Планирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:47, реферат

Краткое описание

Последовательность осуществления предпринимательского проекта.
В процессе осуществления любого предпринимательского проекта можно выделить семь основных этапов:
идея проекта
формирование замысла
планирование
заключение контрактов
ресурсное обеспечение
производство продукта проекта
реализация продукта проекта

Вложенные файлы: 1 файл

10. Планирование предпринимательской деятельности (1).doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)


ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Последовательность осуществления  предпринимательского проекта

В процессе осуществления любого предпринимательского проекта можно выделить семь основных этапов:

ИДЕЯ ПРОЕКТА

 
 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА

 

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТОВ

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТА ПРОЕКТА

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТА ПРОЕКТА


Рис. 7.1. Этапы осуществления предпринимательского проекта

В основе каждого предпринимательского проекта всегда лежит некая коммерческая идея, перерастающая в дальнейшем в более-менее конкретный замысел. Обдумывая замысел проекта, предприниматель уточняет характеристики продукта проекта, прикидывает, какое количество этого продукта он сможет произвести и продать, оценивает связанные с этим затраты, сопоставляет их с ожидаемой прибылью и в итоге делает вывод о целесообразности или нецелесообразности его осуществления.

На следующем этапе замысел  предпринимательского проекта продолжает конкретизироваться, превращаясь в подробный план действий – бизнес-план. Формирование замысла и бизнес-планирование идут последовательно-параллельно. Начинать планирование можно и до окончания формирования замысла, но при этом нужно учитывать, что любое изменение замысла может так или иначе отразиться на бизнес-плане, а отдельные результаты, полученные на этапе планирования, могут в свою очередь существенно повлиять на замысел проекта и даже заставить отказаться от его реализации.

Серьезная проверка замысла проекта  и основных положений бизнес-плана  начинается уже на этапе заключения контрактов. Независимо от вида деятельности, в процессе осуществления каждого проекта предпринимателю приходится подписывать множество разного рода договоров с обладателями необходимых ему факторов предпринимательства и покупателями производимых им товаров и услуг. Это могут быть договоры поставки и купли-продажи, аренды, подряда, трудовые договоры и т.п. Предварительные соглашения с поставщиками основных факторов предпринимательства и потребителями готовой продукции следует заключать как можно раньше, желательно еще до начала осуществления проекта. Соблюдение этого условия служит относительной гарантией того, что реализация проекта не сорвется вдруг из-за отсутствия, к примеру, какой-то весьма простой и дешевой, но крайне нужной детали, и вся произведенная предпринимателем продукция найдет своего покупателя. Проблемы же, возникающие на этапе заключения контрактов, в дальнейшем, как правило, все более усугубляются и в результате могут стать причиной краха всего проекта.

Этапу производства продукта предпринимательского проекта предшествует начальная стадия этапа ресурсного обеспечения проекта. На этой стадии в соответствии с технологией каждого конкретного производства накапливается достаточное количество производственных запасов, которые затем, на следующем этапе осуществления проекта, преобразуются в готовую продукцию. Пополнение производственных запасов производится или в сроки, установленные заключенными ранее контрактами, или по мере необходимости.

При планировании ресурсного обеспечения  проекта важно правильно оценить потребность в производственных запасах. Недостаток производственных запасов может привести к простоям и даже полной остановке всего производственного процесса, а их избыток – к дополнительным непроизводительным расходам. Таким образом, своевременно заключенные и правильно составленные контракты, обеспечивающие планомерное поступление ресурсов, позволяют экономить и время, и деньги.

Рассмотренные этапы осуществления предпринимательской  деятельности являются лишь прелюдией к главному – производству и реализации продукта предпринимательского проекта. Приоритет здесь принадлежит отнюдь не производству, а реализации (продаже) произведенного продукта. От того, сколько готовой продукции и по какой цене удастся реализовать, а также в какие сроки это будет сделано, зависит, в конечном счете, судьба предпринимательского проекта: будет ли он эффективен и какую прибыль он принесет предпринимателю?

Бизнес-план предпринимательского проекта

Цели и задачи бизнес-плана предпринимательского проекта

Бизнес-план – это заранее намеченная, практически осуществимая система согласованных, взаимоувязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение целей предпринимательского проекта.

Бизнес-план предпринимательского проекта  выполняет две основные задачи:

  • помогает предпринимателю оценить рациональные масштабы и ожидаемые результаты проекта;
  • способствует достижению взаимопонимания между предпринимателем и его компаньонами, коммерческими партнерами или внешними инвесторами, заинтересованными в реализации данного проекта.

Примерная структура бизнес-плана

  1. Введение (обзорный раздел).
  2. Историческая справка (описание участников проекта).
  3. Описание предпринимательского проекта.
  4. Описание продукта предпринимательского проекта.
  5. Результаты исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта.
  6. Маркетинговая стратегия.
  7. Организация производства продукта предпринимательского проекта.
  8. Управление проектом.
  9. Кадровое обеспечение проекта.
  10. Финансовый план.
  11. Оценка и способы минимизации предпринимательских рисков.

Содержание введения и исторической справки

Введение, обычно занимающее не более  двух страниц, является самым важным разделом бизнес-плана. В этом разделе должны содержаться основные сведения о бизнес-проекте, представляющие наибольший интерес для потенциальных инвесторов. Предпринимательская практика показывает, что от того, насколько полно и убедительно во введении продемонстрированы главные достоинства предпринимательского проекта, во многом зависит, захочет ли кто-нибудь и когда-нибудь его осуществить.

Второй раздел бизнес-плана –  историческая справка – посвящен описанию инициаторов и основных участников проекта. В качестве инициаторов и участников бизнес-проекта могут выступать как коммерческие и некоммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Главная цель этого раздела – убедить компаньонов и потенциальных инвесторов в том, что при таком (и, разумеется, только таком !) составе участников данный проект будет успешно осуществлен 1. И потому здесь обычно бывает полезно, помимо чисто экономических показателей, привести несколько правильно подобранных фактов, положительно характеризующих участников проекта. В частности, для индивидуальных предпринимателей большое значение могут иметь, к примеру, сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени и ученого (почетного) звания, научных публикациях, предыдущем опыте работы и т.п., для коммерчески организаций – упоминание о проектах, в которых они принимали участие.

Описание предпринимательского проекта  и продукта проекта

В третьем и четвертом разделах бизнес-плана приводится описание предпринимательского проекта и его продукта. Рассказывая  о продукте проекта, прежде всего следует обратить внимание на его особенности и элементы новизны, наиболее значимые с точки зрения потребителя, подчеркнуть его преимущество перед другими аналогичными продуктами. В случае, когда продукт проекта является объектом интеллектуальной собственности (как, например, топология электронной схемы, компьютерная программа или база данных), необходимо заранее предусмотреть возможность его правовой охраны и оговорить условия распределения прав на него между участниками проекта.

Исследование рынка сбыта 

продукта предпринимательского проекта

Задачи исследования рынка

В процессе исследования рынка предприниматель должен решить две основные задачи:

  • определить круг продавцов и потенциальных потребителей на рынке сбыта продукта предпринимательского проекта;
  • провести анализ спроса и предложения на рынке сбыта продукта предпринимательского проекта и определить факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения.

Этапы исследования рынка

Процесс исследования рынка можно  условно разбить на пять основных этапов:

  1. Постановка задачи исследования и определение характера и количества необходимой информации.
  2. Выбор метода исследования.
  3. Сбор и первичная обработка информации.
  4. Обобщение и анализ собранной информации.
  5. Использование полученных результатов.

Методы исследования рынка

Методы исследования рынка сбыта  продукта предпринимательского проекта  можно разделить на две группы. К первой группе относятся качественные методы исследования рынка (проведение социологических опросов, получение экспертных оценок, социально-экономическое экспериментирование и т.д.), ко второй – количественные методы (статистическое исследование рынка, факторный анализ, прогнозная экстраполяция, экономико-математическое моделирование и др.).

Разработка маркетинговой стратегии

Концепция маркетинга

Существует пять основных подходов к организации предпринимательской деятельности:

  • концепция совершенствования производства;
  • концепция совершенствования товара;
  • концепция интенсификации коммерческих усилий;
  • концепция маркетинга;
  • концепция социально-ориентированного маркетинга.

Согласно концепции совершенствования  производства, потребители, как правило, отдают предпочтение товарам, широко распространенным на рынке и доступным по ценам, и потому предпринимателям следует уделять особое внимание  совершенствованию  производства  и  повышению  эффективности  системы распределения товара. Такой подход будет приемлемым в следующих случаях:

  • когда спрос на товары превышает их предложение и нужно наращивать объемы производства;
  • когда необходимо снизить себестоимость товаров, чтобы  сделать их более конкурентоспособными.

В основу концепции совершенствования  товара положено утверждение о том, что потребители всегда более благосклонны к товарам, обладающим лучшими потребительскими свойствами и отличающимся высоким качеством. В соответствии с этой концепцией предприниматели должны сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.

Предприниматели, признающие концепцию интенсификации коммерческих усилий, считают, что потребители не будут покупать их товары в достаточном количестве, если они не предпримут значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж. Наилучшим образом такой подход способствует продаже товаров и услуг "пассивного" спроса, о приобретении которых покупатели сами, как правило, и не задумываются (энциклопедические словари, добровольное страхование, вакцинация и др.).

В соответствии с концепцией маркетинга залогом успешного достижения предпринимательских целей является определение нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Действия  предпринимателя, направленные на активизацию  продажи товара, называются маркетингом. Маркетинг включает в себя исследование рынка, разработку товара, ценообразование, рекламу, организацию продажи и сервисного обслуживания проданного товара.

С развитием рыночных отношений в  цивилизованном мире все более широкое  распространение получает концепция  социально-ориентированного (социально-этического) маркетинга. В рамках этой концепции главной задачей предпринимательской деятельности признается определение нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами, при одновременном сохранении или укреплении благополучия потребителей и общества в целом. Реализация концепции социально-ориентированного маркетинга основывается на сбалансированности трех основных факторов: предпринимательской прибыли, покупательских потребностей и интересов общества.

Жизненный цикл товара

Понятие жизненного цикла товара является ключевым в концепции маркетинга. Изучив особенности жизненного цикла какого-либо конкретного товара, можно успешно контролировать процесс его продажи и получения прибыли, определять эффективность избранной маркетинговой стратегии, состояние конкуренции и поведение покупателей с момента поступления товара на рынок до момента прекращения его продажи.

Рис. 7.2. Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара (рис. 7.2) состоит из четырех основных стадий: внедрение, рост, зрелость и спад, которые различаются во времени, по объему продаж и получаемой прибыли.

Каждая  стадия жизненного цикла товара имеет  свои характерные особенности. На первой стадии происходит внедрение товара в рынок. Предполагается, что в начале своего жизненного цикла новый товар в чем-то превосходит аналогичные товары конкурентов, и потому следует стимулировать спрос на него с помощью широкой рекламы его преимуществ, а также иными способами активно продвигать этот товар на рынок.

Исследования показали, что на стадии внедрения нового товара в рынок продавцы могут рассчитывать, прежде всего, на покупателей-новаторов – людей молодых, образованных и достаточно богатых (как это было, например, на начальном этапе развития в России сетей мобильной телефонной связи). Доля "новаторов" обычно не превышает 2-3% от общего числа потенциальных покупателей.

Информация о работе Планирование предпринимательской деятельности