Интеграционный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – систематизация знания о сущности и понятии интеграционного менеджмента.
Объектом интеграции является сам интеграционный процесс; он не может существовать без субъектов интеграции(участников интеграционного процесса).

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграциооный менеджмент 1.docx

— 100.40 Кб (Скачать файл)

введение

Интеграция – процесс объединения  усилий различных подсистем для  достижения целей организации. Интеграция присуща любой системе, в том  числе и человеку.

Перед современным человечеством  стоят три глобальные проблемы: бедность, угроза экологической катастрофы и истощение природных ресурсов. Каждая из них грозит потерей такой необходимой стабильности; каждая может перечеркнуть всё ещё существующие надежды на сохранение нашей цивилизации и её устойчивое развитие. Мир меняется с пугающей быстротой, рождая как новые возможности, так и новые угрозы. Стало общим местом утверждение «Для поиска и отыскания путей развития в XXI веке человечество нуждается в новой парадигме, которая обеспечила бы баланс экономического, социального и экологического развития».

В течение последнего столетия в  подходах к проблеме качества при  управлении предприятиями произошли  коренные изменения: от рассмотрения её как преимущественно инженерно-технической  задачи соответствия стандартам до принципов  всеобъемлющего менеджмента качества, в рамках которого качество рассматривается  как удовлетворение требований и  потребностей потребителей, владельцев и работников. Маркетинг позволяет  исследовать и понять эти потребности, социально-этический и экологический  маркетинг учитывает при этом стратегические потребности общества, ведёт бизнес к социальному партнёрству. Структурообразующая аксиома всеобъемлющего менеджмента качества (Total Quality Management) гласит: качество — совокупность характеристик объекта (товара, услуги, процесса, организации в целом), определяющих его способность удовлетворять установленные и ожидаемые (предполагаемые) потребности как самого потребителя, так и общества в целом. Качество из  операционного уровня перевели в ранг главной стратегической цели организации. Процесс создания качества из функциональной задачи превратился в системообразущий фактор.

Объектом интеграции является сам  интеграционный процесс; он не может  существовать без субъектов интеграции(участников интеграционного процесса).

Субъектом интеграции являются участники интеграционного  процесса, а именно:

- отдельные хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, холдинги). Это низший уровень субъектов  интеграции;

- уровень руководства государства  (высший уровень);

- интеграционные посредники –  международные и внутригосударственные  структуры и политические институты.

Цель работы – систематизация знания о сущности и понятии интеграционного  менеджмента.

Цель работы предопределила порядок  решения следующих задач:

- характеристика интеграции как  закономерного этапа развития  систем менеджмента;

- изучение понятия и сущности  интеграционного менеджмента;

- анализ интеграции стратегического  и инновационного менеджмента;

- изучение сущности интеграционного  маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА                                                                                                           1.1. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Новая версия международных стандартов ISO 9000:2000 кратко, но емко определяет систему как «совокупность  взаимосвязанных или взаимодействующих  элементов». При этом менеджмент (в  прикладном значении термина) понимается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией». Для российских читателей, вероятно, следовало бы уточнить, что речь идет о рыночных условиях, но, впрочем, международные стандарты других и не подразумевают.

Подчеркнем, что и менеджмент как наука  рассматривается в настоящее  время не только как отдельная  дисциплина, но как междисциплинарная  область знания, аккумулирующая достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства и, как мы убедимся, многих других отраслей.

Система менеджмента  в соответствии с международными стандартами представляет собой  не что иное, как систему для  установления политики и целей, а  также для достижения этих целей. Таким образом, в начале XXI века специалисты в области менеджмента на уровне международного стандарта закрепили весьма универсальное, близкое по широте охвата, принципам понятие – «система менеджмента».

Рис. 1. Интегрированная  система менеджмента организации

 

В Международных  стандартах ISO 9000:2000 в контексте систем менеджмента понятие качества описано  как «степень соответствия неотъемлемых характеристик (чего-либо) установленным  или ожидаемым требованиям (потребностям)». Собственно говоря, не только уточнение чего-то (объекта, например), но и причастия «установленным или ожидаемым» привнесены в определение из других связанных позиций. Но такова особенность русского языка: он требует уточнений. Потому что объект (здесь) – это все, что мыслимо и ощутимо (в том числе продукция, процесс, система, люди).

Итак, и философское, и прагматическое понятие едины  в оценке роли неотъемлемых свойств; но в первом случае подчеркнуто то, что именно эти свойства отличают рассматриваемый объект от других, а во втором — то, что эти свойства должны удовлетворять определенным требованиям или ожиданиям. Но ведь именно отличный от других, узнаваемый, отвечающий нашим ожиданиям объект мы и называем качественным. То есть мы оцениваем некоторую совокупность неотъемлемых характеристик, которые позволяют судить о качестве объекта в целом.

Отсюда следуют  два вопроса. Во-первых: в чем состоят  особенности сегодняшнего восприятия этих характеристик? Во-вторых: каким  образом система менеджмента  организации может (или должна) отражать эти особенности?

В книге «Задачи  менеджмента в XXI веке» Питер Ф. Друкер подчеркивает: «Результаты деятельности любой организации существуют за ее пределами, во внешней среде... Менеджмент же существует ради результатов, которых организация достигает во внешней среде... В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности — внутри организации или за ее пределами». Такое расширение понимания ответственности П. Ф. Друкер называет новой парадигмой менеджмента. Но именно тенденции изменения внешней среды, влияющие на эффективность и результативность организации, закономерно обусловливают постепенную интеграцию систем менеджмента организаций. Изменчивость и многообразие внешней среды, усиление влияния заинтересованных сторон, которые прежде воспринимались как незначимые, второстепенные, и, наконец, стремительное нарастание интенсивности информационного взаимодействия налагают новые ограничения, но одновременно открывают и новые возможности развития бизнеса.

В целом внешние  факторы, влияющие на организацию (как  правило, находящиеся вне пределов контроля или влияния менеджеров), принято подразделять на две группы:

- потребители, конкуренты, поставщики материалов и капитала, трудовые ресурсы общества, профсоюзы, законы и службы государственного регулирования (среда прямого воздействия);

- экономические, научно-технические, политические, международные, социально-культурные факторы, состояние природной среды, отношение с местным населением (среда косвенного воздействия).

При этом как  среда прямого, так и среда  косвенного воздействия оказывают  все более значимое влияние на развитие организаций. Если в семидесятых  годах ХХ века потребителей и партнеров  интересовало преимущественно итоговое, «конечное» качество продукции, то сейчас речь идет о гарантированном качестве всех процессов разработки, проектирования, производства, о качестве труда в  компании, о качестве взаимодействия с заинтересованными сторонами. Одновременно с этим изменилось и  восприятие экологической целесообразности организации: требования строительства  очистных сооружений переросли в  императив предотвращения негативного  воздействия на окружающую среду  на протяжении всего жизненного цикла объекта, продукции или услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

Современная наука трактует управление как воздействие  на объект (выбранное на основании  имеющийся информации из множества  возможных воздействий), которое  улучшает функционирование или развитие этого объекта. Под объектом в данном определении полагается всё то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. (Таковы деятельность и процесс, продукция, организация, система организаций или отдельное лицо, любая их комбинация). Бывает, что управление нужно не только для нормальной деятельности системы, но и для обеспечения её развития в требуемом направлении. Управление в этом случае состоит в формировании и реализации плана развития объекта.

Выделяя менеджмент в особый вид управления, мы подчёркиваем, что он является современной научно-методологической стадией эволюции управления организациями. Менеджмент системно охватывает все  аспекты управления и позволяет  с помощью научных методов  привести любой социальный объект управления в упорядоченную систему.

Понять различия между управлением и менеджментом можно и по соотношению применяемых  в том и другом случае инструментов. За недолгую историю существования  человечество выработало всего три  инструмента управления:

-  иерархическая  организация различной степени упорядоченности и «жёсткости», в которой основные средства воздействия - отношения власти, принуждения и подчинения, давление на человека «сверху», с помощью непосредственного принуждения, контроля распределения материальных благ и идеальных подкреплений;

-  культура  – вырабатываемые и признаваемые  социором (человечеством, обществом, организацией, группой, персоной) ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, символы, которые заставляют человека вести себя так, как повелевает культурная традиция, а не иначе;

-  рынок  – система экономических отношений,  управляемая соотношением спроса  со стороны покупателей и предложением  продавцов; рынок основан на  купле-продаже продукции и услуг,  на отношениях собственности,  на динамическом равновесии интересов  продавца и покупателя.

Вклад каждого  механизма в доле от максимально возможного


В реальных хозяйственных и социальных системах эти инструменты всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдаётся приоритет. Если предпочтение отдаётся иерархии, то есть управлению посредством  внеэкономических средств принуждения, то речь идет об управлении; если первенствуют рыночные инструменты, в основе которых лежит баланс интересов взаимодействующих сторон, то можно говорить о менеджменте  (рис. 2).


 

 
иерархия

 
культура

 
рынок

Управление

Менеджмент

Рис.2 Соотношение  понятий «управление» и «менеджмент».

 

Типы  социально-экономических формаций, формирующихся при различных  вкладах вышеуказанных инструментов управления, приведены на рис. 3.

Культура  – ключевой и самый сложный  инструмент управления. Так или иначе он используется в любой системе управления, в решающей степени определяя её эффективность.

Корпоративная (то есть свойственная организации) культура – важный, но пока мало изученный  ресурс организации. Трудно по-позитивистски  однозначно, механистично определить роль корпоративной культуры, оценить её значение для организации. Этому во многом способствовало место, которое в картезианской и марксистской традициях отводилось культуре среди других областей знания. Культура считалась побочным, второстепенным феноменом, «производной от социальных процессов», предметной деятельности. Первостепенное внимание, особенно в материалистических парадигмах, уделялось базису общества - экономике и экономическим отношениям, которые (по идее) должны были определять вторичную «культурную надстройку». Впоследствии возникло и укрепилось понимание того, что «социальные изменения получают в основном культурную мотивацию» . По сути, культура представляет собой «локомотив», который тянет цепочку последующих изменений образа мыслей и образа действий. «Это уже не столько пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная форма».

Менеджмент - это управление деятельностью организации, ориентированной на рынок, использующее рыночные инструменты. Концепция менеджмента  включает выявление нужд и потребностей клиентов, выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них; формирование потребительского спроса на продукцию с помощью стимулирования сбыта, рекламы; организацию сбыта  и послепродажного обслуживания потребителей; управление движением  товаров; управление ценами товаров  или услуг фирмы. В этом смысле, как читатель, верно, догадался, менеджмент выступает внутренней функциональной областью маркетинга. В рамках этой концепции менеджмент рассматривает  и сотрудников организации как  клиентов. Оттого менеджмент строит отношения внутри организации на балансе интересов всех групп влияния организации: акционеров, менеджеров, работников, поставщиков, клиентов, государства, общества и (в идеале) человечества, даже биосферы.

Поскольку одним из инструментов менеджмента  является культура, постольку (помимо знаний и навыков) успешному менеджеру  требуется творческая искра. Недаром  менеджмент называют искусством управления. Том Питерс в книге «Tom Pеters Seminar Guide: Crazy Times Call for Crazy Organizations» говорит об этом так: «Господство межфункциональной деятельности требует сотрудничества, стирающего организационные границы внутри компании. Иные, чем прежде, связи возникают и в цепочке создания стоимости. Сегодня наиболее успешен бизнес тех, кто предвосхищает вопросы клиентов, а не отвечает на них… Одним из ключей к эффективному менеджменту в ХХI веке является необходимость искать и сохранять таланты, которые могли бы генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Способности к творчеству и желание творить становятся двигателями экономики».

Информация о работе Интеграционный менеджмент