Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:04, курсовая работа
Целью работы является оценка конкурентоспособности предприятия.
Задачами работы выступают: рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и методов ее оценки; определение основных конкурентов и оценка конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является розничная сеть магазинов «Магнит».
Введение
В условиях рыночной экономики,
нестабильной внешней среды возникает
потребность в применении наиболее
современных и эффективных
В условиях экономической
свободы хозяйственным
В современной экономике в настоящее время уделяется, большое внимание конкуренции. Конкуренция одна из наиболее важных проблем стоящих у предприятий на сегодняшний день. Конкурентное преимущество организации лежит в основе ее успешной деятельности на рынке.
В понятие конкурентоспособности
организации вкладывается ее способность
выпускать конкурентоспособную
на конкретном рынке продукцию, ее преимущество
по отношению к другим фирмам данной
отрасли внутри страны или за ее
пределами. В масштабе страны конкурентоспособность
означает эффективную интеграцию в
мировое хозяйство, соответствующее
функционирование всех его структур
для обеспечения суверенитета и
высокого качества жизни населения.
Повышение
В настоящее время не существует
единого определения понятия
«конкурентоспособности». Основными
факторами, которые обуславливают
возможность множественности
Быстрые изменения внешней
среды отечественных
Целью работы является оценка
конкурентоспособности
Задачами работы выступают:
рассмотрение теоретических основ
конкурентоспособности и
Объектом исследования является розничная сеть магазинов «Магнит».
1. Теоретические
аспекты оценки
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Таким образом, конкурентоспособность
фирмы - понятие относительное: одна
и та же фирма в рамках, например,
региональной отраслевой группы может
быть признана конкурентоспособной, а
в рамках отраслей мирового рынка
или его сегмента - нет. Оценка степени
конкурентоспособности, т.е. выявление
характера конкурентного
Таким образом, конкурентное
преимущество одной фирмы над
другой может быть оценено в том
случае, когда обе фирмы удовлетворяют
идентичные потребности покупателей,
относящиеся к родственным
Далее, исходя из того, что
конкурентоспособность отражает продуктивность
использования ресурсов фирмы, для
ее оценки необходимо выбрать критерии
продуктивности использования ресурсов.
В том случае, если деятельность
фирмы связана с извлечением
прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются
в денежном выражении, продуктивность
использования ресурсов фирмой может
быть оценена показателем
Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкость продукции и пр.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Управление
Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.
Изучение конкурентов
и условий конкуренции в
Определение собственной
конкурентоспособности
Оценка конкурентной позиции фирмы требуется для:
В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.
Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
Существуют разные методы оценки конкурентоспособности: матричные, основанные на конкурентоспособности продукции, основанные на теории эффективной конкуренции, комплексные. Рассмотрим те, методы, которые целесообразно применить для оценки конкурентоспособности предприятия:
1) методика сравнительного анализа конкурентов
На первом этапе на основе государственных регистров и собственных наблюдений выбираются конкуренты.
Процесс анализа конкурентоспособности предприятия начинается с определения основных конкурентов.
Для этого используют различные приемы выбора конкурентов.
- Выбор ближайших конкурентов.
В список входят конкуренты, предоставляющие
аналогичные услуг, объем
- Выбор более мощных
- Выбор конкурентов, обладающих
значительной суммарной долей
на рынке. Как правило, это
наиболее представительная
- Выбор всех действующих
- Выбор всех возможных
Важным критерием отбора является сопоставимость масштабов деятельности. Однако необходимо отметить, что группа значительно уступающих по масштабам предприятий (каждое из которых можно не рассматривать в качестве конкурента) в результате конъюнктурного совпадения интересов (целей) может оказаться достаточно сильным конкурентом. Также важным является учет потенциальных конкурентов.
Решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности предприятия, принимается с учетом целей оценки. В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
Каждому из этих параметров нужно дать количественную оценку. Сделать это можно экспертным путем, например, проранжировать все параметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов. Если по строке «рыночная доля» проставлена оценка 1 для 1-го конкурента, то это означает, что именно рыночная доля является его слабой стороной. Если наоборот, оценка равняется 5 баллам, то данный параметр является его наиболее сильной стороной.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия