Мотивация и стимулирование персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в том, что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Знание основ мотивации, современных особенностей использования взаимосвязанных механизмов мотивации и стимулирования помогает расширить рамки профессиональной компетенции управленческого персонала и существенно повысить эффективность управления развитием организации и организационных систем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… ..3
Теоретические аспекты мотивации персонала ………………………5
1.1 Понятие и виды мотивации труда. Классификация мотивов ………5
1.2 Теории мотивации персонала ……………………………………….12
2. Основы стимулирования труда………………………………………..21
3. Практика мотивации и стимулирования персонала………………….29
3.1 Отличительные особенности систем мотивации персонала в отечественных организациях……………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

мотив и стимул.docx

— 588.13 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО Самарский государственный  экономический университет

Кафедра Региональной экономики и  ГМУ

 

 

 

 

 

 

К У Р С О  В А Я   Р А Б О Т  А

по дисциплине: Теория управления

на тему «Мотивация и стимулирование персонала»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса ГМУ

Ухтверова Евгения

 

 

Проверил

к. э. н., доц. каф. РЭГМУ

Лабзин А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

Содержание 

Введение ………………………………………………………………… ..3

  1. Теоретические аспекты мотивации персонала ………………………5

1.1 Понятие и виды мотивации труда. Классификация мотивов ………5

1.2 Теории мотивации персонала  ……………………………………….12

2. Основы стимулирования  труда………………………………………..21

3. Практика мотивации и стимулирования персонала………………….29

3.1 Отличительные особенности  систем мотивации персонала в  отечественных организациях……………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности – это сложные, многоаспектные процессы, имеющие отношение ко многим сторонам человеческой жизни. Они являются базовыми для управления поведением человека на рабочем месте.

Актуальность данной работы состоит в том, что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Знание основ мотивации, современных особенностей использования взаимосвязанных механизмов мотивации и стимулирования помогает расширить рамки профессиональной компетенции управленческого персонала и существенно повысить эффективность управления развитием организации и организационных систем.

Существует много моделей  мотивации, различающихся по форме, по содержанию, но даже, несмотря на это, в российской практике управления человеческими ресурсами проблема мотивации остается одной из самых острых и неразрешенных.

Целью курсовой работы является исследование теоретико-методологических основ мотивационного комплекса и выявление рекомендаций для его более эффективного воздействия на персонал.

Для достижения указанной цели в работе рассмотрены следующие вопросы:

- понятие и виды мотивации;

- сущность и виды стимулирования  труда персонала;

- основные теории мотивации  и стимулирования труда;

- факторы, влияющие на  мотивацию и стимулирование;

- особенности мотивационного  комплекса в России;

- практические рекомендации  для повышения эффективности  мотивационных действий в управлении человеческими ресурсами организации.

В качестве объекта изучения выступают мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.

Предмет – основные понятия, теории, модели и методы мотивации  и стимулирования персонала.

Методологическую основу работы составляет:

- описание;

- анализ отечественной  и зарубежной литературы по  выбранной теме;

- системный анализ объекта  курсовой работы;

- классификация;

- сравнение;

- моделирование и др.

Курсовая работа состоит  из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Первый раздел раскрывает теоретические аспекты мотивации персонала. Второй раздел посвящен сущности стимулирования, факторам и основным концепциям мотивации и стимулирования персонала. В третьем разделе рассмотрена практическая реализация мотивационного комплекса в России, а также пути повышения ее эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты мотивации персонала

1.1 Понятие и виды мотивации труда. Классификация мотивов

Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто  называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.1 Но это лишь точка зрения на определение мотивации Майкла Мескона. Существует множество других трактовок этого понятия и среди отечественных ученых. Ниже приведен ряд определений мотивации, показывающий, что взгляды на мотивацию существенно различны. (Табл. 1)

Таблица 1

Определение мотивации персонала  в трудах российских ученых

Определение мотивации

Авторы

Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения

Адамчук В.В., Ромашов О.В.,

Сорокина М.Е.

Мотивация - совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенного результата

Виханский О.С., Наумов А.И.

Мотивация может быть определена как процесс, определяющий энергетическую сторону и направленность поведения

Занковский А.Н.

Мотивация - это воздействие  на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных интересов

Генкин Б. М.

Мотивация трудовой деятельности – это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного  на достижение целей организации

Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В.

Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации

Мазманова Б. Г.

! Определение практически дублирует определение М. Мескона

Мотивация - воздействие  на поведение человека для достижения общественных, групповых и личных целей посредством материальных и моральных побудительных средств, а также организационных (административных) мер

Савченко П. В., Кокина Ю. П.

Мотивация — структура, система  мотивов деятельности и поведения субъекта.

Спивак В. А.


 Сущностные аспект  мотивации изображены на рис. 12.

Рис. 1 Сущностные аспекты  мотивации персонала.

Мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов: потребности — побуждения — вознаграждения. Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Мотивы, или побуждения, — индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают каждого из нас вести себя по-своему. Вознаграждения замыкают цепочку и, если это удается, приводят нас в состояние удовлетворенности 3. Рассмотрим названные элементы поподробнее.

Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения и основа любого процесса жизнедеятельности человека. Мотивацию как процесс, направленный на удовлетворение потребностей, схематично можно представить в виде последовательных этапов. (Рис. 2)

Рис. 2 Схема мотивационного процесса4

Таким образом, потребности человека являются движущей силой и отправной точкой процесса мотивации и определяют, какие усилия приложит человек для того, чтобы обладать благом, удовлетворяющим его потребность.

Следующим элементом мотивации  являются мотивы (побуждения). С психологической точки зрения, мотив – это побуждающий и определяющий выбор направления деятельности, это психологическая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотив - внутренние психологические двигатели поведения человека. Мотивация - динамический процесс формирования мотива как основания для поступка (действия).5

Можно провести дифференциацию мотивов по следующим критериям, как в таблице 2.

Таблица 2

Классификация мотивов6

Признак мотивов в зависимости  от:

Вид мотива

Классификации различных  видов потребностей человека

  1. Биологические и социальные
  2. Самоуважения, самоактуализации
  3. К успеху и избеганию неудачи
  4. Достижения и сохранения и др.

Направленности личности

  1. Личностные
  2. Общественные
  3. Эгоистические
  4. Общественно значимые

Убеждений личности, ее мировоззрения, нравственных норм и принципов поведения

  1. Идейные
  2. Нравственные
  3. Безнравственные

Видов активности, проявляемой  человеком

  1. Общения
  2. Игры
  3. Учения
  4. Профессиональной деятельности
  5. Спортивной деятельности и др.

Временной характеристики

  1. Кратковременные
  2. Устойчивые
  3. Ситуативные
  4. Периодически проявляющиеся

Структуры мотива

  1. Первичные
  2. Вторичные

Значимости для жизни  развития субъекта

  1. Базовые
  2. Производные

Социальной адекватности

  1. Нормативные
  2. Желательные
  3. Запретные и т. д.

Места в иерархической  структуре потребностно-мотивационной  среды

  1. Смыслообразующие
  2. Мотивы-стимулы

Источника побуждения к решению  определенной задачи

  1. Внешние
  2. Внутренние

Отношения к сознанию

  1. Осознанные
  2. Неосознанные

Мотивы трудовой деятельности – часть всей совокупности мотивов  человека.

К мотивам трудовой деятельности относят:

- побуждения общественного  характера;

- получение определенных  материальных благ для себя  и семьи;

- удовлетворение потребностей  в самоактуализации, самовыражении,  самореализации;

- удовлетворение потребности  в общественном признании, в  уважении со стороны других.

К мотивам выбора профессии относят:

- общественный престиж  профессии в обществе;

- возможность обеспечить  материальное благополучие;

- склонность к определенному  типу деятельности;

- соответствие профессии  способностям человека и др.

К мотивам выбора места работы относят:

- оценку внешней ситуации (положительные и отрицательные  производственные факторы) – льготы, заработная плата, социальные гарантии;

- оценку своих возможностей, включающую состояние здоровья, наличие способностей;

- оценку выбираемого места  работы с учетом возможности  карьерного и профессионального  роста в организации.

Среди мотивов  ухода (увольнения) с работы выделяют:

- объективные: слабое здоровье и физическое состояние, смена места жительства, служба в армии, рождение и уход за ребенком;

- объективно- субъективные: условия труда, невозможность  профессионального роста;

- субъективные: психологический  климат в коллективе.7

Итак, огромное количество потребностей порождает большое разнообразие мотивов и внутренних побуждений человека и личности, четкая классификация которых поможет определить, какие именно механизмы мотивации нужно применить в той или иной ситуации.

Результатом успешной мотивации  работника является получение им вознаграждения. Вознаграждение –  то, что человек считает для  себя ценным. «Вознаграждение определяется как нечто, что приглушает потребность и снижает побуждение. Таким образом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение8», - пишет Д. А. Аширов. Существует несколько видов вознаграждения. (Рис. 3)

Рис. 3 Виды вознаграждения9

Мотивация — структура, система мотивов деятельности и поведения субъекта.10

Различают внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта — потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения). Внешние побуждающие факторы могут приводить к немедленному и мощному воздействию, но оно не всегда продолжается в течение длительного времени. Внутренние мотиваторы, которые связаны с качеством трудовой жизни, имеют тенденцию воздействовать более глубоко и длительно, поскольку они присущи самим людям, а не навязаны извне11. Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием (стимулированием). Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством пробуждения в нем мотивов. (Рис. 4)

Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала