Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:38, реферат
Одним из базовых элементов совершенствования управления социально-экономического развития муниципального образования является непрерывное повышение квалификации муниципальных служащих. Наиболее распространенной практикой в большинстве муниципальных образований России является проведение квалификационных экзаменов или аттестаций, которые проходят регулярно раз в год, в два или в три года или реже в зависимости от уточнения Федерального закона об основах муниципальной службы в том или ином субъекте Федерации.
Повышение квалификации муниципальных служащих
Перспективный уровень
1. Описание практики
Одним из базовых элементов совершенствования управления социально-экономического развития муниципального образования является непрерывное повышение квалификации муниципальных служащих. Наиболее распространенной практикой в большинстве муниципальных образований России является проведение квалификационных экзаменов или аттестаций, которые проходят регулярно раз в год, в два или в три года или реже в зависимости от уточнения Федерального закона об основах муниципальной службы в том или ином субъекте Федерации. Согласно Статье 9 этого закона все муниципальные образования Российской Федерации обязаны присваивать квалификационные разряды муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации.
Подобная практика является базисной. В этом случае муниципальный служащий проверяется на соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с квалификацией муниципальных должностей муниципальной службы. Такая практика поддерживает уровень необходимой квалификации муниципального служащего и лишь в некоторых случаях способствует её повышению. В лучшем случае, рекомендациями по итогам аттестации могут стать: получение высшего образования (как первого, так и второго), курсы повышения квалификации и т.п. мероприятия, и только в том случае, если служащий был включен в резерв на повышение должности. Чаще всего служащий после проверки уровня профессиональной подготовки считается аттестованным и продолжает свою рабочую деятельность.
Перспективным уровнем практики повышения квалификации муниципальных служащих могут считаться:
1. Усовершенствованная система аттестации или сдачи квалификационного экзамена.
2. Система постоянного повышения квалификации сотрудников администрации муниципального образования не применительно к аттестации или квалификационному экзамену.
3. Целенаправленное перманентное изучение лучшего опыта других (передовых, успешных) муниципальных образований.
4. Освоение сотрудниками администрации новых направлений эффективного управления муниципальным образованием.
5. Информационное и техническое обеспечение сотрудников администрации при выполнении их работы.
Рассмотрим подробнее каждое направление повышения квалификации муниципального служащего:
1.1. Усовершенствованная система аттестации или сдачи квалификационного экзамена
Под усовершенствованной системой аттестации или сдачей квалификационного экзамена понимается комплексный вариант аттестации, насыщаемый новыми элементами по инициативе самой администрации муниципального образования. Это может быть любое дополнительное мероприятие, касающееся повышения квалификации муниципального служащего или более адекватной оценки его работы.
Например, в комплексе с аттестацией на соответствие квалификации может быть проведена аттестация на знание Устава муниципального образования, его истории, социально-экономического положения (основных социально-экономических показателей), стратегических направлений развития, основных достижений развития муниципального образования за определенный период и т.п. Этот неформальный комплекс мероприятий обязательно должен быть первоначально сопровожден созданием и распространением среди сотрудников администрации востребованной и доступной литературы (информационного блока), где они могли бы почерпнуть необходимые для прохождения аттестации знания.
Проведение такой расширенной аттестации способствует формированию в лице всей администрации муниципального образования команды единомышленников, которые получают в период подготовки к аттестации комплексные знания, выходящие за рамки их узкой специализации, но необходимые для более эффективной работы; также такие сотрудники становятся способны к продуктивному диалогу и сотрудничеству на межсекторном уровне.
Аттестация также может быть дополнена психологическим исследованием муниципальных служащих. Такое исследование, при условии найма на данную работу профессиональной организации, может помочь определиться с решением о соответствии сотрудника той или иной должности, о его потенциале и желании работать (приятнее ли сотруднику заниматься рутинной работой или он адекватнее ведет себя в нестандартных условиях принятия быстрого решения) и т.п. Такие исследования дают возможность главе муниципального образования лучше управлять своими подчиненными, и направлять их именно на ту работу, которая у них лучше всего получается. Однако эти исследования не должны проходить слишком часто.
Следующие четыре направления повышения квалификации муниципальных служащих не относятся к проведению аттестаций и квалификационных экзаменов.
1.2. Система постоянного повышения квалификации сотрудников администрации муниципального образования не применительно к аттестации или квалификационному экзамену
Данная практика предусматривает создание в муниципальном образовании отлаженной системы проведения регулярных семинаров, конференций или встреч сотрудников администрации, курирующих то или иное направление деятельности, с непосредственно работающими в этом направлении людьми.
Так, например, сотрудники администрации, курирующие направление образования, посредством организации и проведения семинаров, конференций или личных встреч с представителями дошкольных образовательных учреждений, школ, высших учебных заведений, должны держать руку на пульсе происходящих событий, доводить до своих собеседников политику администрации в сфере образования, собирать и инициировать возможные предложения по дальнейшему развитию образования в муниципалитете, тем самым, повышая свою квалификацию как муниципальных служащих.
1.3. Целенаправленное перманентное изучение лучшего опыта других (передовых, успешных) муниципальных образований
Изучение лучшего опыта других муниципальных образований должно красной нитью проходить через всю работу администрации муниципального образования. За последние несколько лет во многих муниципальных образованиях России накопился успешный опыт по ряду направлений работы любого муниципального образования.
Чаще всего муниципальные образования изучают опыт своих соседей – других муниципальных образований, расположенных недалеко от них, чаще всего в том же субъекте Федерации. Это верная практика, однако, она не позволяет изучить лучший опыт по всем направлениям деятельности администрации муниципального образования. В данном случае изучается просто опыт соседа, который вовсе не обязательно является передовым и заслуживающим перенятия.
Правильнее изучать опыт других муниципальных образований, выбирая их из некоторого числа возможных претендентов, наиболее соответствующих темпам развития муниципального образования или складывающейся социально-экономической ситуации. Легче всего очертить круг таких претендентов на специализированных семинарах или конференциях, куда приглашаются участники из различных муниципальных образований. Именно здесь завязываются наиболее прочные профессиональные контакты. Некоторые муниципальные образования, чаще всего города, используют опыт городов-побратимов.
В любом случае регулярное общение и взаимодействие поддерживает и укрепляет межмуниципальные связи, а также повышает квалификацию муниципальных сотрудников, активизируя выработку у них новых идей и предложений, способствующих более эффективной работе.
1.4. Освоение сотрудниками администрации новых направлений эффективного управления муниципальным образованием
Для успешного управления муниципальным образованием необходимо идти в ногу со временем, изучать и применять те новые разработки, которые зарекомендовали себя как успешные или необходимые для эффективной работы муниципального образования. Среди таковых можно назвать стратегическое планирование, перспективный финансовый план, создание комплексных программ, оценка и мониторинг программ, проведение правового зонирования территории, создание собственной муниципальной статистики, создание структур или организаций, не входящих в структуру администрации и способствующих развитию малого бизнеса или социально-экономическому развитию муниципального образования в целом и т.п.
Изучение и внедрение всего многообразия новых управленческих технологий требует не только большого количества времени на первом этапе, но и квалифицированных сотрудников, которые могут свободно разбираться в массиве получаемой информации и успешно претворять эту информацию в жизнь. Для этого сотрудники администрации должны иметь возможность не только изучать литературу соответствующей тематики, но и посещать семинары и конференции, заявленные темы которых относятся к новым управленческим разработкам. Также администрации муниципальных образований могут приглашать консультантов из консалтинговых организаций или научно-исследовательских центров, занимающихся вопросами муниципального экономического развития, или воспитывать консультантов и тренеров в собственной среде, для проведения аналогичных семинаров для большей части сотрудников администрации.
1.5. Информационное и техническое обеспечение сотрудников администрации при выполнении их работы
Это направление повышения квалификации муниципальных служащих наиболее простое для описания и наиболее затратное на этапе создания.
Каждый сотрудник администрации для эффективного выполнения своей работы должен иметь доступ, по мере возможности, к соответствующему техническому обеспечению (выход в Интернет, компьютер, телефон, факс и другая оргтехника), а также к информационному обеспечению его работы (Интернет, собственная информационная база).
Для выделения соответствующих финансовых ресурсов необходимо политическое решение главы муниципального образования о создании и поддержании информационной базы.
Также необходимо уделять внимание обучению муниципальных служащих приемам пользования всем техническим обеспечением, различными поисковыми, презентационными и редакторскими программами. Важно, чтобы служащие свободно чувствовали себя в информационном пространстве и могли быстро находить нужную для их работы информацию.
2. Муниципальное образование
Город Дзержинский (Московская область).
3. Исходная ситуация
Город Дзержинский Московской области – город необычный и незаурядный. Его можно смело признать передовым городом по ряду направлений муниципального социально-экономического развития. Повышение квалификации муниципальных служащих – только одно из них.
Дзержинский – город молодой (статус города получен в 1981 г) и небольшой (чуть меньше 40 тыс. жителей), до 1996 г. был городом районного подчинения. В 1990-е гг., несмотря на все трудности и проблемы, с которыми столкнулась Россия при переходе к рыночным отношениям, город продолжал развиваться. Так 17 декабря 1995 г. на местном референдуме был принят Устав города Дзержинского, в котором город провозглашался самостоятельным муниципальным образованием. В следующем году состоялись первые в истории города выборы мэра и депутатов городской думы. 4 сентября 1996 г. решением Московской областной думы городу Дзержинскому присвоен статус города областного подчинения.
Выход из районного подчинения и становление местного самоуправления способствовали активизации городского сообщества, развитию малого предпринимательства и городских средств массовой информации (газета, радио, телевидение). Коренным образом изменилась и структура управления городом. Была сформирована новая администрация, способная решать сложные городские проблемы за счет местных ресурсов, созданы новые городские службы: пенсионный отдел, отделы социальной помощи, бюро технической инвентаризации, налоговая инспекция, служба занятости, нотариат. Организованы муниципальные предприятия по эксплуатации городской инфраструктуры и жилого фонда. Жилой фонд и городское хозяйство перешли с баланса предприятий в ведение органов местного самоуправления. Фактически заново была создана образовательная, культурная и социальная инфраструктура.
По существу, в городе произошла муниципальная революция. В короткий исторический период без срывов и кризисов был осуществлен переход к управлению городом в новых, рыночных условиях хозяйствования.
Сейчас в Дзержинском активно ведется жилищное строительство и благоустройство территории. Город полностью телефонизирован, телефонная сеть наращивается на новых технологических принципах. Успешно функционирует кабельное телевидение, в основном решена серьезная прежде проблема транспортной связи с Москвой. Молодежь теперь может получать высшее образование, не выезжая из города – в филиале «Угреша» университета «Дубна». Успешно развиваются как градообразующие, так и малые и средние предприятия города.
В период становления нового конституционного строя России, сознавая свою ответственность за судьбу города и его жителей, представители органов местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных объединений города Дзержинского создали ряд основополагающих документов, определивших положительный вектор развития города.
23 декабря 1994 года общегородским собранием принята «Декларация о взаимодействии органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, общественных, религиозных и политических организаций в интересах развития города Дзержинского», определившая основные направления его развития.
16 декабря 1997 года общегородским собранием принята декларация «Город Дзержинский – прорыв в третье тысячелетие», определившая основные задачи, стоящие перед городом на пороге нового века.
В 1997 году администрация города и Международный демократический институт международных отношений провели семинар «Желаемое будущее города Дзержинского. Люди, ценности, общество», на котором впервые сделана попытка заглянуть в далекий 2020 год и представить будущее города.
Информация о работе Повышение квалификации муниципальных служащих