Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретическое изучение основ института социального партнерства в России и зарубежный опыт. Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
1. Дать характеристику социального партнерства.
2. Выделить цели, задачи, формы и органы социального партнерства.
3. Определить субъектов социального партнерства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основные понятия и принципы социального партнерства…………….5

1.1 Теоретические основы социального партнерства………………………..10

1.2 Сущность и основные принципы социального партнерства…………….13


2. Формы, задачи и цели социального партнерства……………….….….18

2.1 Органы социального партнерства………………………………………...21

3. Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства……………………………………………………..22

3.1 Представители работников и работодателей в социальном партнерстве 22

3.2 Роль профсоюзов в системе социального партнерства……………………23

3.3 Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений………………………………………………………………………..28

3.4 Коллективные переговоры……………………………………………….....29


Заключение………………………………………………………………...……33

Список использованной литературы………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

социальное партнерство.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1. Основные понятия и принципы социального партнерства…………….5                          

 

  1.1 Теоретические основы социального партнерства………………………..10

 

  1.2 Сущность и основные принципы социального партнерства…………….13

 

 

2. Формы, задачи  и цели социального партнерства……………….….….18

 

   2.1 Органы социального партнерства………………………………………...21

 

3. Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства……………………………………………………..22

 

3.1 Представители работников и работодателей в социальном партнерстве  22

 

3.2 Роль профсоюзов в системе социального партнерства……………………23

 

3.3 Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений………………………………………………………………………..28

 

3.4 Коллективные переговоры……………………………………………….....29

 

 

Заключение………………………………………………………………...……33

 

Список использованной литературы………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Актуальность работы: становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным, государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Актуальность темы обусловлена тем, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.

 Социальное  партнерство сглаживает антагонизм  труда и капитала, являясь компромиссом  их интересов, т.е. оно означает  переход от «конфликтного соперничества  к конфликтному сотрудничеству»1 . Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

    Данный Указ в целях создания системы социального партнерства ввел в практику заключение генеральных отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-экономическим вопросам; на уровне предприятий - коллективных договоров; на уровне отрасли - региональных отраслевых и иных социально-экономических соглашений. Указ расширил сферу договорного регулирования и круг его участников.

  Цель работы: теоретическое изучение основ института социального партнерства в России и зарубежный опыт. Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:

1. Дать характеристику  социального партнерства.

2. Выделить  цели, задачи, формы и органы социального  партнерства.

3. Определить  субъектов социального партнерства.

4. Выявить  роль государства в механизме  социального партнерства.

   Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.

   Впервые в истории трудового права России этот закон урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях. В Законе о коллективных договорах и соглашениях впервые также в соответствии с Конвенцией МОТ №98 (1949) «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры»1.

                1-Беляева В.В. Трудовое право России: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 448 с. .1-1 Конвенция 98 "О праве на организацию и ведение коллективных переговоров" //Подписана в Женеве 1 июля 1949 г.; Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31 января 1961 г"

  1 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» 33. Федеральный закон призван обеспечить должное

регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и

развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров

 Настоящий  Федеральный закон определяет  правовую основу формирования  и деятельности Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений.

 Комиссия  состоит из представителей общероссийских  объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, правительства, которые образуют  соответствующие стороны комиссии  на паритетной основе.

   С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3-9) закреплены ст. 23-55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

   Для Российской Федерации важнейшей задачей является дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение эффективности его воздействия на решение социально-экономических проблем развития каждого региона и страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и принципы социального  партнерства

1.1 Теоретические основы социального  партнерства

 

 

 Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем.

 

На первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Долгое время они не были объектом научного исследования. Хотя некоторые суждения касательно этих элементов, можно увидеть в работах многих ученых, которые хотели осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства 2.

 

Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия. Государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.) один из первых попытался провести системный анализ социальных конфликтов и способов воздействия на них. Он выделял в конфликте кроме разрушительной функции, ещё и созидательную. Макиавелли, считал, что на конфликт нужно уметь правильно воздействовать, и это должно делать государство.

 

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) первым осуществил теоретический анализ системы социально- трудовых отношений. Он указал на то, что к возникновению конфликтов ведут пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов.

 

Одной из первых работ ,посвященных сущности и условиям общественного согласия, является "Общественный договор" Жан-Жака Руссо (1712-1778гг.). В этом трактате, опубликованном в 1762г., рассматривается общество, основанное на законах, перед которыми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное .

  ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------    

2-Вачугов  Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.:Проспект, 2006[ c.123]

 

 

 

 

законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть не большим по территории (образец - Швейцария). Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения.

 

Взаимоотношения работника и капиталиста - работодателя впервые изучены в трудах Адама Смита(1723-1790 гг.). Признавая корыстный интерес основным мотивом хозяйственной деятельности, он считал "естественным порядком" экономической жизни свободную конкуренцию, господство частной собственности, свободу торговли,невмешательство государства в экономику. Адам Смит рассматривал противоборство между наемными работниками и капиталистами как источник поступательного развития общества, а соперничество - как определенное благо человечества.

 

Немецкие ученые Готфрид Лейбниц (1646 - 1716 гг.) и Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) считали, что на основе договора и компромисса должно устанавливаться состояние мира и согласия между людьми.

 

Макс Вебер (1864 -1920гг.) выделил в теории социального действия четыре её основных типа 3:

 

1. Целенаправленное, характеризующееся ясность осознания  действующим субъектом своей  цели, соотнесенной с рационально  осмысленными средствами, обеспечивающими  её достижение.

 

2. Ценностно-рациональное  заключает в себе нечто "иррациональное", так как абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид  и социальная группа.

 

3. Аффективное определяется соответствующими эмоциональными состояниями субъекта:

 

- любовной  страстью или ненавистью и  гневом;

 

- воодушевлением, ужасом или приливом отваги.

 

- традиционное формируется на основе подражания, тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике.

 

В трудах Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917 гг.) отведено центральное место

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3-Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.:Проспект, 2006[24 c.133]

 

 проблемам  солидарности, разработка которых взаимосвязана с теоретико-концептуальными основами социального партнерства. Социальной солидарностью характеризуется всякое общество. В первобытном, она была "механической", т.е. основана на кровном родстве. В современном мире она "органическая", т.к. основана на разделении труда, на классовом содружестве при добывании средств к жизни. Именно Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций - как новых органов общественной солидарности 4.

 

Во второй половине XIX века возникают и развиваются теоретические школы, направления ,противопоставляющие социальному партнерству идею классовой борьбы, антагонистической непримиримости в отношениях между трудом и капиталом. Эти школы и направления представляются в основном марксистское направление. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса есть фундаментальные положения об анализе процессов партнерства в сфере социально-трудовых отношений. Например, взаимность,взаимодействие рассматривалось ими как важнейшая составляющая в характеристике социальных отношений [25, c.120]4.

 

В концепциях "индустриального", "постиндустриального", "гражданского общества" и др.разработаны идеи современного социального партнерства.

 

Американский социолог Даниел Белл (1919г.), разработчик концепции постиндустриального общества, обосновал положения о постепенном превращении его в антагонистическое общество, закрепляющее конфликты между управляющими и управляемыми, проявляющиеся не в противоречиях между трудом и капиталом, а в борьбе между знаниями и некомпетентностью.

 

На рубеже XIX - XX вв. исследования проблем формирования социально-трудовых отношений принимают характер противостояния двух основных непримиримых направлений:

 

- Сторонники  одного выступали за революционное  переустройство капиталистического  общества;

 

- Представители  другого направления обосновали  возможность капитализма к саморазвитию  и выступали за эволюционные  преобразования путем реформирования  и достижения компромисса.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

4-Семигин  Г. Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство "Мысль",1996[25, c. 112]

 

Одним из лидеров второго направления на этом этапе выступил Эдуард Бернштейн (1850 - 1931гг.).Он противопоставил марксистской теории революционного переустройства общества концепцию эволюционной.

трансформации капитализма в социализм. Э Бернштейн развил теорию "демократизации капитала" на основе возрастания роли акционерных компаний, превращений наемных работников в совладельцев производства, формирования нового среднего класса 5.

 

В 80-90-е гг. XIX века в России разрабатывается фабричное и заводское законодательство, в практику вводятся расчетные книжки работников, в них формулируются отдельные положения трудовых отношений работника и работодателя. А с началом ХХ столетия распространение получает процесс заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений.

Информация о работе Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства