Механизмы принятия стратегических решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ теории разработки и принятия решений, а также возможностей их практического применения. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: исследование генезиса понятия "управленческое решение";
изучение основных сущностных характеристик стратегических решений;
рассмотреть процессы разработки, принятия, реализации стратегических решений;
провести анализ внешней и внутренней среды ОАО "Восход" - КРЛЗ и определить основные проблемы предприятия;
разработать стратегические решения для ОАО "Восход" - КРЛЗ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретические основы механизма принятия стратегических решений в организации........................................................................................6
1.1 Понятие стратегии и стратегического решения……...…………..6
1.2 Методологические основы принятия стратегических решений...8
1.3 Этапы разработки и выбора стратегии………………………..….11
Глава 2. Аналитическая основа процесса принятия стратегических решений на предприятии ОАО «Восход»……………………………...14
2.1 Характеристика предприятия………..………………….....……..14
2.2 Анализ деятельности предприятия……………………………....17
2.3 Деятельность совета директоров предприятия…………............22
2.4 Процесс выбора стратегии ОАО «Восход»………….……….….23
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию существующей стратегии ОАО «Восход»………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………….………....31
Список использованной литературы..……………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

statist_men.docx

— 61.36 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине стратегический менеджмент

 

на тему: механизмы принятия стратегических решений в организации.

 

 

 

 

 

                                                            Студент

                                                           Курс    

             Факультет

                    Специальность 

                                      Личное дело

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

, 2012.

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………..………3

Глава 1. Теоретические основы механизма принятия стратегических решений в организации........................................................................................6

    1.1 Понятие стратегии и стратегического решения……...…………..6

    1.2 Методологические основы принятия стратегических решений...8

1.3 Этапы разработки и выбора стратегии………………………..….11

Глава  2. Аналитическая основа процесса принятия стратегических решений на предприятии ОАО «Восход»……………………………...14

              2.1 Характеристика предприятия………..………………….....……..14

              2.2 Анализ деятельности предприятия……………………………....17

              2.3 Деятельность совета директоров предприятия…………............22

              2.4 Процесс выбора стратегии ОАО «Восход»………….……….….23

           Глава 3. Рекомендации по совершенствованию существующей стратегии ОАО «Восход»………………………………………………………26    

Заключение…………………………………………………….………....31

Список использованной литературы..……………………………….…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизни  общества, и особенно его материальной сферы, требует постоянного совершенствования  форм и методов управления деятельностью  предприятия. Исследования проблем  управления социально-экономическими процессами являются одной из наиболее активно развивающихся областей науки; в настоящее время социально-экономический  прогресс общества видится, прежде всего, в развитии научных методов управления, которые базируются на теории принятия решений.

В настоящее  время основной проблемой менеджмента  является систематический характер изменения условий хозяйственной  деятельности. Такие изменения следуют  друг за другом непрерывно и могут  накладываться друг на друга. В силу их тесной взаимосвязи, каждое из них  по цепной реакции может повлечь  за собой серию новых изменений, разворачивающихся во внешней среде  компаний с нарастающей скоростью. Столь динамичная внешняя среда  организаций, функционирующих в  новой экономике, требует разработки адекватных стратегий управления, способствующих повышению конкурентоспособности и устойчивости предприятия в условиях высокой нестабильности внешней среды.

Все вышесказанное  обуславливает актуальность данной курсовой работы.

В соответствии с актуальностью сформулирована цель работы: разработка и принятие стратегических решений.

Объектом  исследования является предприятие, в частности, ОАО "Восход" - КРЛЗ.

Предметом изучения являются причинно-следственные связи  экономических явлений и процессов, которые возникают в сфере  финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Целью курсовой работы является изучение теоретических  основ теории разработки и принятия решений, а также возможностей их практического применения.

Поставленная  цель определила необходимость решения  следующих задач:

  • исследование генезиса понятия "управленческое решение";
  • изучение основных сущностных характеристик стратегических решений;
  • рассмотреть процессы разработки, принятия, реализации стратегических решений;
  • провести анализ внешней и внутренней среды ОАО "Восход" - КРЛЗ и определить основные проблемы предприятия;
  • разработать стратегические решения для ОАО "Восход" - КРЛЗ.

При написании  были использованы следующие методы: монографические, аналитические, синтез, сравнение.

Научной основой  работы послужили труды таких  ученых, как: Ансофф И., Карлофф Б., Аунапу Ф. Ф., Афоничкин А.И., Беспалов В.А., Венделин А. Г., Голиков В. И., Голубков Е. П., которыми еще в семидесятых годах были разработаны основные подходы к  формированию стратегических управленческих решений предприятия.

В трудах других западных авторов, таких как: Дракер П., Купман П.А., Мейджин О.М., Мескон М, Речмен Д., Харрисон Е.были разработаны  теоретические основы для изучения процессов принятия решений. К их числу можно добавить также ряд  отечественных ученых: Дейнеко О.А., Евенко Л.И., Мильнер Б.З., Румянцева  З.Н., которые занимались изучением  взаимодействия руководителей в  процессах принятия решений.

Аналитической основой работы послужила статистическая отчетность и материалы организации  ОАО "Восход" – КРЛЗ.

Структура и  объем курсовой работы обусловлены  целью и задачами, поставленными  перед исследованием. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы механизма принятия стратегических решений в организации.

 

    1. Понятие стратегии и стратегического решения.

 

               В общем смысле стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия [14; с. 11].

               Стратегия – директивный документ, продукт системного, многовариантного проектирования будущего, обеспечивающий синергетический эффект путем: определения долгосрочных целей и ограничений организации; принятия решений по курсу действий и распределению ресурсов[6; c. 69].

               Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

              В сущности, стратегия организации состоит из запланированных действий и необходимых незапланированных стратегических решений [12; с.71].

               Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе[8; c. 18].

               Процессы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результат.

               Научное понятие "управленческое решение" было сформировано в начале ХХ века, вместе с появлением и формированием менеджмента как науки. Ф. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, рассматривал управленческое решение как средство повышения производительности труда на основе его научной организации [9; с. 123].

          Научное понимание управленческого решения было расширено Г. Эмерсоном, для повышения качества управленческих решений полагавшего необходимым активное использование чёткой регламентации и дисциплины, создание лучших условий работы, дополнительное стимулирование за высокую производительность труда. Главная идея данного подхода состояла в том, что управленческое решение определяется на основе анализа лучших путей достижения поставленных целей. Этому способствовало перемещение фокуса внимания в области управления на более эффективное использование потенциала человека труда. Залогом интенсификации производства, его эффективности и, как следствия, повышения качества производимой продукции стало совершенствование организации труда. В основе достижения этих целей лежали, прежде всего, создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, усиление его творческого характера, сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, повышение действенности системы материальных стимулов [13; с. 247].

               Ещё одно важное обстоятельство в принятии и воплощении в реальность управленческих решений отметил И. Ансофф: по его мнению, не следует тратить много времени на очень тщательную предварительную разработку управленческого решения. При определении руководством и коллективом фирмы принципиального подхода к конкретной проблеме им рекомендуется сразу приступать к его практической реализации с внесением необходимых изменений в процессе выполнения принятого решения, что позволит быстрее осуществить намеченное [3; с. 126].

               Сущность управленческого решения исследуется и отечественными учеными. Так, по мнению профессора В.С. Юкаевой, управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному решению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации об её состоянии. Таким образом, автор даёт расширенное определение управленческого решения, представляющего собой творческий акт самого субъекта управления, то есть свидетельствует о самостоятельности лица, принимающего решения [11; с. 51].

 

    1. Методологические основы принятия стратегических решений.

 

               Для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы. Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: начнем с анализа организационного механизма принятия стратегических решений (МПСР). Основные компоненты этого механизма определяются ответами на следующие три группы вопросов[5; c.61].

               Группа 1. Распределение функций в процессе принятия решений. Кто:

  • инициирует решение проблемы (ставит вопрос);
  • готовит (прорабатывает) решение;
  • обсуждает возможные варианты решения;
  • принимает решение.

               Группа 2. Распределение интересов в процессе принятия решений. В чьих интересах принимаются основные решения:

  • директора;
  • директора и его «команды» (заместителей);
  • некоего «руководства предприятия»;
  • коллектива предприятия;
  • ядра коллектива;
  • собственников (акционеров, владельцев паев и т.п.);
  • деловых партнеров предприятия;
  • представителей административной среды;
  • предприятия как функционального субъекта в системе общественного разделения труда;
  • предприятия как носителя производственного потенциала.

               Группа 3. Порядок действий в процессе принятия решений. Как принимаются решения:

  • в ходе коллегиального обсуждения директором;
  • в ходе коллегиального обсуждения голосованием;
  • в ходе коллегиального обсуждения на основе консенсуса (общего согласия);
  • директором после коллегиального обсуждения;
  • директором единолично без коллегиального обсуждения[10; c. 73].

               В зависимости от сочетания ответов на приведенные вопросы формируются типовые варианты организационных механизмов принятия стратегических решений:

  • абсолютно авторитарный (директорский) механизм принятия решений предполагает единоличное принятие решений директором (генеральным директором), как правило, без консультаций с другими работниками предприятия;
  • авторитарный механизм принятия решений характеризуется узким составом лиц, обсуждающих решение, слабым учетом их мнения, единоличным выбором варианта к исполнению;
  • демократический механизм принятия решений характеризуется открытостью процесса инициации проблем, представительностью круга лиц, обсуждающих проблемы, коллегиальными способами выбора и принятия решений;
  • олигархический механизм принятия решений характеризуется резкой и труднопреодолимой границей между ограниченной группой лиц, допущенных ко всем четырем стадиям процесса подготовки и принятия решений, и остальными участниками производства - работниками, собственниками. Само решение может приниматься коллегиально[7; c. 38].

Информация о работе Механизмы принятия стратегических решений в организации