Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов стимулирования труда персонала.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть потребности людей, изучить мотивацию трудовой деятельности
определить основы стимулирования персонала;
изучить системы стимулирования труда персонала в туристской компании
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Мотивация трудовой деятельности
1.1 Основные виды потребностей………………………………………………….4
1.2 Современные концепции мотивации…………………………………………..5
1.3 Схема мотивационного процесса…………………………………………..…13
Глава 2. Стимулирование трудовой деятельности
2.1 Материальное стимулирование…………………………………………....…...14
2.2. Моральное стимулирование…………………………………………………...17
2.3 Стимулирование труда на предприятии туриндустрии………………………19
Заключение................................................................................................................22
Список литературы………………………………………………………………..23
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Мотивация
трудовой деятельности
1.1 Основные виды потребностей………………………………………………
1.2 Современные концепции мотивации…………………………………………..5
1.3 Схема мотивационного процесса…………………………………………..…13
Глава 2. Стимулирование
трудовой деятельности
2.1 Материальное стимулирование…………………………………………
2.2. Моральное стимулирование…………………………………………
2.3 Стимулирование труда на предприятии
туриндустрии………………………19
Заключение....................
Список литературы……………………………………………………
Введение
Готовность человека выполнять свою работу
является одним из ключевых факторов успеха
функционирования любой организации.
Человек не машина, его нельзя «включить»,
когда требуется его работа, и «выключить»,
когда потребность в его труде отпадает.
Даже если человек должен выполнять рутинную
работу, простую по содержанию, легко поддающуюся
контролю и учету, не требующую творческого
подхода и высокой квалификации, и в этом
случае механическое принуждение к труду
не может дать положительного результата.
Практически каждый имеет собственную
точку зрения на то, как улучшить свою
работу. Опираясь на заинтересованную
поддержку руководства, не боясь санкций,
следует организовать работу так, чтобы
у работника не пропало желание реализовать
свои планы.
Отсутствие разработанной системы стимулирования
качественного и эффективного труда создает
предпосылки снижения конкурентоспособности
фирмы, что негативно скажется на заработной
плате и социальной атмосфере в коллективе.
Детально разработанная система стимулирования
эффективности и качества труда позволит
мобилизовать трудовые потенциалы, создать
необходимую заинтересованность работников
в росте их собственных результатов.
Каждый человек стремится к успеху. Успех
- это реализованные цели, для достижения
которых работник приложил максимум усилий.
Успех без признания приводит к разочарованию,
убивает инициативу. Этого не случится,
если менеджер владеет необходимыми знаниями
в области мотивации персонала и успешно
применяет их на практике. Традиционно
считается, что раз работник получает
оплату за свой труд, значит, он должен
быть доволен. В случае плохого отношения
к служебным обязанностям его можно уволить.
Значит, стимулы у него есть.
Данная тема является актуальной, т.к.
разработка успешных мероприятий по стимулированию
труда персонала является одной из необходимых
условий повышения производительности
труда на предприятии, а, следовательно,
повышение прибыли в целом.
В качестве объекта исследования в работе
выступает тур предприятие.
В качестве предмета исследования в работе
выступают системы стимулирования труда
работников предприятия туриндустрии.
Целью данной работы является изучение
методов стимулирования труда персонала.
Для реализации данной цели необходимо
решить ряд задач:
рассмотреть потребности людей, изучить
мотивацию трудовой деятельности
определить основы стимулирования персонала;
изучить системы стимулирования труда
персонала в туристской компании;
на основе полученных результатов сделать
выводы о системах стимулирования
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Глава 1. Мотивация
трудовой деятельности
Основные виды потребностей
Необходимость удовлетворения нужд или
потребностей человека является важнейшей
позицией в рыночных отношениях. Под нуждой
принято понимать чувство ощущаемой человеком
нехватки чего-либо: товара услуги, блага.
Нужды человека многообразны и сложны.
К ним следует отнести основные физиологические
нужды человека в пище, одежде, тепле и
безопасности, а также социальные нужды
в духовной близости, влиянии и привлекательности
и, кроме того, личные нужды в знаниях,
самовыражении и др. Как правило, нужда
переходит в потребность людей.
Потребность человека характеризует его
конкретную нужду, принявшею специфическую
форму в соответствии с культурным уровнем
и личностью индивида. Потребностям и
желаниям человека нет числа, виды их очень
разнообразны, но возможности их удовлетворения
обычно ограничены. Все потребности человека
по своим признакам можно подразделить
на абсолютные и относительные, высшие
и низшие, положительные и отрицательные,
прямые и косвенные, общие и особенные,
постоянные и временные, обычные и чрезвычайные,
беспрерывные и прерывные, настоящие и
будущие, индивидуальные и коллективные,
частные и государственные и т.д. Конкретные
потребности людей выражаются в тех или
иных объектах, позволяющих удовлетворить
нужду тем способом, который присущ культурному
укладу данного общества и человека.
Система человеческих потребностей является
основой совершенствования организации
и управления трудом в современном производстве.
Потребности людей определяют производственное
поведение участников процесса труда. Современная
экономическая теория позволяет классифицировать
человеческие потребности как первичные
и вторичные. Первичные потребности являются
по своей природе физиологическими и,
как правило, врожденными. Вторичные потребности
по природе своей психологические. Первичные
потребности обычно заложены -
генетически, а вторичные обычно осознаются
с опытом. Поскольку люди имеют различный
приобретенный опыт, вторичные потребности
людей различаются в большей степени,
чем первичные.
Потребности невозможно непосредственно
наблюдать или измерять. Об их существовании
можно судить лишь по поведению людей.
Психологи, наблюдая за людьми, определили,
что потребности служат мотивом к действию.
Когда потребность ощущается человеком,
она пробуждает в нем состояние устремленности.
Побуждение является поведенческим проявлением
потребности и сконцентрированы на достижении
цели. Цели в этом смысле — это нечто, что
осознается как средство удовлетворения
потребности. Когда человек достигает
такой цели, его потребность оказывается
удовлетворенной, частично удовлетворенной
или неудовлетворенной. Степень удовлетворения,
полученная при достижении поставленной
цели, влияет на поведение человека в сходных
обстоятельствах в будущем. Как с теоретических,
наук и с практических позиций особенно
важно обоснование уровня удовлетворения
потребностей. Можно выделить три основных
уровня их удовлетворенности: минимальный,
нормальный, роскошный.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей
существования обеспечивает выживание
человека и создает объективную возможность
появления социальных и духовных потребностей.
На большинстве отечественных предприятий
до настоящего времени пока даже этот
уровень потребностей не обеспечен для
многих категорий работников, о чем свидетельствуют
длительные невыплаты зарплаты, наличие
трудовых конфликтов, коллективных забастовок,
массовых манифестаций.
Нормальный уровень удовлетворения физиологических
потребностей может быть установлен как
объективно, так и субъективно. Объективной
оценкой этого уровня может служить научно
обоснованный потребительский бюджет,
которому в полной мере должен соответствовать
существующий в нашей стране минимальный
уровень заработной платы.
Уровнем роскоши можно считать значительное
превышение нормального уровня удовлетворения
физиологических, социальных и духовных
потребностей человека. В современных
условиях этот уровень имеют крупнейшие
российские предприниматели, члены семей
которых своим укладом жизни и личным
богатством демонстрируют свое высокое
положение и превосходство над всеми остальными
людьми.
В природе не существует общей для всех
иерархии как физиологических, так и социальных,
и духовных запросов. Все человеческие
потребности существенно зависят от индивидуальных
особенностей людей, уровня развития их
личных способностей, а также общих доходов
и многих других факторов, которые необходимо
учитывать в действующих на отечественных
предприятиях и фирмах.
1.2 Современные
концепции мотивации
Мотив (от франц. mоtif –
побуждение) выступает как причина, объективная
необходимость что-то сделать, побуждение
к какому-либо действию. Мотивы к труду
формируются до начала профессиональной
трудовой деятельности. Человек усваивает
ценности и нормы трудовой морали и этики,
закладывающие основы его отношения к
труду. Мотив находиться «внутри» человека,
имеет «персональный» характер, зависит
от множества внешних и внутренних по
отношению к человеку факторов, а также
от действия других, возникающих параллельно
с ним мотивов. Создание, поддержание и
формирование условий для побуждения
людей является достаточно сложным делом,
так как мотивы формируются в зависимости
от особенностей работников, поставленных
задач и времени. Однако имеют место общие
принципы формирования и сохранения мотивации,
и менеджер призван, по возможности, искать
мотивацию персонала и в привлекательности
труда, ее творческом характере, в высокой
оплате труда, в служебном росте.
Систематическое изучение мотивации с
психологической точки зрения не позволяет
определить точно, что же побуждает человека
к труду. Однако исследование поведения
человека в труде дает некоторые общие
объяснения -
мотивации и позволяет создать прагматические
модели мотивации сотрудника на рабочем
месте. Существуют два подхода к изучению
теорий мотивации. Первый вид - содержательные
теории мотивации.
Они основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Гсрцберга.
Второй вид - более современные процессуальн
Содержательные теории:
Иерархия потребностей
по А. Маслоу
Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы
ХХ века, Абрахам Маслоу признавал, что
люди имеют множество различных потребностей,
но полагал также, что эти потребности
можно разделить на пять основных категорий:
1.Физиологические потребности - в пище, воде, воздухе, одежде, жилье. Для удовлетворения таких потребностей работникам требуется минимум зарплаты для выживания.
2.Потребности безопасности - состоят в желании найти защиту от внешних воздействий, болезней. Такого рода потребности побуждают людей искать себе место в стабильных организациях, избегать рисков, обеспечить себе прогнозируемое, безопасное будущее, медицинское, пенсионное обеспечение. Мотивирование работников, имеющих такого рода потребности, обеспечивается созданием социальных гарантий, оплатой труда выше прожиточного минимума.
3.Из естественных стремлений к общению, к совместным действиям, из желания быть членом группы проистекают потребности принадлежности и причастности. На основе потребностей такого рода строятся коллективные, групповые формы организации труда.
4. Потребности признания и
5. К потребностям самовыражения отнесены
такие, которые проистекают из стремлений
работника использовать свои возможности,
умения, способности в его творческой
деятельности. Такого рода потребности
воплощаются в оригинальных, индивидуальных
творческих результатах его труда, которые
в наибольшей мере подчеркивают характер
работника как индивидуума, способного
к оригинальным решениям, созданию нетипичного
по своему характеру и качествам продукта.
По теории Маслоу все эти потребности
можно расположить в виде строгой иерархической
структуры, он хотел показать, что потребности
нижних уровней требуют удовлетворения
и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут
сказываться потребности более высоких
уровней. В каждый конкретный момент времени
человек будет стремиться к удовлетворению
той потребности, которая для него является
более важной или сильной. Прежде, чем
потребность следующего уровня станет
наиболее мощным определяющим фактором
в поведении человека, должна быть удовлетворена
потребность более низкого уровня. Смысл
такого иерархического построения заключается
в том, что приоритетны для человека потребности
более низких уровней и это сказывается
на его мотивации.
Теория иерархии потребностей не объясняет
изначальных причин возникновения потребностей.
А. Маслоу стремится к тому, чтобы показать,
каким образом оказывается возможным
воздействовать на персонал компании
посредством использования существующих
у работников потребностей для достижения
определенных целей организации.
Самая высокая потребность – потребность
самовыражения и роста человека как личности
– никогда не может быть удовлетворена
полностью, поэтому процесс мотивации
человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том,
чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными,
своевременно выяснять, какие активные
потребности движут каждым из них, и принимать
решения по их реализации с целью повышения
эффективности работы сотрудников.
Теория потребностей
Дэвида Мак Клелланда
Дик МакКлелланд разработал теорию потребностей,
которая в определенной степени дополняет
представления идеи А. Маслоу. В соответствии
с теорией Д. МакКлелланда выделяются
три группы потребностей, которые определяют
мотивацию человека к определенной деятельности.
Посредством использования этих потребностей
представляется возможным воздействовать
на персонал фирмы, побуждая его к требуемым
действиям.
К таковым группам потребностей Дик МакКлелланд
относит следующие. Первая группа потребностей
- потребности достижения. Они находят
свое проявление в стремлении к достижению
поставленных перед собой целей. Работники,
имеющие потребность достижения цели,
энергичны и готовы к принятию самостоятельных
решений. Вторая группа - потребности соучастия.
Потребности, отнесенные к этой группе,
проявляются в желании поддерживать отношения
с окружающими их людьми. Для работников,
имеющих такие потребности, важны проявления
свидетельств доброго к ним отношения
со стороны окружающих - сослуживцев, знакомых,
деловых партнеров. Третья группа включает
в себя потребности в проявлении власти
по отношению к окружающим. Люди такого
склада стремятся руководить окружающими,
изменять внешнюю обстановку в благоприятном
для себя -
направлении. Для менеджеров с обостренной
потребностью властвования интересы фирмы
представляются не первоочередными, главным
побудительным мотивом действий таких
руководителей выступает потребность
во власти.
Эти группы потребностей по Д. МакКлелланду
определенным образом взаимосвязаны.
Это следует учитывать в процессе определения
мотивов деятельности работника.
Двухфакторная теория
Фредерика Герцберга
Для понимания процесса мотивации персонала
представляет интерес теория двух факторов,
разработанная Ф. Герцбергом. Фредерик
Герцберг (в конце 50- начале 60-х годов прошлого
века) проводил исследования с тем, чтобы
определить, какие факторы в окружающей
человека среде влияют на приобретение
состояния удовлетворенности или неудовлетворенности
работником. Исходя из результатов своего
исследования, Ф. Герцберг сделал вывод,
что факторы окружающей среды, вызывающие
удовлетворенность или неудовлетворенность,
как правило, не являются одними и теми
же факторами, они различны. Таким образом,
устранение фактора, вызывающего определенный
тип неудовлетворенности, не обязательно
ве-
дет к росту степени удовлетворенности
работника. Справедливо и обратное, если
некоторый фактор окружающей человека
среды вызывает определенную степень
удовлетворенности, его устранение не
обязательно ведет к нарастанию степени
неудовлетворенности человека.
Существует группа факторов, обусловленных
характером работы, которая воздействует
на уровень удовлетворенности работника
в части изменения степени удовлетворенности.
Отсутствие такого рода факторов не вызывает
неудовлетворенности. Такие факторы Ф.
Герцберг называл «удовлетворителями»,
сейчас их принято называть мотивирующими.
Потребности, удовлетворяемые таким образом,
называют группой потребностей в росте.
Это потребности достижения, признания,
принятия ответственности, продвижения
по службе, характера работы.
Существуют другие потребности, степень
удовлетворения которых определяется
внешними факторами, воздействующими
на работника. К таким потребностям относят
следующие: потребность в безопасности,
потребность в комфортных условиях труда,
определенном распорядке рабочего дня,
в хороших отношениях с сослуживцами,
в размере заработной платы. Такие потребности
называют потребностями здоровья. Мотивировать
работника на основе такого рода потребностей
представляется достаточно сложным делом.
Выводом Ф. Герцберга явилось то, что использовать
стремление к росту размера заработной
платы в качестве средства побуждения
к производительной деятельности работника
не целесообразно. Если существуют факторы,
вызывающие неудовлетворенность потребностей
здоровья, то их нужно просто устранять.
Процессуальные теории
мотивации
Процессуальные теории рассматривают
мотивацию в ином плане. В них анализируется
то, как человек распределяет усилия для
достижения различных целей и как выбирает
конкретный вид поведения. Процессуальные
теории не оспаривают существования потребностей,
но считают, что поведение людей определяется
не только ими. Согласно процессуальным
теориям поведение личности является
также функцией его восприятия и ожиданий,
связанных с данной ситуацией, и возможных
последствий выбранного им типа поведения.
Имеется три основные процессуальные
теории мотивации: теория ожиданий, теория
справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий
Теория ожиданий Виктора Врума базируется
на положении о том, что наличие активной
потребности не является необходимым
единственным условием мотивации человека
на достижение определенной цели. Человек
должен также надеяться на то, что выбранный
им тип поведения действительно приведет
к удовлетворению или приобретению желаемого.
Ожидания можно рассматривать как оценку
данной личностью вероятности определенного
события.
Процессуальные теории ожидания устанавливают,
что поведение сотрудников определяется
поведением: