Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение отличий между руководителем, менеджером и лидером в управлении и руководстве.
Для достижения цели данной курсовой работы, поставлены следующие задачи:
Рассмотреть власть и партнёрство в руководстве
Узнать, каким является стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
Дать понятие формальным и неформальным группам
Установить портрет современного руководителя в системе ГМУ
Применение данной темы на практике
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретико-методологический раздел……………………………..……...5
Руководство: власть и партнёрство……………………………….…..5
Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера………………..…11
Формальные и неформальные группы…………………………..…..14
Аналитический раздел………………………………………………..…..23
Портрет современного руководителя в системе ГМУ…..……….…23
Прикладное значение темы………………………………………......….26
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………...32
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
Кафедра государственно правового обеспечения управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория управления»
Тема: «Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера»
Руководитель Разработала
Профессор каф. ГПОУ Студентка гр. ГМУ-8301
Цукарев С.С. Санькова Ю.А.
(подпись) (подпись)
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
(запись о допуске к защите)
(оценка по результатам защиты) (подпись преподавателя)
Новосибирск 2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Управление как социальное
явление и как сфера
Различия в структуре организации, в особенности их функционирования накладывают очень существенный отпечаток на управленческую деятельность, а в ряде случаев и оказывают на нее определяющее влияние. Кроме того, деятельность руководителя, лидера и эффективного менеджера, её психологические особенности зависят не только от типа организационной структуры, но и от его иерархического места в этой структуре.
Работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.
Для эффективной системы управления нужен «эффективный менеджер». Это человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее. Кроме этого эффективный менеджер обладает искусством выполнять роли: межличностные, информационные и управленческие. В такой постановке для менеджера ложно представление, что «люди в организации имеют одинаковые потребности». Владея искусством и опытом, эффективный менеджер управляет, делая работу, необходимую для достижения цели организации, другими руками: руками своих подчиненных.
Едва появившись на свет, человек становится частицей какого-либо коллектива, над ним появляется начальник (а иногда и не один), а точнее руководитель. Руководитель - человек, который направляет, помогает не сбиться с пути, идти к точно намеченной цели, и при этом принимать на себя ответственность за возможные ошибки. Сначала коллективом становится семья, а руководителями - родители. Затем - это группа в детском саду и воспитатель, класс и любимый учитель и т.д. Вступая во взрослую жизнь, человек выбирает для себя профессию и начинает заниматься любимым делом.
Большое значение в связке
«руководитель – подчиненный» имеет
сотрудничество. Чтобы эффективно использовать
сотрудничество, нужно уметь использовать
его достоинства и стараться
избегать недостатков. К сотрудничеству
относятся следующие подходы
в руководстве: консультация, право
на «вето» и консенсус. Сотрудничая,
руководитель может попросить коллектив
высказать свои идеи до принятия решения
(консультация), но прежде, чем привести
решение в действие, согласует
его. При директивном стиле
Лидерство - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [1].
Целью данной курсовой работы является рассмотрение отличий между руководителем, менеджером и лидером в управлении и руководстве.
Актуальность темы заключается в том, что всегда, для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.
Для достижения цели данной курсовой работы, поставлены следующие задачи:
1. Теоретико-методологический раздел
1.1. Руководство: власть и партнёрство
Понятие власти очень часто используется в характеристике политических деятелей и в оценке политической жизни. Поэтому складывается мнение, что это понятие относится только к политике. Однако в процессах управления нетрудно увидеть проявление власти и существование власти. Не является ли это синонимом управления или хотя бы понятия полномочий управления?
Власть – это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей. Власть – это необходимое условие управления, это потребность в управлении и предрасположенность к нему со стороны группы людей или коллектива и способность, и желание одного из этой группы согласовывать деятельность людей посредством сознательного влияния на них с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого.
Власть и управление – это два взаимодополняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Не может быть управления без реальной власти, не может быть власти, не подкрепленной реальным управлением. Власть реализуется в управлении и раскрывает свою силу, жизненность, устойчивость.
В управлении власть проявляется как совокупность полномочий, компетенций, лидерства (авторитет, признание, уважение, готовность к позитивной реакции на воздействие) и целей. Власть может быть реализована тогда, когда она строит управление по общей цели, опирается на полномочия, имеет информацию, необходимую для управления, пользуется авторитетом и признанием.
Но власть может реализовываться по-разному, потому что комбинации цели, полномочий, компетенции и лидерства могут складываться различным образом. Можно овладеть механизмом реализации власти – полномочиями и далее реализовывать власть посредством принуждения, мало внимания обращая на общность цели, авторитет и пр. Но можно реализовывать власть на основе целей и лидерства, и это будет уже иное управление, иной вариант реализации власти.
В процессах управления, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, всегда возникает проблема власти, потому что и само управление – это процесс реализации власти и его успех зависит от того, каков объем власти и каков ее характер. Объем власти отражает силу влияния в комплексе проблем функционирования и развития фирмы, а характер власти – те опорные факторы, которые являются фундаментом власти (полномочия, авторитет и пр.). Эта проблема в практике управления возникает в виде проблемы управляемости.
Управляемость – это реакция подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления в целом. Именно управляемость отражает объем и характер власти и является одной из важнейших характеристик управления.
Реакция на воздействие, управленческое решение, управление может быть различной. Можно выделить два варианта такой реакции:
Конечно, каждому менеджеру хотелось бы иметь высокую управляемость. Но отчего зависит повышение или снижение управляемости? Можно ли ее регулировать?
Одним из факторов повышения управляемости, а, следовательно, и усиления и изменения характера власти является партнерство.
Партнерство – это управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решений, Это совместное управление.
Важными элементами
управляемости являются
Управляемость как отношение к власти зависит от нескольких факторов:
Формы участия в управлении могут быть различными: владение акциями и участие в собрании акционеров, в принятии ключевых решений, в разработке стратегии развития фирмы, возможность реализации собственных инициатив как в микро масштабах, так и макромасштабах (принятие и рассмотрение предложений по качеству, организации деятельности, постановке проблем и пр.), развитие неформального управления, при котором отпадает необходимость в формальном принятии некоторых решений (дисциплина, сроки выполнения работы, качество, использование техники и пр.).
Иногда полагают, что обладание
властью позволяет навязывать людям
свою волю и не требует знания и
понимания их интересов и особенностей.
Это ошибочное мнение, которое, как
правило, ведет к резкому снижению
управляемости. Существует последовательность
ситуаций, связанных с проявлением
власти. Первоначально менеджеру
может удаваться навязывать свою
волю, не считаясь с людьми. При этом,
возможно, его решения будут
Информация о работе Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера