Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:24, курсовая работа
Актуальность. Опыт человеческой цивилизации показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Создание в России рыночной экономики невозможно без оптимизации народнохозяйственных комплексов на базе рыночных механизмов, стержнем которых является реальная конкуренция. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.
Введение с.3
Глава 1. Теоретические проблемы конкурентной среды
в торговле с.5
1.1. Сущность конкуренции с.5
1.2. Конкурентная среда в торговле в современной России с.9
Глава 2. Анализ конкурентной среды в торговле с.16
2.1. Анализ уровня конкуренции в торговле с.16
2.2. Развитие торговли и конкурентной среды
в Ивановской области с.19
Глава 3. Мероприятия по развитию конкурентной
среды в торговле с.26
3.1. Стратегия развития конкурентной среды в торговле с.26
3.2. Меры по развитию конкурентной среды
в Ивановской области с.29
Заключение с.33
Список литературы с.35
Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику
Глава 1. Теоретические проблемы конкурентной среды
в торговле с.5
1.1. Сущность конкуренции с.5
1.2. Конкурентная среда в торговле в современной России с.9
Глава 2. Анализ конкурентной среды в торговле с.16
2.1. Анализ уровня конкуренции в торговле с.16
2.2. Развитие торговли и
в Ивановской области с.19
Глава 3. Мероприятия по развитию конкурентной
среды в торговле с.26
3.1. Стратегия развития
конкурентной среды в торговле
3.2. Меры по развитию конкурентной среды
в Ивановской области с.29
Заключение с.33
Список литературы с.35
Приложение с.37
Введение
Актуальность. Опыт человеческой цивилизации показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Создание в России рыночной экономики невозможно без оптимизации народнохозяйственных комплексов на базе рыночных механизмов, стержнем которых является реальная конкуренция. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.
В секторе розничной
торговли с начала 2000-х гг. происходит
стремительное изменение
Сегодня обострение конкуренции является важнейшей особенностью торгового рынка России. В этих условиях особое значение приобретает формирование конкурентного преимущества в торговом бизнесе на основе понимания механизма конкурентной борьбы.
Целью исследования является анализ конкурентной среды в торговле.
Объектом исследования является конкурентная среда.
Предметом исследования выступает конкурентная среда в торговле.
Задачи работы:
Методы исследования:
в работе использованы системный
и сравнительный подходы, методы
статистического анализа
Структура исследования. Логика исследования определила структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические проблемы конкурентной среды в торговле
1.1. Сущность конкуренции
В современной экономической литературе – научной и учебно-методической – конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, ее содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная. Последняя же в свою очередь анализируется в трех формах: монополистической, олигополии, чистой монополии.1
Между тем конкуренция
требует более глубокого
Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон (1903–1983) и Э. Чемберлин (1899–1967) – теория несовершенной конкуренции.
Что же из себя представляет конкуренция? Термин «конкуренция» происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его обоснование вытекает из французских слов courir – бегать, concour – бега, concurrence – совместные бега с соперником. Аналогично итальянское – сопсоггеге.2
По К. Марксу, конкуренция – это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.
И. Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д. И. Шумпетер как бы объединяет конкуренцию с предпринимательством, выделяя в нем организационное и технологическое новаторство.3
Конкуренция, будучи главным
элементом механизма рыночной системы,
одновременно является некой средой,
куда погружена данная система и
вне которой она
«Конкуренцию можно рассматривать, – пишут авторы одного учебного пособия, – как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм». Немного витиевато, но выделено главное – организующее начало конкуренции как определенной системы норм и правил поведения хозяйствующих субъектов.
Очень важно выделить идею – без конкуренции нет рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.
Конкуренция – необходимое, и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала.
Весьма интересно объяснили авторы уже упомянутого учебного пособия главную, фундаментальную общественную функцию конкуренции. Представляется, что нижеследующая мысль весьма точно характеризует сущность конкуренции. «Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей, и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества».
Из сказанного очевидно, что конкуренция, безусловно, прежде всего есть состязание, соревнование, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и «практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики».4
Подводя определенный итог сказанному, а сказанное в целом есть восхваление конкуренции, мы не должны забывать и ее отрицательных сторон. А главное – необходимо помнить, что конкуренция есть и будет формой взаимного соперничества, это конфронтация, борьба, где есть всегда свои победители и свои побежденные. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей.
Однако было бы ошибочным считать на этом основании, что конкуренция является отрицательным явлением, присущим только рынку. Человеку как биологическому существу высшего ранга вообще свойственно врожденное качество соперничества. Это его внутреннее свойство – склонность к соперничеству, состязательности, предприимчивости. Оно вытекает из естественного инстинкта самосохранения. Это ставка на известный принцип «от каждого по способностям» с коррекцией на изначальное неравенство этих способностей и отсюда на необходимость борьбы между их носителями. Именно эта борьба стимулирует у людей развитие знаний, ответственности, способностей, творчества, риска, то есть заставляет человека работать постоянно над собой, самосовершенствоваться. Естественно предположить, что тем самым человек совершенствовал и совершенствует производство, производительные силы, а последние, в свою очередь, – самого человека.
Конкуренция является одним
из важнейших условий
Свобода выбора означает, что товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Данная свобода реализуется в стремлении его получить максимум дохода и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.5
1.2. Конкурентная среда в торговле в современной России
Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%. Это гораздо более привлекательные цифры, чем в странах Центрально и Восточной Европы, где, по прогнозу Economist Intelligence Unit, рост объема розничных продаж до 2010 года составит 4,5%. Хотя понятно, что освоение рынков этих стран в основном завершено и база роста отличается от российской, – именно поэтому Польша, Венгрия и Чехия опустились в рейтинге на последние позиции.
России удалось удержать лидерство в рейтинге благодаря тому, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников ранка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли – от 25-30% до 50-100%, что привлекает в этот сектор все новых участников. В последние годы в розничную торговлю активно приходили и финансово – промышленные группы – «Интеррос», «Альфа-групп», «НИКОЙЛ» и ряд других, и крупные оптовики, и международные торговые сети.
За последние годы ситуация на российском рынке розничной торговли полностью изменилась: было открыто множество супермаркетов по всей стране, в том числе регионах. Отечественные и иностранные компании стараются позиционироваться именно в этом формате. В настоящее время супермаркеты не только потеряли свой эксклюзивный статус. Быстро растущая конкуренция привела к тому, что преимущества уменьшения издержек производства и эффект масштаба при закупе отражаются на розничных ценах. Сегодня на российском рынке действует долее 50 сетей розничной торговли, среди которых есть магазины как с высоким уровнем цен («Седьмой континент»), так и с низким (дискаунтеры). Наряду с этим открытие магазинов «Метро» и «Лента» положило начало развитию сегмента Кеш–энд-Керри. Таким образом, в России началось развитие сетей розничной торговли, которое имело место ранее в Венгрии, Польше, Чехии, Словаки и Хорватии и продолжается в этих странах до сих пор.
Несмотря на то, что рыночная доля российских сетей розничной торговли еще не достигла западного уровня. Сфера влияния ритейлеров значительно увеличилась: с 22,4 до 34 процентов. При этом стоит задуматься, что киоски, рынки и небольшие розничные магазины, до сих пор имеют высокие показатели по объему продаж 987,6%, 61,8%, 91,9%.
Несмотря на схожесть общих тенденций развития сетей, каждый регион отличается своей спецификой. Если рассматривать Москву и Санкт-Петербург как самые развитые регионы России, то мы наблюдаем следующую картину. В Москве, где действуют более 20 операторов, рыночная доля розничных сетей возросла более, чем в два раза. В Санкт-Петербурге (позиционируется не более 10 ритейлеров) этот сегмент развивается более медленным темпами, занимая вторую по величине рыночную долю, уступая первенство небольшим магазинам розничной торговли.
Информация о работе Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику