Конфликты и их решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами конфликтов и обобщить результаты изучения специальной литературы в виде краткого аналитического обзора;
- представить классификацию конфликтов;
- рассмотреть пути решения конфликтов в компаниях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА
1.1. Основные понятия конфликта и средства его изучения……...…....6
1.2. Участники и виды конфликта……………………………………....10
1.3. Управление конфликтом………………………………………….....17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ в ОАО «АВТОКОЛОННА 1417»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Автоколонна 1417»…………..…20
2.2. Анализ и оценка конфликтного взаимодействия в ОАО «Автоколонна 1417»…………………………………………………….……..…..22
2.3. Предложения по снижению конфликтов в ОАО «Автоколонна 1417» ……………………………………………………………………...28
Заключение……………………………….……………………………..….........30
Список использованной литературы и источников …………………….…….32

Вложенные файлы: 1 файл

Kurosovaya_Konflikty_i_ikh_reshe.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ  СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет истории, управления и сервиса

Кафедра муниципального управления и  социального сервиса

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Конфликты и их решение

 

 

 

 

Выполнила:

студентка Борисова А.В.

4-ого курса, очного отделения,

Группы ГиМУ-41

 

Проверила:

к. к., доцент Ларина Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………...............3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА

           1.1. Основные понятия конфликта и средства его изучения……...…....6

           1.2. Участники и виды конфликта……………………………………....10

           1.3. Управление конфликтом………………………………………….....17

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ в ОАО «АВТОКОЛОННА 1417»

            2.1. Краткая характеристика ОАО «Автоколонна 1417»…………..…20

  2.2. Анализ и оценка конфликтного взаимодействия в ОАО «Автоколонна 1417»…………………………………………………….……..…..22

  2.3. Предложения по снижению конфликтов в ОАО «Автоколонна 1417» ……………………………………………………………………...28

Заключение……………………………….……………………………..….........30

Список использованной литературы и источников …………………….…….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так  как возникают они только в  процессе общения людей. Большую  часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством  и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. По статистике, 75 - 80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.

Слово «конфликт» с латинского языка переводится как «столкновение». И эти столкновения наблюдаются как в повседневной жизни, в бытовом плане, так и в рабочей деятельности. Но всё же большую часть времени человек проводит именно на работе, взаимодействуя с начальством и подчинёнными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнёрами компании. При таком плотном общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам и конфликтам. А в условиях современной нестабильной экономической жизни и постоянно развивающихся технологиях, каждая компания стремится к достижению наивысшего результата и получению максимальной прибыли. А для этого необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, налаженный рабочий процесс, во-вторых, грамотно подобранный коллектив и, в-третьих, отсутствие разногласий и психологической напряженности в коллективе. Именно поэтому так важно недопущение или сведение к минимуму возникновение конфликтных ситуаций в организации. Но в большинстве случаев, существующие конфликты либо оставляются без внимания, либо разрешаются не до конца. Кроме того, конфликт может быть использован во благо, как инструмент управления, при грамотном использовании. По моему мнению, в каждой компании должен работать человек, который будет заниматься решением уже возникших конфликтов и профилактикой конфликтных ситуаций в будущем.

Одной из главных функций управленцев  и специалистов разного уровня является решение проблем через разрешение противоречий и конфликтов. Для этого требуются теоретические разработки, доведенные до уровня технологий, которые можно применять непосредственно в практике. Формирование представлений о конфликтах, адекватных социально-позитивным процессам в обществе должно основываться на теоретических разработках, не «оторванных» от реальных процессов. Практика показывает, что игнорирование таких сложных процессов как конфликты, при росте их количества, разрушительных последствий и отсутствия профессиональных знаний (методов, технологий и т.д.), способствует разрастанию, углублению и развитию социально-негативных процессов, характеризующихся доминированием иррациональных, стихийных элементов, сложно поддающихся управлению или ограничению, без жестких, насильственных методов.

Конфликт определяется тем, что  сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ее противодействие. В результате, возникают негативные последствия в совместной деятельности. Общественная жизнь нашей страны в последние годы характеризуется значительным усилением политической и социальной напряженности, обострением противоречий, взрывающихся острыми конфликтами на всех уровнях социальной структуры.

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми. 

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:     

- ознакомиться с теоретическими  основами конфликтов и обобщить  результаты изучения специальной литературы в виде краткого аналитического обзора;      

- представить классификацию конфликтов;      

- рассмотреть пути решения конфликтов в компаниях.

Объект работы - конфликт как одно из состояний отношений  людей.

Предмет работы - процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

Для написания курсовой работы использовались труды таких  авторов, как Запрудский Ю.Г., Здравомыслов А.Г., Дмитриев А. В. и др., а также использовались Устав и Положение ОАО «Автоколонна 1417».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 

К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА

1.1 Понятия конфликта и средства его изучения

 

Сегодня в конфликтологической  литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп [23, c.54].

В отечественной литературе большинство  определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

А. Г. Здравомыслов - автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблеме социологии конфликта. С выходом его издания «Социология конфликтов»  начинается этап систематизированного изложения проблемы конфликта в отечественной социологии. Рассматривая подходы к объяснению социальных конфликтов, А. Г. Здравомыслов выделяет динамический аспект этого социального явления. Важным и актуальным является постановка автором проблемы рефлексивной политики как превентивной меры по предупреждению социальных конфликтов[17, c.54].

При определении самого понятия «конфликт» чаще всего мы сталкиваемся с попыткой подвести его под более широкую категорию противоречия. Но такой способ определения влечет за собою игнорирование специфики собственно конфликтных отношений. Поэтому, на наш взгляд, такое подведение частного под общее недостаточно, а порою и ошибочно.

По Здравомыслову конфликт - это «важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [17;c.32].

Запрудский Ю.Г. так  определяет конфликт -  социальный конфликт -это «явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству» [16;c.84].

А.В. Дмитриев под социальным конфликтом  понимает «тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны» [10;c.76].

Конфликты являются  неотъемлемой составляющей функционирования любой современной организации. И любой конфликт может выполнить как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендации по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.

Итак, организационный конфликт - это «интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами. Это процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования».

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или  иного феномена, легче предпринять  какие- то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Распределение ресурсов значительно влияет на развитие конфликтов. Даже в самых крупных  организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации Не имеет значения, чего конкретно касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта[13].

В основе конфликтов может лежать взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определенные типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия [13;c.40].

Конфликты определяются различиями в целях. Возможность  конфликта растет по мере того, как  организации становятся более специализированными  и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты - эффективность, выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна [10, c.76].

Различия в  представлениях о ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Представление о какой- то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный может выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

Различия в  манере поведения и жизненном  опыте  также могут увеличить  возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

Неудовлетворительные  коммуникации, плохая передача информации могут быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам, или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и укрепить ее положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из- за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

Информация о работе Конфликты и их решение