Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью моей работы является описание программы организации мониторинга внедрения федеральных государственных стандартов начального общего образования.
Задачи:
- дать общую характеристику мониторингу деятельности образовательного учреждения;
- изучить федеральный государственный стандарт второго поколения, его цели и задачи;
- выявить факторы риска мониторинга введения ФГОС НОО и возможности их преодоления при проектировании мониторинга;
- обозначить систему показателей и критериев мониторинга;
- систематизировать подготовку участников реализации мониторинга.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание курсовой.docx

— 51.73 Кб (Скачать файл)

Введение.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов  второго поколения. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ.

      В соответствии с Законом РФ  «Об образовании» Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

       Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

- единство  образовательного пространства  Российской Федерации;

- преемственность  основных образовательных программ  начального общего и основного  общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание начального образования и воспитания  и его  результат.

Привычные средства педагогической оценки и  тесты достижений не могут должным образом оценить результаты учебно-воспитательного  процесса: они не пригодны, если требуется оценка не просто умения решать задачи (например, математические), а умение видеть и ставить задачи; они не пригодны, если требуется не просто проверить владение учащимися языком, но его применения в качестве средства общения в реальной коммуникативной ситуации и т.д.

Все это делает необходимой разработку принципиально иного (по сравнению с ныне действующими средствами педагогического контроля) инструментария для оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся.

Поэтому целью моей работы является описание программы организации мониторинга внедрения федеральных государственных стандартов начального общего образования.

Задачи:

- дать общую  характеристику мониторингу деятельности  образовательного учреждения;

- изучить  федеральный государственный стандарт  второго поколения, его цели и  задачи;

- выявить  факторы риска  мониторинга введения ФГОС НОО и возможности их преодоления при проектировании мониторинга;

- обозначить систему показателей и критериев мониторинга;

- систематизировать  подготовку участников реализации  мониторинга.

Объектом исследования является мониторинг внедрения ФГОС НОО.

Предмет исследования – внедрение ФГОС в образовательное учреждение.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования. 

    1. Характеристика мониторинга деятельности образовательного учреждения

На сегодняшний день в системе образования преобладает учебно – административный контроль , для которого характерны эпизодичность получения информации  и неразработанность критериев оценки деятельности ОУ. Коррекция педагогического процесса осуществляется в основном административными мерами и носит формальный характер. При таком подходе трудно объективно оценить качество образования выпускников, состояние и эффективность образовательного процесса и определить тенденции его развития в ОУ.

В этой связи обратимся к основным теоретическим положениям, раскрывающим понятие, сущность и технологию педагогического мониторинга.

Мониторинг является наиболее совершенным способом информационного обслуживания и компонентом системы управления качеством образования.

Для мониторинга в педагогическом процессе характерны пять основных функций:

- ориентировочная – ориентирование субъекта в жизненном пространстве на основе полученной и получаемой информации;

- конструктивная – кристаллизация  индивидуальной помощи личности  с одной стороны, расширение личностного  пространства за счет установления позитивных контактов и взаимодействий с другими людьми – с другой;

- организационно – деятельностная – определение наиболее оптимальной позиции личности в процессе выполнения той или иной деятельности за счет постоянной интеграции получаемой информации и научно - теоретического знания;

- коррекционная – необходимая  коррекция выполняемых задач, позиции личности в процессе деятельности;

- оценочно – прогностическая – дискретный процесс сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом исследования.

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему управления, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности.

Если управление организованно полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникающие изменения – вносить коррективы в план. Для этого управляющей системе необходимо получать информацию обо всех изменениях, происходящих в ОУ. Получение такой информации обусловлено функцией контроля. Только в результате контроля обеспечивается необходимая для управления обратная связь. Контроль качества образования приобретает характер мониторинга, т.е. постоянного отслеживания результатов образования и проверки их соответствия промежуточным или конечным поставленным целям.

Система сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы обеспечивает непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием ее развития.

Педагогический мониторинг – это процесс непрерывного научно – обоснованного, диагностико – прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Объекты педагогического мониторинга – результаты учебно - воспитательного процесса и средства, используемые для их достижения.

 Задача любого ОУ – обеспечить  условия для качественного образования учащихся. Мониторинг может стать одним из таких условий, если в его основе лежат следующие принципы организации.

А) принцип непрерывности. Взгляд на мониторинг, как на целостную, динамическую, развивающуюся систему, в которой происходит посторонне структурно – функциональное изменение, носящее не только количественный, но и качественный характер. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса.

Б) принцип научности. Подразумевает такую организацию слежения, которая построена на научно обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейско – бытовой подход к их оценке.

В) принцип воспитательной целесообразности. Педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом управления образовательным процессом. В использовании методов, приемов педагогического мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие ущерб интересам, достоинству личности.

Г) принцип диагностико – прогностической направленности. Информация, полученная в ходе слежения на основании заранее разработанных критериев, должна быть соотнесена с определенной нормативной картиной педагогического процесса.

Д) принцип прогностического мониторинга. Смысл педагогического мониторинга состоит не только в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития образовательного процесса, но и в том, чтобы предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку и развитие положительных и трансформацию нежелательных явлений.

Очевидна связь мониторинга с целями обучения, которые обычно фиксируются в планах. Мониторинг связан с оценкой и реализацией планов. Он проводится там, где фактическое сравнивается с намеченным, главная задача мониторинга заключается в уменьшении разницы между ними. мониторинг и оценка настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы, т.е. в какой мере они отвечают следующим принципиальным требованиям:

- измеримость и применимость;

- осуществимость, согласованность с возможностями школы;

- учет конкретных условий, в которых предполагается выполнение стандартов и норм;

- наличие аппарата мониторинга, т.е. лиц, отвечающих за выявление  отклонений и адекватную их  оценку;

- построение нормативов на основе  прошлого опыта с опорой на  анализ текущего состояния школы.

В рамках формирования образовательного мониторинга выделяют четыре иерархических уровня:

    • Внутришкольный уровень;
    • Муниципальный уровень;
    • Региональный уровень;
    • Федеральный уровень.

       Этапы мониторинга:

  1. Предварительное и окончательное задание на мониторинг;
  2. Создание рабочего проекта мониторинга;
  3. Создание инструментария;
  4. Проведение опросов;
  5. Обработка результатов;
  6. Первичный анализ результатов;
  7. Обсуждение результатов;
  8. Подготовка заключительного документа;
  9. Использование результатов в управленческой деятельности.

В инструментарий педагогического мониторинга входят: анализ документов, опросы, тесты, диагностические методики, беседы, срезы знаний, собеседования, эссе, экспертиза и прочее.

Таким образом, мы доказали важность и актуальность мониторинга, показали его сущность, содержание, формы, принципы.

 

 

    1. Ключевые характеристики ФГОС НОО

Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование четко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но на развитие ребенка, т.е. должно носить амплификационный характер: обогащая возможности именно данного возраста. Важнейшей характеристикой Стандарта является идея о системном характере результативности начальной школы: личностные, метапредметные и предметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеучебная деятельность начальной школы.

Две другие группы требований ФГОС НОО (требования к образовательной программе и требования к условиям ее реализации) призваны обеспечить возможность достижения новых образовательных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цель и задачи мониторинга введения ФГОС НОО

Прежде чем вводить систему мониторинга в начально общее образование, нужно выяснить – каковы цель и задачи данного мониторинга.

 Целью мониторинга является получение обратной связи о том, насколько эффективно вводится новый образовательный стандарт. Поскольку новый стандарт начальной школы вводится постепенно, важно уже на опыте пилотных школ обнаружить те «разрывы», которые необходимо преодолеть, чтобы избежать формального введения стандарта. О формальном введении стандарта можно будет говорить в том случае, если начальная школа не переориентируется на достижение новых образовательных результатов, не поставит их во главу угла. В этом случае изменение образовательной программы или изменение условий не приведет к существенной трансформации образовательного процесса.

Таким образом, целью мониторинга введения  ФГОС НОО является определение того, происходят ли заданные Стандартом изменения в образовательной программе и условиях ее реализации и «работают» ли эти изменения на появление новых образовательных результатов.

Задачи:

Разработанная система мониторинга введения ФГОС должна позволять

    • осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровнях регионов и образовательных учреждений;
    • анализировать эффективность осуществляемых регионами и образовательными учреждениями мер  по введению и реализации ФГОС;
    • выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, зоны конфликтов и напряжений в системе;
    • определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения  и реализации ФГОС;
    • осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС.
    1. Факторы риска мониторинга введения ФГОС НОО и возможности их преодоления при проектировании мониторинга.

На настоящее время в регионах и муниципалитетах запускаются пробные системы получения обратной связи о том, как идет реализация стандарта в начальной школе. Предварительный анализ показывает, что чаще всего предметом отслеживания становятся формальные показатели – соответствие структуры образовательной программы школы требованиям стандарта и параметрам, заложенным в Примерной образовательной программе,  наличие или отсутствие соответствующих внутришкольных локальных актов о переходе образовательного учреждения на новый ФГОС и новых должностных инструкциях и пр. Подобного рода данные необходимы, однако они  становятся информативными только в том случае, когда становится понятно, работают ли они на результативность нового типа. Другими словами, мониторинг по формальным показателям не является валидным, т.к. не отслеживает наиболее существенный параметр введения ФГОС – ориентацию на новые образовательные результаты.

Информация о работе Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования