Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 08:53, контрольная работа
1. Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.
2. Дивизиональные структуры — структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
3. Принципы управления - это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также - важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук 3
2.Дивизиональные структуры управления 6
3.Эффективность управления: сущность и основные понятия 12
4.Библиографический список 18
Содержание
1.Школа человеческих отношений
и поведенческих наук
2.Дивизиональные структуры
управления
3.Эффективность управления:
сущность и основные понятия 12
4.Библиографический список
1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
Школа
человеческих отношений и поведенческих
наук Первым внимание на людей
обратил Р. Оуэн. Он утверждал, что
предприятие много времени Основоположником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Им впервые был сделан вывод о том, что высокая производительность труда объяснялась особыми отношениями между людьми в коллективе. Поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от, социальных условий на работе, от отношений между рабочими и отношений между рабочими и менеджерами Элтон Мэйо обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда. В результате движение «человеческих
отношений» стало противовесом всему
научному движению. Это связано с
тем, что акцент в движении «человеческих
отношений» делался на людях, а в
движении научного управления — на
заботе о производстве. Идея состоит
в том, что простое проявление
внимания к людям оказывает очень
большое влияние на производительность
труда Иными словами, речь идет о
повышении эффективности Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления. К исходным положениям теории человеческих отношений относятся: люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми; в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми; люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства; работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей. Задача менеджмента на
этом этапе состояла в том, чтобы
в дополнение к формальным отношениям
(приказ-подчинение) между членами
групп (коллектива) развивались плодотворные
неформальные контакты. Неформальные
отношения в процессе совместного
труда были признаны весомой организационной
силой, способствующей/препятствующей
реализации корпоративных целей. Поэтому
неформальными отношениями Центр внимания исследователей школы «человеческих отношений» переносится на систему взаимоотношений, на человека, который рассматривается уже как социальное существо. Теория человеческих отношений пользовалась огромной популярностью на Западе, но не могла дать ответы на все вопросы, которые стояли перед организацией. Поэтому вскоре она была дополнена новыми взглядами и подходами Поведенческой концепции. Большой вклад в развитие
школы «человеческих отношений»
был сделан в 40—60-е гг. XX в., когда
учеными-бихевиористами (от англ behaviour
— поведение) было разработано несколько
теорий мотивации. Эти теории можно
разделить на две большие группы:
содержательные и процессуальные теории
мотивации. ♦ потребности в безопасности и социальной защищенности; ♦ социальные потребности или потребности в межличностных отношениях; ♦ потребности в признании; ♦ потребности в самовыражении
и самосовершенствовании, полном использовании
своих возможностей, достижении целей
и личном росте. Основные положения
теории «X» Обычный человек имеет унаследованную
нелюбовь к работе. По причине нежелания
работать для большинства людей в качестве
побуждения к эффективной деятельности
необходима система принуждения, приказов,
контроля и угроз наказания. Основные положения теории «Y» Естественное выражение физических и эмоциональных усилий на работе. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или наказания, в зависимости от условий труда. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности для интересов организации, если у них есть чувство ответственности по отношению к организации. Наиболее важным вознаграждением, получаемым за результаты труда, является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации. Обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому. Дуглас Мак-Грегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» гораздо эффективнее, однако современное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека Задача для современного менеджера состоит в том, чтобы создать условия, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно достигает своих личных целей. |
Главные задачи менеджмента основоположники этой школы видят в организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса. |
2.Дивизиональные структуры управления
Дивизиональные структуры — структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Дивизиональные (отделенческие) структуры управления являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа. Дивизиональные структуры характеризуются полной ответственностью руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. В связи с этим важнейшее место в управлении компаниями с дивизиональной структурой занимают не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие производственные отделения.
Структуризация компании по отделениям (дивизионам) производится, как правило, по одному из трех принципов: по продуктовому — с учетом особенностей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, в зависимости от ориентации на конкретного потребителя и по региональному — в зависимости от обслуживаемых территорий. В связи с этим выделяется три типа дивизиональных структур:
дивизионально-продуктивные структуры;
организационные структуры, ориентированные на потребителя;
дивизионально-региональные структуры.
При дивизионально-продуктовой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции. Руководители функциональных служб (производственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинговой и т. д.) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.
Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Деятельность по производству определенного вида продукции находится под руководством одного человека, улучшается координация работ.
Возможный недостаток продуктовой структуры — увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции. В каждом продуктовом отделении создаются свои функциональные подразделения.
При создании организационных
структур, ориентированных на потребителя, подразделения
группируются вокруг определенных групп
потребителей (например, армия и гражданские отрасли,
продукция производственно-технического
Рисунок 1. Продуктовая дивизиональная структура
Если деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий, то целесообразно формировать дивизиональную структуру управления по территориальному принципу, т. е. применять дивизионально-региональную структуру.
Вся деятельность компании в определенном регионе в этом случае должна подчиняться соответствующему руководителю, несущему за нееответственность перед высшим руководящим органом фирмы. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона. Территориальное деление создает условия для подготовки управленческого персонала отделений (дивизионов) непосредственно на месте.
Можно выделить следующие наиболее распространенные разновидности международных дивизиональных структур, в основу построения которых заложен глобальный подход:
1. Глобальноориентированная продуктовая (товарная) структура (Worldwide Product Structure), базирующаяся на дивизиональной структуре с подразделениями по продуктовому признаку, каждое из которых самостоятельно работает на весь мировой рынок. Такая структура может использоваться компаниями с сильно диверсифицированной продукцией, продукцией, существенно различающейся по технологии ее производства, методам маркетинга, каналам реализации и т. п. Ее применяют прежде всего те компании, для которых различия между выпускаемыми видами продукции более важны, чем различия между географическими регионами, в которых эта продукция реализуется. Этот вид структур способствует международной ориентации компании, однако для него характерно (правда, как и для любого другого вида дивизиональных структур) ослабление координации между отдельными дивизионами компании; усиление дублирования их деятельности.
2. Глобальноориентированная
региональная структура (
3. Смешанная (гибридная)
структура (Mixed Structure, Mixed Overlay), где
наряду с акцентом на определенный продукт
(географический регион, функции) встроены
структурные связи территориального и
функционального (продуктового
Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие преимущества и недостатки дивизиональных структур управления:
Преимущества:
Недостатки:
Следует отметить, что наиболее эффективно использование дивизиональных структур управления при следующих условиях:
В качестве наиболее развитого вида дивизиональных структур управления можно назвать организационные структуры на базе стратегических единиц бизнеса (стратегических хозяйственных центров) (strategic business units, SBUs). Они применяются в компаниях в случае наличия у них большого числа самостоятельных отделений близкого профиля деятельности. В этом случае для координации их работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделениями и высшим руководителем. Данные органы возглавляются заместителями высшего руководства организации (обычно это вице-президенты), и им придается статус стратегических единиц бизнеса
3. Эффективность управления: сущность и основные понятия.
Сущность управления. Понятие «управление» и его принципы
Понятия «управление», «менеджмент»
известны сегодня практически каждому
образованному человеку. Их значимость
особенно ясно была осознана в 20-30-е
гг. ХХ столетия. Управленческая деятельность
превратилась в профессию, область
знаний - в самостоятельную дисциплину.
Сегодня очевиден тот факт, что
высокий уровень развития современного
мира по большей части объясняется
успешными методами управления. В
любой сфере требуются
Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова manage (латинское manus) - «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки о управлении.