Инновационный менеджмент на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — изучение теоретических основ инновационного менеджмента во взаимосвязи с практическим применением.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
o определение теоретических основ инновационного менеджмента;
o анализ инновационной деятельности предприятия;
o разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного менеджмента на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………...4
1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента ……………………...4
1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента………….7
1.3. Роль инновационного менеджмента в инновационной политике и выборе инновационного проекта……………………………………………………......11
2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОАО «БЕЛКАРД»………………...................................................................................19
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Белкард»…………………………………………………………………...........19
2.2. Стратегия развития ОАО «Белкард»………………………………………23
2.3. Инновационная деятельность ОАО «Белкард»…………………………...27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ1.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)


42

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………...4

1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента ……………………...4

1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента………….7

1.3. Роль инновационного менеджмента в инновационной политике и выборе инновационного проекта……………………………………………………......11

2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОАО «БЕЛКАРД»………………...................................................................................19

2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Белкард»…………………………………………………………………...........19

2.2. Стратегия развития ОАО «Белкард»………………………………………23

2.3. Инновационная деятельность ОАО «Белкард»…………………………...27

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»………………………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………………………..42

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Паспорт ОАО «Белкард»………………………………………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Схема управления ОАО «Белкард»…………………………………………….45

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Важнейшие инновационные проекты на 2009 год ОАО «Белкард»…………46

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Создание и освоение новых видов продукции и технологий на основе новых технологических решений на 2009 год по ОАО «Белкард»…………………..47

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Перечень важнейших инвестиционных проектов на ОАО «Белкард»………48

ВВЕДЕНИЕ

 

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни  населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.

В настоящее время в развитых странах 75-80% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают. Эти темпы иногда характеризуют с помощью понятия продолжительности жизни определенного продукта,  которая до 19  века измерялась веками,  в 19  веке и впервой половине 20  века –  десятилетиями, во второй половине 20  века –  годами, а в последнее время – месяцами.

Резкая активизация инновационной деятельности, превращение её в ключевой фактор экономического роста ставит новые задачи перед теорией и практикой инновационного менеджмента.

Цель курсовой работы — изучение теоретических основ инновационного менеджмента во взаимосвязи с практическим применением. 

         Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:

o        определение теоретических основ инновационного менеджмента;

o        анализ инновационной деятельности предприятия;

o        разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного менеджмента на предприятии.

Объект исследования — инновационная среда ОАО «Белкард».

Предмет исследования — инновационный менеджмент предприятия ОАО «Белкард».

 

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1.           Понятие и сущность инновационного менеджмента

 

В настоящее время фирмами и корпорациями развитых стран уделяется все большее внимание инновационному менеджменту как современной форме управления инновационной деятельностью. Под инновационным менеджментом понимается, с одной стороны, управление инновациями во всех сферах деятельности, комплексное обоснование принимаемых инновационных решений; с другой – управление творческой, инновационной активностью. [11, с.270]

Таким образом, инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами и инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. [6, с.23]

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.

Управление инновациями — сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:

1.                  Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2.                  Организация инновационного процесса для данной инновации.

3.                  Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.   

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. [4, с.147]

Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.

Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). [12, с.148]

Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Различают два типа функций менеджмента инноваций:

1.                  функции субъекта управления;

2.                  функции объекта управления.

К функциям субъекта управления относятся:

o        Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.

o        Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.

o        Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.

o        Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.

o        Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.

o        Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

o        Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

К функциям объекта управления относятся:

o        рисковое вложение капитала;

o        организация инновационного процесса;

o        организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. [4, с.78]

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. [6, с.54] Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

 

 

1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента

 

  Существуют различные трактовки определения инновации. Наиболее существенное различие между разными определениями заключается в том, какого подхода к понятию инновации придерживается автор. Можно выделить два основных подхода, когда:

1.      Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2.      Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

  До недавнего времени шли горячие дискуссии, какой из этих подходов, какое определение более совершенно. В настоящее время инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. [5, с.64]

  Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

   В качестве основных критериев, по которым выделяются типы инноваций, необходимо отметить степень новизны, радикальности инноваций; характер практической деятельности, в которой используется инновация; технологические параметры инновации (табл. 1.1).

 

 

 

Таблица 1.1

Типология инноваций[7, с.19]

Критерий

Основные типы

      Степень новизны

      Базисная (радикальная)

      Улучшающая (приростная)

      Характер практической деятельности

      Производственные

      Управленческие

      Технологические параметры

      Продуктовые

      Процессные

Базисная инновация – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

  Улучшающая инновация – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

  Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, то есть они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс.

  Управленческие инновации – это новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах.

  Продуктовая инновация – получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке.

  Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. [7, с.21]

Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

Это переход на новый, более совершенный способ организации деятельности, обеспечивающий рост возможностей предприятия. Сам факт внедрения нововведения на предприятии свидетельствует о переходе к более высокому уровню производственных возможностей, то есть является показателем развития компании.

Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

o        определение цели управления инновацией;

o        выбор стратегии менеджмента инновации;

o        определение приемов управления инновацией;

o        разработка программы управления инновацией;

o        организация работ по выполнению программы;

o        контроль за выполнением намеченной программы;

o        анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;

o        корректировка приемов менеджмента инновации. [12, с.44]

Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.

Информация о работе Инновационный менеджмент на предприятии