Конкурентоспособность и ее факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью реферата является исследование и оценка конкурентоспособности туристических фирм в Санкт-Петербурге. Поставлены следующие задачи:
Определение непосредственно понятия конкурентоспособности;
Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность;
Выявление возможных путей повышения конкурентоспособностей фирмы;
Выявление ключевых факторов конкуренции туристической фирмы;
Дать характеристику турфирм Санкт-Петербурга;
Определить способы повышения конкурентоспособности турфирм Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
1. Понятие конкурентоспособности и ее факторы. Конкурентоспособность в индустрии туризма 4
1.1. Конкурентоспособность 4
1.1.1. Конкурентоспособность услуг 4
1.1.2. Конкурентоспособность предприятия 6
1.2. Факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
1.3. Конкурентоспособность в индустрии туризма 14
1.3.1. Особенности туристического рынка как рынка услуг 14
1.3.2. Стратегии формирования конкурентных преимуществ 16
1.3.3. Использование брендинга для продвижения туристических услуг и усиление конкурентоспособности организации 17
1.3.4. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма 20
1.3.5. Взаимосвязь корпоративной культуры и конкурентоспособности организации индустрии туризма 21
2. Развитие туризма в Санкт-Петербурге 25
2.1. Анализ конкурентоспособности некоторых турфирм Санкт-Петербурга 25
2.1.1. Характеристика турфирмы «Нева», «Калипсо», «СолоТур» и «BonVoyage» 25
2.1.2. Способы повышения конкурентоспособности турфирмы «Нева», «Калипсо», «СолоТур» и «BonVoyage» 31
2.2. Круизный туризм в Санкт-Петербурге 32
2.2.1. Проблемы круизного туризма России и Санкт-Петербурга 32
2.2.2. Характеристика туркомпании «Виа Марис», «Инфофлот» и «ВодоходЪ»35
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

ИНСТИТУТ  ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ 

ОТНОШЕНИЙ

 

Кафедра управления предпринимательской  деятельностью

 

 

РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ

«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

 

На тему: Конкурентоспособность и ее факторы

 

 

 

 

 

 

Зав. кафедрой УПД:                                                     проф., д.э.н. Гаврильчак И.Н.

Руководитель  проекта:                                                 к.с.н., доцент Печерица Е.В.

Студент(ка)  группы 0611.2                                          ФИО Бортникова Я.А.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

 

Оглавление:

Введение            3

1. Понятие конкурентоспособности и ее факторы. Конкурентоспособность в индустрии туризма          4

1.1. Конкурентоспособность         4

1.1.1. Конкурентоспособность услуг       4

1.1.2. Конкурентоспособность предприятия      6

1.2. Факторы влияющие  на конкурентоспособность предприятия   11

1.3. Конкурентоспособность  в индустрии туризма     14

1.3.1. Особенности туристического рынка как рынка услуг    14

1.3.2. Стратегии  формирования конкурентных преимуществ   16

1.3.3. Использование  брендинга для продвижения туристических  услуг и усиление конкурентоспособности  организации      17

1.3.4. Влияние  информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма        20

1.3.5. Взаимосвязь  корпоративной культуры и конкурентоспособности  организации индустрии туризма        21

2. Развитие туризма  в Санкт-Петербурге       25

2.1. Анализ конкурентоспособности некоторых турфирм Санкт-Петербурга 25

2.1.1. Характеристика  турфирмы «Нева», «Калипсо», «СолоТур» и «BonVoyage»           25

2.1.2. Способы  повышения конкурентоспособности  турфирмы «Нева», «Калипсо», «СолоТур»  и «BonVoyage»       31

2.2. Круизный туризм в Санкт-Петербурге      32

2.2.1. Проблемы  круизного туризма России и  Санкт-Петербурга   32

2.2.2. Характеристика  туркомпании «Виа Марис», «Инфофлот»  и «ВодоходЪ»35

Заключение            39

Список литературы          41

 

Введение

Конкурентоспособность – полнота удовлетворения совокупных требований рынка и продукции, обеспечивающая предпринимателю получение определенной нормы прибыли. [4.]

Проблема конкурентоспособности  российской продукции по мере включения  России в мировые хозяйственные  связи становится все более актуальной, особенно для отраслей, имеющих большой экспортный потенциал. Если в зарубежной теории и практике, работающей многие десятилетия в рыночной среде, накоплен большой опыт в области конкурентоспособности промышленных предприятий, то в России эта проблема стала актуальной только в последнее десятилетие. Российский рынок вследствие как малого периода его функционирования, так и сложности перехода от плановой экономики к рыночной, отличается на данном этапе развития своей нестабильностью, выраженной в изменяющихся факторах внешней среды, которые в рыночных отношениях имеют развитую законодательную базу, сложившийся механизм рыночных регуляторов. [18.]

Целью реферата является исследование и оценка конкурентоспособности туристических фирм в Санкт-Петербурге. Поставлены следующие задачи:

  1. Определение непосредственно понятия конкурентоспособности;
  2. Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность;
  3. Выявление возможных путей повышения конкурентоспособностей фирмы;
  4. Выявление ключевых факторов конкуренции туристической фирмы;
  5. Дать характеристику турфирм Санкт-Петербурга;
  6. Определить способы повышения конкурентоспособности турфирм Санкт-Петербурга.

 

 

 

  1. Понятие конкурентоспособности и ее факторы. Конкурентоспособность в индустрии туризма
    1. Конкурентоспособность

Конкурентоспособность это – способность товаров  отвечать требованиям конкурентного  рынка, запросам покупателей в сравнении  с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность товара является важнейшим критерием целесообразности выхода фирмы на товарные рынки. [23.]

      1. Конкурентоспособность услуг

Конкурентоспособность фирм на рынке проявляется через конкурентоспособность товаров (услуг). [11.]

В условиях рыночной экономики важнейшей составляющей промышленной политики является конкурентоспособность  товаров и услуг. Понятие "конкурентоспособность товара" тесно связано с понятием "качество". Качество товара – это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств. Конкурентоспособность товаров характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности товаров возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. [11.]

Конкурентоспособность товара (услуги) - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями  на рынке. Эти требования наиболее полно  отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

Конкурентоспособность - более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при  отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие клавиатуры у ноутбука практически невозможно скомпенсировать снижением цены.

Фактически  конкурентоспособность товаров  является индикатором конкурентоспособности  не только фирмы, но и всей цепочки конкурентоспособности "товар - фирма - отрасль - страна". [11.]

      1. Конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие  относительное: одна и та же фирма  в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. [17.]

 Для начала  важно понимать, что конкурентное  преимущество может быть внешним  и внутренним.

  • Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые представляют ценность для покупателя за счет либо повышения эффективности его работы, либо сокращения его издержек, либо более высокого эмоционально-эстетического удовлетворения. Внешнее конкурентное преимущество упрочивает позиции фирмы на рынке, так как фирма может заставить рынок покупать ее товар по цене более высокой, чем у главного конкурента, не обеспечивающего соответствующее отличие. Таким образом, внешнее конкурентное преимущество держится на стратегии дифференциации (отличия).
  • Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в издержках и в менеджменте, которые создают ценность для продавца, позволяющую получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов. Внутреннее конкурентное преимущество дает возможность фирме быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок. Кроме того, фирма может иметь преимущества в распределении и продвижении своих товаров. [3.]

Оценка степени  конкурентоспособности, т.е. выявление  характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы  над другой может быть оценено  в том случае, когда обе фирмы  удовлетворяют идентичные потребности  покупателей, относящиеся к родственным  сегментам рынка. При этом фирмы  находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным. [17.]

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность  отражает продуктивность использования  ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны. [17.]

В настоящее  время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с  ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии. [17.]

Способность фирмы  реализовать и защитить свои конкурентные преимущества зависит от того, насколько успешно она может противостоять давлению конкурентных сил, действующих на рынке. В соответствии с известной моделью М. Портера каждая работающая на рынке фирма подвергается давлению пяти конкурентных сил:

    1. Конкуренция в отрасли

Для борьбы с  конкурентами, существующими в отрасли, необходима дифференциация товара и  укрепление имиджа марки. Дифференциация снижает чувствительность потребителя  к цене и частично нейтрализует зависимость  фирмы от него, т. е. уменьшает способность потребителя торговаться. Кроме того, наличие элемента дифференциации снижает давление на фирму со стороны других конкурентных сил.

Для обеспечения  успешной дифференциации необходимо, чтобы она представляла для покупателя действительную ценность, которая была бы достаточно высокой для того, чтобы он согласился заплатить за нее повышенную цену; чтобы эта цена покрыла издержки и обеспечила фирме необходимую прибыль. Кроме того, фирма должна защитить элемент дифференциации от конкурентов, чтобы они не смогли его быстро воспроизвести. Фирма должна добиться известности элемента дифференциации, контролировать срок его жизни и следить за изменением его ценности в глазах потребителей.

Информация о работе Конкурентоспособность и ее факторы