Содержание
1. Основные направления государственного
регулирования…………………………………2
1.1.Государственное регулирование
инновационной деятельности в РФ…………………...2
1.2. Правоприменение государственного
регулирования инновационной деятельности….7
2. Сфера НИОКР и управление
НИОКР………………………………………………………12
2.1.Понятие и сущность НИОКР………………………………………………………………12
2.2. Россия на международном
рынке технологий: современное состояние
и
перспективы
развития НИОКР в России………………………………………………..15
3. Оценка эффективности инновационных
проектов………………………………………..24
3.1. Необходимость анализа инновационных
проектов……………………………………..24
3.2. Методы оценки инновационных
проектов……………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………………………….33
1.Основные направления
государственного регулирования
1.1. Государственное
регулирование инновационной деятельности
в РФ
В России сложилась четырехуровневая
система управления инновационным
процессом: 1) высший государственный,
федеральный; 2) средний государственный,
отраслевой; 3) государственный региональный;
4) нижний государственный, институциональный.
По своему содержанию управление инновационным
процессом, независимо от уровня управления,
включает: а) организационную структуру
управления - конкретные органы управления,
распределение власти и ответственности
между ними, соотношение прав и
обязанностей; б) систему сбора, обработки
и анализа необходимой информации;
в) механизм принятия решений и контроль
за их выполнением; г) систему подбора
и расстановки кадров.
«Организационный механизм государственного
регулирования инновационной деятельности
должен обеспечить учет мнений всех прямо
или косвенно заинтересованных структур
и в то же время создать условия
для согласованного принятия мер
по стимулированию инноваций.»
Субъектами инновационной политики
выступают центральные и местные
органы власти, предприятия и организации
государственного сектора, самостоятельные
хозяйствующие формирования, общественные
организации, сами научные работники
и инноваторы, смешанные образования.
Общие вопросы инновационной политики
находят отражение в указах Президента
РФ. В подготовке этих документов принимает
участие Отдел науки и образования
Администрации Президента. При Президенте
РФ создан Совет по научно-технической
политике - консультативный орган. Основными
задачами совета являются:
- информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;
- разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;
- анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;
- подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
- участие в подготовке официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для Президента РФ.
Органы законодательной власти
РФ - Государственная дума и Совет
Федерации - имеют право инициирования
законов в сфере научно-технической
и инновационной деятельности. В
обеих палатах функционируют
соответствующие комитеты - Комитет
Госдумы по образованию и науке
и Комитет Совета Федерации по
образованию, науке и культуре.
Основным органом, координирующим
деятельность министерств и ведомств
в научно-технической и инновационной
областях, является Правительственная
комиссия по научно-технической политике,
которую возглавляет непосредственно
Председатель Правительства.
Основными функциями комиссии являются
обеспечение согласованной работы
федеральных органов исполнительной
власти и исполнительных органов
субъектов РФ, Российской академии
наук, отраслевых академий наук по формированию
и реализации государственной научно-технической
политики, стимулирование реализации
в производстве научно-технических
достижений, определение путей реформирования
научно-технической сферы в условиях
рыночной экономики. Аналогичная деятельность
в оборонном секторе осуществляется
Координационным межведомственным
советом по военно-технической политике.
Министерство образования и
науки РФ является центральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим
формирование и практическую реализацию
государственной и научно-технической
политики в области образования
и науки, осуществление мер по
созданию и развитию научно-технического
потенциала. К числу основных задач
министерства относятся:
- организация научно-технического прогнозирования;
- выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;
- разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
- создание государственных научно-технических программ и проектов;
- методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;
- финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
- создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;
- формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;
- организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;
- обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.
Министерство экономического развития
и торговли РФ в рамках определения
форм и методов государственного
воздействия на экономику:
-непосредственно разрабатывает
государственную инновационную
политику;
-устанавливает приоритеты в
развитии народного хозяйства
страны и се регионов;
-определяет основные направления
инвестиционной политики, в том
числе меры по стимулированию
инновационной активности;
-организует разработку федеральных
целевых программ но развитию приоритетных
отраслей и сфер экономики, решению первоочередных
социально-экономических проблем.
Минфин РФ осуществляет бюджетное
обеспечение инновационной политики
и аудит использования финансовых
ресурсов.
Структура механизма государственного
регулирования инновационных процессов
показана на рис. 1.
Рисунок 1 Структура механизма государственного
регулирования инновационных процессов
в Российской Федерации
Задачи каждого элемента, вошедшего
в структуру механизма государственного
регулирования, вкратце были рассмотрены
выше.
Задачи и цели
государственной инновационной
политики
В нашей стране все больше уделяется
внимания созданию комплексных концепций
научно-технического развития:
- ориентирование и поддержка научных исследований;
- регулирование направлений научно-технического развития;
- защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
- совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;
- лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
- поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);
- разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;
- совершенствование методов управления научно-техническим развитием;
- выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;
- формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;
- финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
- содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;
- совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
- реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;
- охрана прав интеллектуальной собственности;
- формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
- установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.
Основными целями государственной
инновационной политики Российской
Федерации являются:
- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
- содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
- расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
- содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.
Основными приоритетными направлениями
инновационной политики, осуществляемой
государством на современном этапе
развития нашей страны, являются:
1) работы по созданию, освоению
и распространению техники и
технологий, которые ведут к кардинальным
изменениям в технологическом
базисе страны. Эти работы носят,
как правило, межотраслевой характер
и не могут быть решены при
существующем монопродуктовом (отраслевом)
принципе организации и планировании
производства;
2) работы по крупным отраслевым научно-техническим
проектам, требующие масштабной концентрации
ресурсов, которые не под силу отдельным
предприятиям;
3) научно-техническое обеспечение мероприятий,
направленных на реализацию социальных
целей общества (через развитие здравоохранения,
образования, культуры, охраны окружающей
среды, инфраструктуры);
4) направления НТП, связанные с международным
разделением труда и внешнеэкономической
деятельностью государства.
Результатами реализации новой
инновационной политики должны являться:
- качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;
- качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;преодоление технического отставания страны;
- достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.
Необходимо разработать систему
социальных нормативов, регламентирующих
требования к новым технологиям
и технике, проектируемым машинам
с точки зрения условий, содержания
и творческого характера труда.
Для реализации социальных гарантий
необходимо создать механизм переподготовки
кадров. Требуется создать более
универсальную, гибкую и непрерывную
систему образования и повышения
квалификации работников.
1.2.Правоприменение государственного
регулирования инновационной деятельности
В настоящее время инновационная
деятельность в России переживает трудные
времена. Это связано с тем, что
до начала реформ крупномасштабные инновации
осуществлялись государством. Поэтому
специфика сложившейся на сегодняшний
день ситуации заключается в том,
что в стране имеются значительные
технологические заделы, уникальная
научно-производственная база и высококвалифицированные
кадры, но в то же время в связи
с общим экономическим упадком
существует крайне слабая ориентация
этого инновационного потенциала на
реализацию научных достижений.
Основные трудности в реализации
инновационного потенциала связаны
как с ограниченностью бюджетного
и внебюджетного финансирования,
в т.ч. заемных и привлеченных средств,
так и с нехваткой собственных средств
у организаций, поскольку спад производства
и постоянный дефицит денежных средств
у организаций не оставляют ресурсов для
инновационной деятельности. В связи с
этим в последние годы в стране резко упала
инновационная активность промышленных
предприятий и в ближайшее время не прогнозируется
ее существенного роста.
Однако дефицит средств является
не единственным фактором спада инновационной
активности. Особого внимания и совершенствования
также требует инновационная
инфраструктура (страхование рисков,
венчурные фонды и т.д.), т.е. все
то, без чего нельзя обеспечить рост
инновационной активности.
Все эти и многие другие проблемы
призвана решать инновационная политика
государства, главной задачей которой
является обеспечение увеличения валового
внутреннего продукта страны за счет
освоения производства новых видов
продукции и технологий, а также
расширения рынков сбыта отечественных
товаров.
Анализ государственной
инновационной деятельности
Согласно принятой концепции, главной
задачей государственной политики
в области развития науки и
технологий является переход нашей
страны к инновационному пути развития
- на основе избранных приоритетов,
которые определены как с учетом
общемировых тенденций развития
науки и технологий и имеющихся
в России заделов в научно-технической
и образовательной сферах, так
и исходя из современных тенденций
развития рынков.