Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:27, дипломная работа
На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:
- пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению Р. Шакурова, 1под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность педагогического менеджмента и его основные принципы…..10
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26
1.3. Организационно-управленческая деятельность учителя – менеджера на уроке ………………………………………………………………………………………..36
Глава 2. Анализ опыта педагогического менеджмента в практике управления сельской школой
2.1. Общая характеристика МОКУ «Новокошкульская сош»…….………….47
2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57
2.3. Осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош». ………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ………………………
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
Кафедра управления развитием образования
«____»________________2012 г.
Зав. кафедрой:
__________________ (подпись)
Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности
Выпускная работа по специальности
080504.65 – Государственное
и муниципальное управление
__________________( подпись)
Выпускная работа защищена
«____»______________ 2012 г.
Оценка ___________________
Председатель ГАК _________
Омск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность педагогического
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26
1.3. Организационно-управленческая
деятельность учителя –
Глава 2. Анализ опыта педагогического менеджмента в практике управления сельской школой
2.1. Общая характеристика МОКУ
«Новокошкульская сош»…….………….
2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57
2.3. Осуществление педагогического
менеджмента в организационно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена проблемами развивающейся системы образования в Российской Федерации: положениями Закона «Об образовании» РФ, который сегодня находиться на стадии разработки, необходимостью обновления содержания образования на основе государственного образовательного стандарта второго поколения, который определил новые требования как к выпускнику образовательного учреждения, так и к учителям, внедрил в практику обучения инновационные технологи, ориентированных на личность школьника.
В условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс приобрел конкретное смысловое значение и технологическое очертание. Проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
На наш взгляд,
системообразующий фактор
Процесс обучения - это целенаправленная
Свою задачу учитель видит в мотивированном управлении личностно- ориентированным процессом обучения, в ходе которого осуществляется духовное и физическое развитие учащихся, обеспечивается овладение способами познания реальной действительности. Закрепление в педагогической науке понятия «управления», а на данном этапе развития образования и понятия «педагогический менеджмент», связано, прежде всего, со становлением управления как самостоятельной области знания. Потребность изучения теории менеджмента в педагогике и практике продиктована жизнью, ростом запросов общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования, становлением системы платных услуг (ст. 45 Закона «Об образовании» РФ).
Выделяют два уровня педагогического менеджмента в учебном заведении. Первый уровень – это руководитель учебного заведения и его заместители. Второй уровень – это педагоги и учителя. Именно этой структуры мы придерживались при изучении педагогического менеджмента, так как, считаем, что это системное понятие, которое должно включать себя не только исследование деятельности директора учебного заведения, но и деятельность каждого учителя в отдельности.
На данном этапе развития
ОУ решение сложнейшей проблемы управления
учебно-познавательным процессом сдерживается
рядом объективных и субъективн
- пока недостаточной
интеграцией усилий и
- отсутствием в арсенале учителя дидактических средств, набора диагностических методик для изучения индивидуальных особенностей и уровня обученности учащихся. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях отработана система мониторинга, непрерывного и системного отслеживания результативности учебного процесса, без чего невозможно управление процессом обучения. Не отработана техника партнерского, неавторитарного общения, что является необходимым условием в управлении организацией личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся;
- недостатком управленческой
культуры в педагогической
- противоречием между потребностью и необходимостью управлять учебно-познавательным процессом в классе и непониманием в течение долгого времени отдельными теоретиками подобного вида деятельности в развивающей и развивающейся школе на уровне учителя, который не опосредованно, а непосредственно обеспечивает управление процессом обучения и внедрение инноваций в практику;
- противоречием между
сложившейся традиционной
- противоречием между
наличием современных
Преодоление вышеназванных трудностей и противоречий позволяет учителю перейти от эпизодического, недостаточно пока управляемого и малоэффективного учебного процесса в образовательном учреждении к осуществлению этой деятельности как управляемому процессу в каждом конкретном учебном классе.
Управлять учебно-познавательном
процессом (УПП) - это значит непрерывно познавать, исследовать процесс
обучения, вносить коррективы в процедуры познавательной
На смену философии воздействия в управлении ОУ идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Важным этапом в развитии образования является разработка технологий обучения, раскрытие их сущности и поиск механизмов реализации в педагогической практике в соответствии с парадигмами современного образовательного процесса. Без их познания и использования в практике не может быть поступательного движения, перехода процесса обучения в качественно новое состояние.
В своих научно-теоретических исследованиях мы опирались на результаты фундаментальных теорий, методологию и методы обучения, которые были раскрыты в отечественной и зарубежной педагогике, психологии и теории менеджмента: Ю.К.Бабанского, В.Д.Белилов|жого, Е.В.Бондаревской, К.Я.Вазиной, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, В.И.Загвязинского, Л.В.Занкова, В.И.Зверева, В.С.Ильина, Л.Де Калувэ, А.Р.Каньковской, М.В.Кларина, Б.И.Коротяева,
В.В.Краевского, ВАКрутецкого, В.В.Крыжко, Г.Ю.Ксензовой, В.С.Лазарева, О.Т.Лебедева, ИЯ.Лернера, Э.Маркса, М.И.Махмутова, Н.Н.Мельниковой, Л.Ф.Николина, Е.М.Павлютенкова, М.Петри, Ю.Н.Петрова, А.В.Петровского, Д.М.Полева, М.Л.Портнова, И.П.Раченко, Г.К.Селевко, И.Б.Сенновского, В.В.Серикова, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, В.Т.Фоменко, Е.Н.Шиянова, Е.А.Ямбурга и др. Публикации перечисленных авторов отражают сущность и особенности процесса обучения, инновации в моделировании образовательных систем, значимость и содержание новых технологий обучения в школе, специфику управления развитием школы, научные основы менеджмента и концепции личностно-ориентированного образования.
Вопросы педагогического
менеджмента и конструкции
Теория менеджмента
привлекает прежде всего своей личностной
Все это послужило основанием для выбора темы выпускной работы: «Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности».
Цель выпускной работы: выявить особенности педагогического менеджмента, как особого вида управленческой деятельности в образовательном учреждении.
Объект исследования - педагогический менеджмент
Предмет исследования – особенности педагогического менеджмента на примере МОКУ «Новокошкульская сош» Тюкалинского района.
Реализации поставленной цели поможет решение следующих задач:
1. Дать основные характеристики
педагогического менеджмента:
2. Выделить особенности
организации управленческой
3. Охарактеризовать
4.Описать
опыт осуществления
5. Проанализировать осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош».
Основными методологическими
принципами работы выступают системно-
Информация о работе Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности