Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы определить роль и место планирования в управлении предприятием.
Задачами данной работы являются:
- изучить основные методы и объекты планирования;
- исследовать систему планирования на предприятии;
- выявить основные факторы, структуру и виды планов на предприятии
Введение………………………………………………….……………….……….3
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования…….……………………....5
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием………………………….5
1.2. Планирование как наука. Объект и основные методы……..…………………..….....14
1.3. Предмет планирования………………………………………………………….…….19
ГЛАВА 2. Система планирования на примере отдела по планированию ремонтов ЦАПТ ДТБД ОАО ВМЗ.......................................................................22
2.1. Краткая характеристика производства ОАО ВМЗ и дивизиона труб большого диаметра………………………………………………………………………………………....222.2. Основные функции планирования заложенные в ДТБД ………………..……....…....30
2.3. Состав и выполняемые функции персонала отдела планирования ЦАПТ ДТБД…...35
2.4. Результаты работы отдела планирования за II квартал 2012 г………………….….....49
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития планирования в России……..53
3.1. Основные проблемы финансового планирования в современной России.…………………………………………………..……………………………..
3.2. Основные этапы по совершенствованию структуры планирования на предприятия……………………………………………………………………………..
Заключение.............................................................................................................
Список используемой литературы…….………………………………………..
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Дисциплина «Основы менеджмента»
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
На тему:
«Планирование как основная функция управления»
заочного обучения
Руководитель:
д.э.н. Алехина О.Ф.
Выкса 2013 г.
Содержание
Введение………………………………………………….……
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования…….……………………....5
ГЛАВА 2. Система планирования на примере
отдела по планированию ремонтов ЦАПТ
ДТБД ОАО ВМЗ...........................
2.1.
Краткая характеристика производства
ОАО ВМЗ и дивизиона труб большого диаметра…………………………………………………………
2.3. Состав и выполняемые функции персонала отдела планирования ЦАПТ ДТБД…...35
2.4. Результаты работы отдела планирования за II квартал 2012 г………………….….....49
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития планирования в России……..53
Заключение....................
Список используемой литературы…….………………………………………..
Введение
Планирование - это оружие мудрых, но планирование - это один из самых сложных видов работы, доступных человеку (Р.Аркофф).
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Сложившаяся на предприятиях методология и методика планирования базируется на концепции централизованного народнохозяйственного планирования, созданной применительно к условиям бывшего хозяйственного комплекса Советского Союза, и не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы планирования сводятся к следующему. Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не одержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной деятельности. Различные разделы текущих планов разрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации, не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделений предприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисциплину и ответственность за конечные результаты деятельности предприятия.
В настоящее время выбранная тема очень актуальна, так как создание организационного и экономического механизма управления предприятием в условиях рыночной экономики и разработки четкой системы, достаточно сложный процесс, к которому необходимо стремиться.
Цель данной курсовой работы определить роль и место планирования в управлении предприятием.
Задачами данной работы являются:
- изучить основные методы и объекты планирования;
- исследовать систему планирования на предприятии;
- выявить основные факторы, структуру и виды планов на предприятии;
Объектом исследования является планирование как функция управления.
Предметом исследования является Отдел по планированию ремонтов ЦАПТ ДТБД ОАО ВМЗ.
Однако построение системы планирования - процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
Внутрифирменное планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования еще зависит от точности фактических показателей прошлого.
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования.
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием.
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.¹
Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект.²
Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование - прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства.
¹ Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2009 г.,
² Ильин А.И. Планирование на предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое знание, 2008 г.
Поэтому процесс управления выступает как объективно преодоленная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла.
Рис 1. Связь планирования с другими функциями управления.
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.
Организация как функция управления - это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию:
- производства
- труда
- управления
Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени работ выполнения работ, технического и информационного обеспечения и т.п.
Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе.
Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения, и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.
С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа - комплексного изучения производственно - хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов.
Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений, и оцениваются их последствия.
Активизация - это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального - социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.д.)
Перечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяют конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.
Сам процесс планирования проходит в четыре этапа:
Планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.
С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившийся ситуации или из опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно - следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.
Информация о работе Планирование как основная функция управления