Отчет по практике в ОАО «Федеральная пассажирская компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:34, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – закрепление полученных теоретических знаний в области управления предприятием. Достижение целей возможно посредством решения задач:
провести общую характеристику предприятия и основных бизнес-процессов, тенденций в отрасли;
провести анализ организационной структуры и управления предприятием;
изучить анализ услуг, оказываемых анализируемым предприятием;
провести анализ рынка: основные потребители и конкуренты;
провести анализ организации маркетинга и сбыта;

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия и основных бизнес-процессов, тенденции в отрасли 5
2. Анализ организационной структуры и управления предприятием 7
3. Анализ продукции, технологий, оборудования и организации производства 9
4. Анализ организации маркетинга и сбыта 12
5. Анализ системы управления персоналом 18
6. Анализ управления инновационной деятельностью. 20
7. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия 23
8. Итоговый SWOT-анализ предприятия 33
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по практике ФПК.doc

— 667.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. В условиях рыночных отношений  от предприятия требуется повышения  эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством. Важная роль в реализации этой задачи отводится разработке путей повышения эффективности деятельности предприятия. С её помощью вырабатывается тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Кроме этого, по ряду причин с уверенностью можно судить о важной роли финансового анализа в системе управления предприятий и его актуальности для них в современных условиях. Во-первых, с помощью методов финансового анализа пользователи получают необходимые, более информативные по сравнению с показателями отчетности данные. От качества информации, которой владеют пользователи, зависит их представление о состоянии дел компании. Во-вторых, результаты финансового анализа служат аналитическим обеспечением финансового менеджмента. Для управления финансами организации необходимо обладать глубоким и всесторонним пониманием деятельности.

Цель практики – закрепление полученных теоретических  знаний в области управления предприятием. Достижение целей возможно посредством решения задач:

  • провести общую характеристику предприятия и основных бизнес-процессов, тенденций в отрасли;
  • провести анализ организационной структуры и управления предприятием;
  • изучить анализ услуг, оказываемых анализируемым предприятием;
  • провести анализ рынка: основные потребители и конкуренты;
  • провести анализ организации маркетинга и сбыта;
  • проанализировать систему управления персоналом;
  • проанализировать управление инновационной деятельностью;
  • провести анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • разработать итоговый SWOT-анализ предприятия.

Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Федеральная пассажирская компания»

Предмет исследования - социально-экономические  отношения, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

База исследования – ОАО «Федеральная пассажирская компания» (г.Челябинск).

При подготовке отчета использовались следующие источники: научная и учебная литература, интернет-источники, документы компании (устав, финансовые документы,  результаты собеседований с сотрудниками.

 

1. Общая характеристика предприятия и основных бизнес-процессов, тенденции в отрасли

 

В 2006 году в рамках реализации мероприятий Программы структурной  реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 для организации и управления пассажирскими железнодорожными перевозками в дальнем следовании был создан специализированный филиал ОАО "ФПК" – Федеральная пассажирская дирекция.

В декабре 2009 года на базе имущества Федеральной пассажирской компании – филиала ОАО "ФПК" учреждено открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания".

В уставный капитал ОАО "ФПК" был внесен специализированный имущественный комплекс, а также переведен персонал, обеспечивающий пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании.

С 1 апреля 2010 года ОАО "ФПК" начало самостоятельную деятельность, в качестве перевозчика. Компания является субъектом естественной монополии: приказом ФСТ России от 27 мая 2010 года № 190-т ОАО "ФПК" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок. Деятельность ОАО "ФПК" на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 года) "О естественных монополиях".

Компания ОАО «Федеральная пассажирская компания» осуществляет:

  • перевозку пассажиров в поездах дальнего следования во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях;
  • перевозку багажа и грузобагажа в дальнем следовании;
  • обслуживание пассажиров;
  • техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

  • увеличение масштаба транспортного бизнеса;
  • повышение производственно-экономической эффективности;
  • повышение качества работы и безопасности перевозок;
  • глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
  • повышение финансовой устойчивости и эффективности.

 

2. Анализ организационной структуры и управления предприятием

 

Организационная структура компании во многом определяет способность предприятия эффективно функционировать на рынке и достигать поставленных целей. Необходимо, чтобы организационная структура позволяла нормально функционировать организации на рынке в современных условиях.

Организационная структура предприятия позволяет достигать ряд важных целей, которые будут обеспечивать повышение эффективности снабженческих, сбытовых и др. процессов. Цели разработки организационной структуры:

- разделение стратегических и оперативных функций;

- обеспечение кратчайших путей прохождения информации;

- обеспечение оперативности при принятии управленческих решений;

Организационная структура  ОАО Федеральная пассажирская компания» представлена на рисунке  А1.

Организационная структура  компании включает в себя аппарат управления ОАО «Федеральная пассажирская компания» и 16 филиалов, которые охватывают всю территорию Российской Федерации. В состав филиалов входят 40 пассажирских вагонных депо, 37 вагонных участка, 15 железнодорожных агентств, 6 дирекций по организации питания.

Структура ОАО «ФПК»

Аппарат управления ОАО «ФПК»  (г. Москва);

  1. Восточно-Сибирский филиал;
  2. Горьковский филиал;
  3. Дальневосточный филиал;
  4. Енисейский филиал;
  5. Забайкальский филиал;
  6. Западно-Сибирский филиал;
  7. Калининградский филиал;
  8. Куйбышевский филиал;
  9. Московский филиал;
  10. Приволжский филиал;
  11. Северный филиал;
  12. Северо-Западный филиал;
  13. Северо-Кавказский филиал;
  14. Уральский филиал;
  15. Юго-Восточный филиал;
  16. Южно-Уральский филиал.

 

Самую непосредственную роль в процессе разработки и реализации стратегии отводится персоналу компании.

Разработка  организационно-корпоративного обеспечения  отводится менеджменту и руководству  компании.

Предприятие возглавляет  Генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет  полную ответственность за его состояния в деятельность перед государством и трудовым коллективом.

Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях  и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Организационная структура является линейно-функциональной. Линейные звенья представлены филиалами. Функциональное звено включает в себя бухгалтерию и юридический отдел.

 

3. Анализ продукции, технологий, оборудования и организации производства

 

Транспортная  подвижность населения, определяющая объемы оказываемых ОАО «ФПК» услуг по перевозке пассажиров в дальнем следовании, зависит от состояния национальной экономики и уровня жизни населения.

В отчетном периоде  Компания работала в условиях продолжающегося посткризисного восстановления российской экономики.

Рост ВВП  в 2012 году составил 3,4%. Объем промышленного производства, потребительские расходы превысили максимальные предкризисные значения середины 2010 года.

Индекс потребительских  цен в 2012 году составил 6,6% (рост на 0,5% по сравнению с 2011 годом).

Уровень безработицы  к экономически активному населению (на конец периода) сократился на 0,9% и составил 5,7%.

Реальные располагаемые  денежные доходы населения выросли на 4,2% к уровню 2011 года.

В таких условиях объемы перевозок Компании в 2012 году выросли на 2,0%, а по отдельным направлениям рост составил более 10%. Основными пассажирообразующими маршрутами являются маршруты южного направления (на курорты Северного Кавказа и Крыма), а также в сообщением Москва — Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Воронеж, Саратов.

За июнь —  август 2012 года, в период летних перевозок, ОАО «ФПК» перевезено 35,8 млн пассажиров (2,3% роста к 2011 году).

По направлениям перевозок из регионов России на курорты  Черноморского побережья Северного  Кавказа и Крыма в летний период 2012 года сформировалась более высокая динамика пассажиропотока железнодорожным транспортом по сравнению с авиационным транспортом.

Особенностью  перевозок пассажиров в дальнем  следовании является ярко выраженный и устойчивый характер неравномерности  по календарным периодам года.

Минимальный объем перевозок осуществляется в феврале (5,8% годового объема), максимальный — в августе (12,5% годового объема).

На рисунке 1 представлена структура пассажироперевозок по годам.

 

Рисунок 1 - Структура пассажиропотока по календарным периодам

 

Пиковый спрос на пассажирские перевозки наблюдается в период общегосударственных праздников и в преддверии выходных дней (пятница), во время проведения крупных спортивных мероприятий международного уровня и событий в регионах (форумы, юбилеи крупных городов, фестивали, концерты и т. д.). Для обеспечения перевозок пассажиров в условиях неравномерного спроса Компания вводит курсирование поездов круглогодичного, сезонного и разового обращения.

На пиковые  даты перевозок назначаются дополнительные поезда.

На рисунке 2 представлен пассажирооборот в зависимости от типа поезда.

Рисунок 2 - Пассажирооборот  ОАО «ФПК» в 2012 году по типам поездов

Таким образом, мы наблюдаем, что большее число пассажирооборота приходиться на скорые поезда круглогодичного  обращения.

 

4. Анализ организации маркетинга и сбыта

 

ОАО «ФПК», в  соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, создано как национальный интегрированный перевозчик в дальнем следовании с целью повышения эффективности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом при обеспечении достаточного уровня прозрачности, управляемости и контроля со стороны государства. Видение Компании основывается на обоюдном понимании как со стороны ОАО «ФПК», так и со стороны государства приоритетности задачи сохранения доли железнодорожного транспорта на рынке перевозок пассажиров и взаимной заинтересованности сторон в развитии и реализации потенциала железнодорожных пассажирских перевозок в интересах граждан России. В таблице 1 представлены видение стратегического планирования и разработка стратегических проектов.

Таблица 1

Стратегические  цели компании

Видение

Стратегические  проекты

ОАО «ФПК» —  высокоэффективная, финансово устойчивая, инновационная, динамично развивающаяся компания, ориентированная на увеличение акционерной стоимости

• Расширение практики применения динамического ценообразования

• Повышение  эффективности деятельности в сфере перевозок багажа, грузобагажа и почты

• Замена одноэтажных  вагонов купе двухэтажными

• Замена вагонов  плацкартного типа на вагоны с местами для сидения на коротких маршрутах

ОАО «ФПК» выполняет  функцию национального перевозчика, осуществляющего «традиционные» скоростные пассажирские перевозки дальнего следования по сетям железных дорог России, стран ближнего и дальнего зарубежья

• Оптимизация маршрутной сети в части ускорения движения поездов и перевода их на дневное время курсирования

• Развитие мультимодальных  перевозок совместно с другими перевозчиками

• Формирование дополнительных фирменных поездов

• Оптимизация  продуктового предложения, в т. ч. обеспечение однородности продукта по качеству подвижного состава в рамках одного поезда

ОАО «ФПК» является клиентоориентированной компанией — лидером по качеству обслуживания.

Она обеспечивает удобные для пассажира условия перевозки, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки

• Оптимизация  продуктового предложения в части разработки стандартов качества

• Формирование дополнительных фирменных поездов

• Оптимизация  каналов продаж (включая брендинг) в части повышения доступности процедуры покупки билета посредством электронных каналов продаж

• Развитие мультимодальных  перевозок совместно с другими перевозчиками

• Развитие ключевых навыков и компетенций сотрудников Компании

ОАО «ФПК» —  социально ориентированная компания, решающая в рамках государственного заказа задачу по обеспечению доступности массового   передвижения людей посредством экологичного вида транспорта

• Выполнение государственного заказа

по обеспечению  транспортной доступности

• Замена вагонов  плацкартного типа на вагоны с местами для сидения на коротких маршрутах

ОАО «ФПК» обладает узнаваемым международным брендом и является надежным партнером на евразийском пространстве

• Оптимизация каналов  продаж (включая брендинг), в т. ч. обеспечение доступности приобретения билетов на международные поезда ОАО «ФПК» через электронные каналы продаж

• Развитие мультимодальных  перевозок, в т. ч. повышение удобства расписания международных поездов ОАО «ФПК» и обеспечение стыковок с другими видами транспорта на межгосударственных маршрутах, ускорение движения международных поездов

• Оптимизация продуктового предложения, в т. ч. обеспечение понятного продуктового предложения для пассажиров международных поездов

• Развитие ключевых навыков и компетенций сотрудников Компании

Железнодорожные пассажирские перевозки

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Федеральная пассажирская компания»