Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:59, контрольная работа
1. Какую роль играет целеполагание в управлении? Каких принципов при постановке целей нужно придерживаться? Что такое миссия организации, как она формируется? Что такое «дерево целей»?
2.Что такое структура управления организацией? Каким образом происходит формирование структуры организации? Какие принципы построения и критерии при этом используются?
3. Что такое лидерство? В чём отличие формального лидера от неформального?
Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.
Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций.
Вместе с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новый целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле является следствием иных управленческих функций.
Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в весь процесс организационного функционирования. Далее, по своему содержанию функция целеполагания — это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Наконец, иногда функция це-лепогалания используется в качестве основы для организации всего управления, его своеобразного механизма — в методе «управления по целям» (management by objectives — МВО).
В теории управления общая характеристика цели дается на основе одного из главных положений системного подхода, согласно которому она понимается в качестве системообразующего фактора организаций. Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности организации, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в организации, определяет содержание планирования. Характер целей значимо влияет и на общий имидж организации. Цель оказывает существенное влияние на деятельность организации, поскольку определяет главные приоритеты ее функционирования.
Цели - это основные задачи.
Цели - это результаты, к которым стремиться индивидуум, группа лиц или организация в целом.
Цели - это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Существует и много
других определений целей вообще
и целей организации в
Цель - это конкретизация миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации.
Правильно поставленная цель - половина сделанной работы. При, казалось бы, относительной простоте постановки целей, здесь существует много проблем. Практикой управления выведен ряд правил, помогающих правильно поставить цели:
Прежде всего, цель имеет четкие временные рамки. По истечении установленного срока цель должна быть выполнена
Цель должна быть конкретной. В ряде ситуаций, сложно говорить о конкретных целях, но в каждой такой ситуации нужно отдавать себе отчет в том, что это скажется на всех последующих этапах, и в особенности на этапе контроля.
Цель должна быть адресной. Поставить цель до конца означает ответить на вопрос: кто будет выполнять ее, когда, где, при каких условиях и т.п.
Цель не должна противоречить другим целям и самой себе (она должна быть реально достижимой).
Многообразие работ, выполняемых в организации, соответствует многообразию целей. Цели можно разделять по таким ключевым критериям как: период времени, содержание, повторяемость, структура организации, функциональные подсистемы и т.д.
Реализация функции
Миссия - смысл существования организации.
В науке управления отсутствуют
однозначные «рецепты»
Обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии:
1. Основной продукт (услуга), производимой фирмой.
2. Главный рынок для реализации товара (услуг).
3. Технологическая система производства.
Каждый из этих трех элементов необходим, поскольку только их комбинация составляет полную картину деятельности фирмы.
Таким образом, миссия определяет суть деятельности предприятия, ее базовые цели и принципы, помогает объединить усилия в одном направлении, служит базой для построения и коррекции целей организации.
Дерево целей – это графическая схема, которая демонстрирует разбивку общих целей на подцели. Вершина схемы интерпретируются как цели, ребра или дуги – как связи между целями. Метод дерева целей является главным универсальным методом системного анализа. Дерево целей увязывает цели высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем производственном уровне через ряд промежуточных звеньев. Данный метод позволяет человеку привести в порядок собственные планы (личные или профессиональные), увидеть свои цели в группе.
Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Существует два типа целей
с той точки зрения, какой период
времени требуется для их достижения.
Это долгосрочные и краткосрочные
цели. В принципе, в основе разделения
целей на эти два типа лежит
временной период, связанный с
продолжительностью производственного
цикла. Цели, достижение которых предполагается
к концу производственного
Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
В зависимости от специфики
отрасли, особенностей состояния среды,
характера и содержания миссии в
каждой организации устанавливаются
свои собственные цели, особенные
как по набору параметров организации
(желательное состояние
доходы организации;
работа с клиентами;
потребности и благосостояние сотрудников;
o социальная ответственность.
Как видно, эти четыре
сферы касаются также
Миссия компании [название] - удовлетворение потребностей конечных потребителей [название продукции/услуг], используя потенциал компании. Миссия [название] заключается в обеспечении экономического роста и решения [проблем] посредством производства и реализации [продуктов/услуг], удовлетворяющих стандартов, качества и конкурентоспособности. Это должно позволить [акционерам/партнерам] получить оптимальную прибыль, а ее персоналу - достойное и справедливое вознаграждение.
Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
o прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.; o положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.; o производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.; o финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.; o мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.; o разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.; o изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.; o человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.; o работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.; o оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.
Краткосрочные цели выводятся
из долгосрочных, являются конкретизацией
и детализацией долгосрочных целей.
Они "подчинены" им и определяют
деятельность организации в краткосрочной
перспективе. Краткосрочные цели как
бы устанавливают вехи на пути достижения
долгосрочных целей. Именно через достижение
краткосрочных целей