценки
- Разработка процедуры проведения аттестации (время проведения, субъекты и методы оценки)
- Предоставление полной и достоверной информации о работнике
- Обсуждение результатов оценки с работником
- Принятие решения по результатам оценки и документирование оценки
5
Этапы проведения деловой
оценки
6
Определение целей
Разработка оценочной
системы
Разъяснение целей и методики
проведения деловой
оценки
Организационная работа
Проведение деловой оценки
Сообщение результатов деловой
оценки
Принятие решений
Цели оценки персонала
- Улучшение качества управления
- Единство действий в управлении
- Более эффективное использование человеческого потенциала
- Разработка системы обучения и развитие персонала
- Формирование и поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе
- Повышение производительности
- Стимулирование, мотивация, совершенствование системы вознаграждения
Основные задачи
оценки персонала
- Управленческое воздействие
- Определение размеров вознаграждения
- Развитие персонала
- Рациональное использование сотрудника
- Трудовая мотиваций
- Установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам
- Удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик
Система оценки персонала
Критерии
оценки
Время
проведения
Способы
оценки
Методы
оценки
9
Критерии оценки
- Показатели результативности труда
- Показатели профессионального уровня работника
- Показатели профессионального поведения:
- условия достижения результатов труда
- показатели непосредственного профессионального поведения
- Показатели личностных качеств
Время проведения деловой
оценки
11
Способы проведения
- Независимые эксперты
- Линейные руководители
- Функциональные руководители
- Коллеги
- Подчиненные
- Самооценка
Комбинированные
Аттестационная
комиссия
Assessment
center
360 градусная
- аттестация
12
Классификация методов
- По субъектам оценки (кто проводит оценку): индивидуальные, групповые, экспертные, самооценка
- По предмету и объекту оценки (что и кто подлежит оценке): личностные характеристики, результаты труда, процесс труда и др.
- По средствам представления информации о предмете оценки: вербальные (словесные), формализованные (знаковые, графические), комбинированные методы
- По форме оценки - аттестация, квалификационный экзамен, тестирование
Классификация методов
- Качественные методы
- Метод «360 градусов»
- Матричный метод
- Метод системных произвольных характеристик
- Оценка выполнения задач
- Групповая дискуссия
- Комбинированные методы
- Тестирование
- Метод суммы оценок
- Количественные методы
- Ранговый метод
- Метод балльной оценки
- Свободная балльная оценка
- Аттестация
Классификация методов
- Индивидуальные
- метод шкалы графического рейтинга
- метод вынужденного выбора
- метод управления по целям
- метод оценки по решающей ситуации
- метод шкалы рейтингов поведенческих установок
- метод бальной оценки, метод коэффициентов
- описательный метод
- Сравнительные
- метод ранжирования
- метод заданного распределения
- социометрия
15
Метод Assessment-center
(Центр оценок)
- Assessment-center- один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов
Оценка персонала
методом
Assessment Center
- Оценка имеющихся в компании работников(управленцев высшего и среднего звена)
- оптимизация расстановки кадров
- формирование кадрового резерва
- планирование карьеры
- формирование планов обучения
- Оценка группы претендентов на должности в компании
17
Преимущества метода
- Получить зафиксированную в письменном виде объективную оценку необходимых для работы личных качеств кандидата/сотрудника
- Проверить кандидата/сотрудника в деле
- Продемонстрировать навыки кандидата/сотрудника его руководителю
- Сравнить показатели данного конкретного кандидата/сотрудника с показателями других претендентов на эту должность
- Существенно сократить временные затраты отдела персонала
- Создать у прошедших данную процедуру участников дополнительную мотивацию
- Сделать объективные выводы о потребностях данного сотрудника в обучении
- Составить индивидуальный план развития каждого работника
- Выявить ненужность или необходимость перемещения сотрудников с одной позиции на другую
Критерии оценки
- Интеллектуальный критерий
- Эмоциональный критерий
- Коммуникационный критерий
- Критерий самооценки
- Критерий лидерских качеств
Компетенции оценки
- Умение работать в команде
- Ориентация на результат/процесс
- Ориентация на клиента/товар
- Стратегическое мышление
- Коммуникативность
- Лидерские качества
- Социальная смелость
- Мотивация на работу
- Наличие вредных (мешающих работе) привычек