Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – предложить пути совершенствования системы мотивации государственных служащих, для повышения эффективности работы государственного аппараты на территории Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
изучить теоритические основы мотивации персонала;
рассмотреть проблемы мотивации государственных служащих;
сформировать комплекс мер, направленных на повышение мотивации государственных служащих к эффективной работе.
Цель курсовой работы – предложить пути совершенствования системы мотивации государственных служащих, для повышения эффективности работы государственного аппараты на территории Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
изучить теоритические основы мотивации персонала;
рассмотреть проблемы мотивации государственных служащих;
сформировать комплекс мер, направленных на повышение мотивации государственных служащих к эффективной работе.
Введение
Эффективное развитие современного общества невозможно без успешно функционирующего государственного аппарата.
Государственный аппарат – это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Опыт многих стран и результаты многочисленных исследований показывают, что государство, в котором неэффективно организована деятельность государственных гражданских служащих, испытывает в конечном счете трудности с уровнем своего развития и благосостояния населения.
Качество государственного управления на уровне аппарата – это качество служебной деятельности. Если рассмотреть служебную деятельность как поведение, то речь должна идти о выборе служащим наиболее эффективного поведения. Причины, по которым государственный служащий выбирает определенные типы поведения, разнообразны; и этот выбор во многом определяется самой структурой и организацией государственной службы в стране. Определив, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и механизмов управления им.
Таким образом, исходное утверждение настоящей работы заключается в том, что эффективность служебной деятельности каждого отдельного ГГС и государственного аппарата в целом является следствием правильной системы мотивации.
Актуальность темы курсовой обусловлена тем, что мотивация государственных гражданских служащих является важным показателем готовности к эффективному осуществлению профессиональных функции, на основе изучения мотивационной направленности, заинтересованности в практических результатах своей профессиональной деятельности.
В данной курсовой работе мы проанализируем проблемы мотивации государственных служащих в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – предложить пути совершенствования системы мотивации государственных служащих, для повышения эффективности работы государственного аппараты на территории Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Теоритические основы мотивации персонала
1.2 Понятие и сущность мотивации
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействие, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. 1
Мотивация – это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку это для него единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей. Это процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становилось столь же необходимым и выгодным другому.
Для активного трудового поведения необходимы мотивы, внутренние устремления, ценности, определяющие направленность активности человека и ее формы.
Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.
Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).
Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Методы мотивации можно классифицировать на:
1) экономические (прямые)
- повременная и сдельная оплата
труда; премии за качественные
и количественные показатели
труда; участие в доходах
2) экономические (непрямые)
- предоставление льгот в оплате
жилья, транспортного
3) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
1.2. Теории мотивации
Для анализа предложенных теорий будет использована классификация, принятая в зарубежной литературе (содержательные и процессуальные теории мотивации).
1.2.1. Содержательные теории
Маслоу (1943)1 распределил 5 групп потребностей любого индивида в виде пирамиды, объяснив это тем, что потребности более высокого уровня невозможно удовлетворить до тех пор, пока человек нуждается в потребностях более низкого (или базового, находящегося в основании пирамиды) уровня. В основании – физиологические потребности, после которых следуют потребности в безопасности, над ними социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность), выше – престижные потребности и, наконец, на пике пирамиды располагаются потребности духовные (самоактуализация, самовыражение и т.п.).
Так, согласно такому подходу государственный служащий, испытывающий недостаток в еде или одежде, не будет заинтересован в высоких результатах своего труда. Связать это можно с низкой оплатой труда на государственной службе, которая может не позволить удовлетворить те самые первичные потребности. Так ли это на самом деле? Ведь даже первичные потребности у всех различны и могут постоянно расти. Но даже если предположить, что определен «единый» для всех размер «первичных» потребностей, получается, что необходима соответствующая эффективная система оплаты труда, позволяющая эти потребности удовлетворить.
Многие менеджеры попадают в эту «ловушку». Исследования доказали, что такого рода материальная мотивация действенна только до определенного момента. К тому же деньги дают только психологический комфорт, но не мотивируют. На государственной службе должны быть «первичными» должны быть совсем другие потребности (например, в уважении и признании).
Таким образом, теория Маслоу позволяет сделать одну главный вывод и связанную с ним рекомендацию: индивидам характерны разные уровни потребностей, в связи с чем руководителям необходимо проводить постоянное «наблюдение» за государственными служащими и адекватно реагировать на активные в данный момент потребности.
Дэвид МакКлелланд (начало 1960-х гг.)2 выделил потребности исключительно высшего уровня: потребности в успехе, власти и причастности.
Так, чтобы удовлетворить потребности людей, которые стремятся к успеху, необходимо ставить перед ними сложные задачи и делегировать им больше полномочий.
Работников с потребностью во власти следует готовить к руководящим должностям, если они обладают при этом необходимыми компетенциями. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Управление дает таким людям возможность реализовать свои лидерские качества, так как такие люди способны ставить амбициозные цели в коллективе, брать на себя инициативу и достигать высоких командных результатов3.
Для сотрудников с потребностью
к причастности необходимо создавать
условия для обратной связи, для
участия в принятия решений и
во внутриорганизационной
Чтобы определить доминирующую потребность в государственном служащем необходимо постоянно поддерживать связь и проводить неформальные беседы. Увидеть одну из этих потребностей достаточно просто даже в процессе работы в коллективе.
Ф. Герцберг (1968)4 выделил 2 группы факторов: гигиенические и мотивирующие. Понятие «гигиеническая мотивация» Герцберг развил и конкретизировал в книге, которую написал вместе с руководителем ITT («International Telephone & Telegraph») Робертом Фордом.
Гигиенические факторы (условия труда (шум, освещение), режим работы, заработная плата, отношения с коллегами, с руководством, в общем все, что окружает индивида на рабочем месте) являются факторами, которые удерживают индивида на работе, но не приводят к его мотивации, а значит, не способствуют высокой результативности. Присутствие этих факторов в достаточном объеме приводит к удовлетворенности трудом.
Наличие гигиенических факторов
считается естественным и не мотивирует
сотрудников к повышению
В свою очередь мотивирующие факторы связаны с характером деятельности. Мотивирующие факторы, согласно Герцбергу, способствуют мотивации сотрудников и, как результат, достижению высоких результатов деятельности. Примерами мотивирующих факторов являются признание заслуг, возможности для карьерного роста, самореализации, интересное содержание труда и т.д.
Подход Герцберга аналогичен теории Маслоу: гигиенические факторы аналогичны потребностям низкого уровня, а мотивирующие – более высокого. Однако в отличие от Маслоу, Герцберг полагал, что работник обращает внимание на гигиенические факторы только, если считает их несправедливыми.
Так, можно сделать следующие выводы: 1. в организации должен быть составлен список гигиенических и мотивирующих факторов; 2. Государственные служащие должны самостоятельно выбрать наиболее важные из них; 3. гигиенические потребности должны быть удовлетворены в первую очередь.
1.3.2. Процессуальные теории
Данные теории рассматривают влияние различных процессов труда на мотивацию.
1.Теория ожидания (теория «валентности- инструментальности -ожидания»)
Теория «валентности – инструментальности – ожидания» Виктора Врума (1964)5 определяет валентность как эквивалент ценности; инструментальность как убежденность в том, что если мы сделаем что-то, это приведет к чему-то другому; а ожидание значит, что усилие приведет к некоторому результату.
Согласно подходу Врума все ожидания индивидов можно разделить на:
«Мотивация вероятна только
тогда, когда существуют ясно ощутимые
и применимые отношения между
показателями работы и последствиями,
и эти последствия могут
Работники соотносят организационные
цели и свои обязанности с личными
потребностями, тем самым оценивая
уровень привлекательности
Таким образом, одной из основных
обязанностей руководителей является
периодическое сопоставление