Инновационная стратегия на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Основным фактором рассматривания данной темы является то, что в настоящий момент на рынке инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития для предприятия и неучтение данного фактора может привести к кризису и даже банкротству предприятия. Целью курсовой работы является выработка предложений по формированию инновационной стратегии на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2
1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Суть инноваций……………………………………………………………….3
1.2 Инновации и конкурентные преимущества предприятия…………………6
1.3 Основные стратегии формирования конкурентных преимуществ продукции (услуг) предприятия…………………………………………….…..9
1.4 Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии развития предприятия……………………………………………………………………..14
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………..16
2.2 Анализ рынка и рыночной позиции предприятия…………….…………19
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции и конкурентных возможностей предприятия. Результаты анализа……………………..…….20
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по формированию конкурентных преимуществ и укреплению рыночной позиции предприятия………………………………..21
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений…….………23
Заключение…………………………………………………………………..….30
Список используемой литературы…………………………………….……….32

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент к.р..docx

— 68.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……2

1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Суть инноваций……………………………………………………………….3

1.2 Инновации и конкурентные  преимущества предприятия…………………6

1.3 Основные стратегии  формирования конкурентных преимуществ продукции (услуг) предприятия…………………………………………….…..9

1.4 Технико-экономическое  обоснование инновационной стратегии  развития предприятия……………………………………………………………………..14

2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ  СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Характеристика предприятия……………………………………………..16

2.2 Анализ рынка и рыночной  позиции предприятия…………….…………19

2.3 Анализ конкурентоспособности  продукции и конкурентных возможностей  предприятия. Результаты анализа……………………..…….20

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Предложения по формированию  конкурентных преимуществ и укреплению  рыночной позиции предприятия………………………………..21

3.2 Оценка экономического  эффекта внедрения предложений…….………23

Заключение…………………………………………………………………..….30

Список используемой литературы…………………………………….……….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение

 

 

     Выбор инновационной  стратегии развития является  важнейшей составляющей в деятельности  предприятие. Предприятие может  оказаться в кризисе, если не  сумеет предвидеть изменяющиеся  обстоятельства и отреагировать  на них вовремя. В условиях  рыночной экономики руководителю  недостаточно иметь хороший продукт,  он должен внимательно следить  за появлением новых технологий  и планировать их внедрение  на предприятии, чтобы не отстать  от конкурентов.

  Актуальность  данной  темы обусловлена рядом факторов. Основным фактором рассматривания  данной темы является то, что  в настоящий момент на рынке  инновационные процессы, их воплощение  в новых продуктах и новой  технике являются основой экономического  развития для предприятия и  неучтение данного фактора может привести к кризису и даже банкротству предприятия.      

  Целью курсовой работы  является выработка предложений  по формированию инновационной  стратегии на предприятии.

  Для достижения поставленной  цели в работе ставятся следующие  задачи:

     - рассмотреть  основные теоретические аспекты,  связанные с понятием инноваций,  конкурентных преимуществ и инновационных  стратегий;

     - проанализировать  конкурентоспособность продукции  и конкурентные преимущества  предприятия;

     - выработать  предложения по формированию  конкурентных преимуществ;

     - дать оценку  ожидаемому экономическому  эффекту  от внедрения данных предложений.

 При выполнении курсовой  работы предполагается изучить  специальную литературу из отечественной  и зарубежной печати.

     Статистической  базой исследования послужил  практический материал ОАО «Электроремонтный  завод» г. Минска.

 

 

 

 

 

 

 

   

1 ИННОВАЦИИ И  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Суть инноваций

 

     В современных  условиях бурного научно-технического  развития успешная деятельность  организаций (предприятий) невозможна  без инноваций. Рынок постоянно  выдвигает требования не только  количественных, но и качественных  преобразований.

    Основой  конкуренции   в  современном мире  стали  инновации  во  всех 

областях  бизнеса. Предприятия, различные по своим размерам (крупные, средние,  малые),  должны  инвестировать в научные исследования  в области маркетинга,  человеческих  ресурсов,  технологий  и других направлениях  деятельности.  За  счет  внедрения инноваций предприятие может получить доминирующее положение на рынке. Инновации необходимы  в современном бизнесе,  т.к.  защищают  конкурентные позиции предприятия от наступления новых конкурентов.    

Под инновациями понимается разработка и освоение производства новых или  усовершенствованных  продуктов, технологий и процессов.

  В последние годы часто используется термин «инновация» наряду с такими, как «нововведение» и «новшество». При этом необходимо иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in– в и novus– новый) и по содержанию термины «инновация» и «нововведения» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием «новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления Итак, как материальный продукт инновации (нововведения) отождествляются с новшествами (новыми изделиями, материалами, процессами, методами и т. д.), а как процесс они рассматриваются как изменения, направленные на разработку, освоение, распространение и использование новшеств. Во втором значении новшества трактуются как результат процесса нововведений (инновационного процесса), развивающегося во времени и имеющего четко выраженные стадии и этапы.

     Стадии  инноваций (нововведений), характеризуя виды деятельности, ничем не отличаются от известных этапов процесса «наука – производство – потребление», причем их трактовка как фаз (возникновение, адаптация, реализация и т. п.) нововведений (инноваций) не меняет существа дела. Другими словами, как процесс инновация (нововведение) – это иная формулировка процесса «наука – производство – потребление».

     Что касается  сущности инновации, то здесь  имеются различные точки зрения  отечественных и зарубежных ученых. Но в какой бы форме ни  выражалась сущность инновации  или нововведения, общими чертами  этих понятий являются изменения  (кардинальные или частичные), новизна  и применимость.

     Инновации   являются  главной  движущей  силой  конкурентоспособности   и  динамичного  развития  общественного производства,  поэтому   инновационная  деятельность  является  одной  из приоритетных  для  обеспечения  конкурентоспособности   отечественной продукции и производств.  Инновации,  новые  идеи  часто   оказываются  более  ценными   по сравнению  с  обычными,  традиционными  ресурсами   бизнеса (оборудование,  финансы,  рабочая  сила). 

     Инновации  различаются уровнем новизны   и коммерческим успехом. При  этом коммерческий успех понимается  в широком смысле слова и  обозначает использование данного  товара (услуги) конкретным потребителем.

     По  степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны.  Принципиально новые виды  продукции, технологии и услуг обладают  приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражирование получают новшества-имитации, копии .

     Среди инноваций-имитаций  различают технику, технологию  и продукцию рыночной новизны,  новой сферы применения  и новшества  сравнительной новизны (имеющие  аналоги на лучших зарубежных  и отечественных фирмах) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь  нововведения-усовершенствования  по предметно-содержательной структуре  подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр.

     Инновации  очень разнообразны. Их можно  классифицировать по ряду признаков.  Выделим важнейшие из них.

     По  содержанию  инновации делятся на:

производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т.д.;

управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров  на рынок;

информационные, включающие новые способы сбора, обработки  и передачи информации для принятия решений на качественно новом  уровне;

социальные, охватывающие изменение  условий труда, быта, экологии и т.д.

     Таким образом,  неправомерно относить к инновациям  только новое оборудование.

     В реальной  действительности изменение   технологии производства, оборудования (производственные инновации) обусловливает   необходимость изменения методов   принятия управленческих решений,  организации  производства, маркетинга (управленческие инновации), что  приводит к необходимости изменения  методов сбора, обработки и  передачи информации (информационные  инновации). Это в свою очередь  меняет условия труда и быта (социальные инновации), что вызывает  новые потребности, которые приводят  к необходимости использования  новых технологий, оборудования  и т.п. Такая взаимосвязь инноваций  различного рода носит название  «круг инноваций».

       Итак, чтобы  инновационное решение  было  успешным, необходимо разработать   программу, комплекс мероприятий,  которые обязательно будут учитывать  все виды инноваций (круг инноваций).

     По  уровню  новизны инновации делятся   на продукцию, изготовленную на  основе: высоких технологий, продвинутых   технологий, технологий среднего  уровня, технологий низкого уровня.

     Иногда, в зависимости  от последствий использований  инноваций, различных по уровню  новизны, они делятся на базисные и улучшающие, псевдоинвестиции. Базисные инвестиции реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники. Улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития. Псевдоинвестиции приводят к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.

     По  месту  использования выделяются инновации:  в производственной сфере (в  промышленности, сельском хозяйстве,  строительстве и т.д.); в непроизводственной  сфере (образование, наука и  т.п.).

     По  масштабам  применения инновации  бывают  единичными и массовыми.

     Жизненный  цикл инновации представляет  собой совокупность взаимосвязанных  процессов и стадий создания  новшества. Жизненный цикл  инновации  определяется как промежуток  времени от зарождения идей  до снятия с производства реализованного на ее основе  инновационного продукта.

1.2 Инновации и  конкурентные преимущества предприятия

 

     Впервые концепцию  конкурентных преимуществ  обосновал  М. Портер. Его концепция  «пяти  сил», определяющих конкуренцию   в отрасли, сформировала у организации   понимание факта воздействия   важнейших факторов внешней среды,  требующих ответной реакции на  эти воздействия. В ответ на  влияние сил конкуренции организация  создает различные конкурентные  преимущества, позволяющие добиться  успеха. М. Портер сформулировал  детерминанты конкурентного преимущества  и выделил три фактора, способствующих  формированию конкурентных преимуществ.  В соответствии с этим была  предложена иерархия уровней  конкурентных преимуществ с точки  зрения их значимости. Преимущества  низкого ранга (сырье, дешевая  рабочая сила, масштабы производства) придают организации недостаточную  конкурентоспособность, так как  они легкодоступны конкурентам  и широко распространены. К преимуществам  более высокого порядка относят  репутацию организации, связи  с клиентами, а также инвестиционную  привлекательность организации,  которая заставляет инвестора  вкладывать средства в определенную  сферу деятельности.

     Важным  конкурентным  преимуществом могут  являться  цели и мотивация владельцев, менеджеров и персонала организации.  Существует и региональный аспект  приобретения конкурентных преимуществ.  Так, конкурентные преимущества  получают организации, функционирующие  в тех странах, которые позволяют  наиболее быстро накопить специализированные  ресурсы и навыки. Большую роль  в создании конкурентных преимуществ  играют успешно действующие маркетинговые  подразделения, а также все  большее преимущество получают  организации, располагающие большой  и точной информацией о рынках, конкурентах, товарах и технологиях.

     Однако  эти  факторы изменчивы и не позволяют  долго удерживать конкурентные  преимущества. Поэтому конкурентные  преимущества наиболее высокого  порядка связаны с коренными  изменениями в деятельности предприятия  и со стратегическими факторами,  определяющими позиции в конкурентной  борьбе.

     К конкурентным  преимуществам наивысшего порядка  М. Портер относит запатентованную  технологию, дифференциацию на основе  уникальных товаров или услуг,  высокий профессионализм персонала  и проч. Следовательно, важнейшим  источником создания и удержания  конкурентного преимущества является  постоянное обновление и инновационное развитие производства.

Информация о работе Инновационная стратегия на предприятии