Мотивация деятельности персонала предпринимательской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

В современной практике развитие систем мотивации эффективной деятельности персонала приводит к повышению производительности в не меньшей степени, чем технологическое перевооружение. Более того, известны многочисленные примеры, когда конкурентные преимущества достигались не за счет передовой техники и технологий, а именно на основе адекватной мотивационной системы предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления персоналом предпринимательской организации
1.1 Сущность мотивации деятельности персонала
1.2 Методические принципы мотивации деятельности персонала
2. Анализ мотивации деятельности персонала в ОАО «Сантехприбор»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ мотивации деятельности персонала
2.3 Причинно-следственный анализ выявленных недостатков в системе мотивации деятельности персонала
3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации
3.1 Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала в организации
3.2 Экономическое обоснование необходимости проведения мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала
Выводы и предложения

Вложенные файлы: 1 файл

пример по мотивации.1.1.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

Факультет менеджмента

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Мотивация деятельности персонала предпринимательской организации»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.

571 дз Шагиева Е. И.

Проверил:

к. б. н., доцент Смирнова Т. А.

 

 

 

 

Набережные Челны

2010

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты  управления персоналом предпринимательской  организации

1.1 Сущность мотивации  деятельности персонала

1.2 Методические принципы мотивации деятельности персонала

2. Анализ мотивации  деятельности персонала в ОАО  «Сантехприбор»

2.1 Краткая характеристика  предприятия

2.2 Анализ мотивации  деятельности персонала

2.3 Причинно-следственный  анализ выявленных недостатков  в системе мотивации деятельности персонала

3. Рекомендации по  совершенствованию системы мотивации  персонала в организации

3.1 Предложения по совершенствованию  системы мотивации персонала  в организации

3.2 Экономическое обоснование  необходимости проведения мероприятий  по совершенствованию системы мотивации персонала

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Введение

 

Эффективность управления организациями в условиях развития рыночных отношений во многом зависит  от состояния и действенности  систем мотивации и стимулирования их работников.

В современной практике развитие систем мотивации эффективной  деятельности персонала приводит к  повышению производительности в  не меньшей степени, чем технологическое  перевооружение. Более того, известны многочисленные примеры, когда конкурентные преимущества достигались не за счет передовой техники и технологий, а именно на основе адекватной мотивационной системы предприятия.

Как следствие, все большее  число работодателей понимает важность и возрастающую значимость мотивационной составляющей, без которой ни одно предприятие не может полностью реализовать свой потенциал развития как в тактическом, так и стратегическом аспектах.

Все вышеизложенное и  обусловило актуальность и выбор  темы данной курсовой работы.

Процессам, происходящим в рассматриваемой области знаний, уделено достаточно большое внимание в научных работах различных авторов. Проблемы управления социально-трудовыми отношениями отражены в трудах зарубежных специалистов о потребностях человека (К. Девис, А. Маслоу, Э. Мэйо и др.), мотивации к труду, теории трудового поведения (Ф. Герцберг, Ф. Тейлор и др.), теории жизненного цикла (Р. Брамберг, Ф. Модильяни и др.). Отдельные аспекты указанных проблем отражены в трудах российских ученых - Беляевой Г.В., Катульского Е.М„ Силина В.П., Галахова В.И. Социальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, составили предмет исследований Ромашова О.В., Дикаревой А.А., Мирской М.И. Вопросы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений на основе социального диалога и партнерства рассматриваются в работах Займалина Е.П., Зайцева А.К., Митрохина В.И.

Цель исследования состоит  в разработке методологического  подхода к формированию и развитию системы мотивации деятельности персонала. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. изучение теоретических подходов к эффективной мотивации и стимулированию трудовой деятельности работников;
  2. анализ действующей практики формирования и использования систем мотивации трудовой деятельности персонала предприятия;
  3. обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала.

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Сантехприбор».

Предметом исследования – мотивация деятельности персонала предпринимательской организации.

В процессе исследования использовались методы системного, структурного и функционального анализа, статистические, специальные социологические и  экономико-математические методы.

Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и приложений.

В первой главе изучены  теоретические аспекты управления персоналом. Во второй главе проведен анализ мотивации деятельности персонала  на примере ОАО «Сантехприбор». В  третьей – представлены рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации.

При написании данной работы были изучены и использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные пособия А.М.Ковалевой «Финансы», Г.В. Савицкой «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», на основе которых и был проведен анализ системы оплаты труда. Также в работе использованы материалы периодической печати, статьи журналов, а также данные ОАО «Сантехприбор» за 2006-2008гг.

 

1. Теоретические аспекты  управления персоналом предпринимательской организации

 

1.1 Сущность  мотивации деятельности персонала

 

Одна из главных задач  для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных  способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Четкого и общепризнанного  определения понятия мотивации  не существует. Разные авторы, дают определение  мотивации, исходя из своей точки  зрения.

По мнению Анисимова В.М. мотивация – это стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей [5.С.42].

А Грачев М.В. считает, что  мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости [8.С.73].

Стимулирование труда как способ управления персоналом предполагает использование всей гаммы существующих форм и методов регулирования трудового поведения. Это требует четкой систематизации стимулов трудовой деятельности, выявления общих черт и различий между ними, обеспечения их гармоничного взаимодействия. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, включаются под влиянием различных стимулов.

Соотношение различных  мотивов, влияющих на поведение человека, образует его мотивационную структуру; последняя достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека она индивидуальна и обуславливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностями и прочее.

Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может и в  полсилы. Также он может стремиться брать работу менее тяжелую, а  может браться за сложную и  тяжелую работу, может выбирать решения простые, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, на сколько он смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы [5.С.22].

Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремиться сделать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей в работе.

Настойчивость продолжать и развивать начатое дело –  важная характеристика деятельности, так как часто встречаются  люди, которые быстро теряют интерес  к начатому делу. И если даже они  имели хорошие результаты деятельности в начале, то потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости также негативно сказывается на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.

Добросовестность, означающая ответстве6нное выполнение работы, т.е. с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих видов работ является важнейшим условием их успешного выполнения [10.С.74].

Человек может иметь  хорошие квалификацию и знания, быть способным и созидательным, много  работать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности.

Руководство организации  должно хорошо представлять себе это  и стараться строить систему  мотивирования таким образом, чтобы она развивала у сотрудников такую важную характеристику их поведения, как добросовестность [7.С.122].

Направленность как  характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремиться, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому, что она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное), а может потому что он стремиться помочь своей организации добиться ее целей. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей.

Мотивы к труду формируются  до начала профессиональной трудовой деятельности. Мотив находиться «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

Таким образом, рассмотрев сущность мотивации персонала, можно  сделать вывод, что создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей является достаточно сложным делом, так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Однако имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации. Поэтому менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, а также служебном росте работника.

 

1.2 Методические принципы  мотивации деятельности персонала

 

Современный этап развития практики управления персоналом характеризуется бурным ростом интереса к проблемам мотивации трудового поведения. Наступает пора для теоретических обобщений, которые позволили бы поднять изучение проблем трудовой мотивации на более высокий уровень.

Проведенные Прошкиным  Б.О. теоретические исследования позволили  сформулировать основные методические принципы, которые необходимо учитывать  при исследовании, построении и оценке мотивационных систем [15.С.55].

Прежде всего, это принцип  учета момента времени информирования объекта управления (работника или трудового коллектива) о последствиях для него различных исходов осуществляемой им деятельности. Это положение позволило выделить в составе стимулирования две формы организации: опережающую (информирование осуществляется до начала деятельности) и подкрепляющую, когда информирование осуществляется после завершения деятельности, часто вместе с получением соответствующего поощрения.

Опережающее стимулирование изначально ориентирует работника  на получение вознаграждения и тем самым сдвигает на второй план сам смысл деятельности, делает работника равнодушным к другим аспектам и сторонам деятельности. Подкрепляющее - побуждает персонал к собственному поиску тех решений, которые в конкретной ситуации позволят получить лучший, более ценный для организации результат и соответственно более высокое вознаграждение.

Другим важным, на наш  взгляд, методологическим принципом  мотивации как функции управления персоналом является правило учета  всей совокупности эффектов мотивационного воздействия субъекта управления на объект управления при оценке результативности методов и систем мотивации [15.С.60]. Это положение требует выделения, помимо целевых управленческих или производственно-экономических результатов (степени достижения поставленной цели), также психологических и социальных результатов и последствий. При этом под психологическими результатами и последствиями понимаются направление и степень изменений, вносимых в личность подчиненного начальником в результате однократного или многократного применения мотивационного средства воздействия - развитие или, напротив, регресс качеств. Соответственно под социальными результатами и последствиями понимаются направление и степень изменений, которые производит средство мотивации к последующему труду, к руководителю, предприятию, обществу и т. п.[15.С.62].

В контексте широкой  задачи управления персоналом совсем не безразлично, какими методами достигается  производственный результат, какие  последствия примененные средства мотивации имеют для динамики качеств персонала. Ибо разные средства мотивации (поощрение или наказание, опережающее или подкрепляющее стимулирование, убеждение или приказ и т. п.) оставляют различный след в личности человека, и он назавтра возвращается в производственный цикл уже другим, измененным. Поэтому можно сказать, что каждый руководитель не только организует производство для своих потребителей какой-то профильной продукции или услуги, но также попутно производит и продукцию особого рода - те или иные психологические, социальные и трудовые качества персонала.

Информация о работе Мотивация деятельности персонала предпринимательской организации