Методы разрешения конфликтов
Кухальская Н.В.
Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией)
- Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.
В целом методы разделяются
на две группы: стратегические
и тактические.
- Стратегические методы - те, которые применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:
- планирование социального развития;
- информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
- использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;
- организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;
- наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;
- адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.
- Тактические методы управления конфликтом исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом (K. Thomas), которая предполагает две базовые тактики:
- соперничество;
- приспособление.
- и три производные тактики:
- уклонение;
- компромисс;
- сотрудничество.
- Далее рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.
I. Уход от конфликта
- Наиболее популярный метод управления.
- Его суть: группа стремится избежать конфликта, покидая “сцену” экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.
- Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.
Причины применения данного метода:
- тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;
· давление более важных обстоятельств;
· охлаждение разгоревшихся страстей;
· сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;
- более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт;
· ситуацию, когда тема конфликта
лишь косвенно затрагивает существо проблемы
или когда указывает на другие и более
глубокие причины;
· страх перед противоположной
стороной;
· неудачное время надвигающегося
конфликта.
Типичное поведение в этом случае:
- чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой;
- затягивание решения проблемы;
- применение замедленных процедур для подавления конфликта;
- использование секретности во избежание конфликта;
- обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам, как к основе разрешения конфликта.
Метод неприменим в случаях:
- важности проблемы (тогда избегание похоже на страусиное поведение);
- перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод применим лишь на относительно короткое время;
- когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.
II. Метод бездействия
- Его суть: никаких действий и расчетов не производится вообще .
- Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий.
- Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий.
III. Метод уступок и приспособления
Данный метод используется в случаях:
- когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность;
- когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
- формирования стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций;
- когда явное превосходство на другой стороне и Вы ей проигрываете;
- когда стабильность наиболее важна;
- повышения управленческой квалификации подчиненных и при изучении собственных ошибок.
IV. Метод сглаживания
- Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.
- Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе.
- Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты - акцентируются: “Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку”.
V. Метод скрытых действий
Применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.
Причины такого выбора:
- стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт;
- нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа;
- невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам;
- отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску).
Негативные последствия метода:
- скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям;
- акты саботажа;
- распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству;
- возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности.
VI. Метод «быстрого решения».
- Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.
Данный метод используется:
- при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств;
- · когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой “объективной” информации;
- · когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений;
- · когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;
- · при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.
- Его преимущества:быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.
VII. Метод компромисса.
- Компромисс - вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов. Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.
Применяется в случаях:
- когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;
- · когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
- · достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
- · достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;
- выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
- · когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: “дай-возьми”;
- · если обе стороны имеют достаточно времени;
- · ограниченности ресурсов;
- · нежелательности исхода “выигрыш-проигрыш”.
Технология метода:
- переговоры;
- каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу;
- поиск приемлемых решений.
Ограничения для применения метода компромисса:
- нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
- · принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
- · в случае оспаривания участниками принятых обязательств.
Достоинства метода:
- возможность решения спорных вопросов для обеих сторон;
- фокусирование внимания на взаимных интересах;
- использование объективного критерия в ходе переговоров;
- ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
- разработка взаимовыгодных решений.
VIII. Метод сотрудничества
- Метод сотрудничества - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.
Применяется в случаях:
- выработки интегративного решения, когда “корзины” проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса;
- · когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте;
- · выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе;
- · выработки соглашения на основе принципа консенсуса;
- · когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон;
- · соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества.